Глава 3. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕФОРМИРУЕМОМ ОБЩЕСТВЕ
.Глава 3. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕФОРМИРУЕМОМ ОБЩЕСТВЕ
"Национальный вопрос", понимаемый как состояние национальных отношений в определенных исторических условиях, является одним из важнейших показателей внутренней безопасности и политической стабильности в любом полиэтническом государстве. Национальная принадлежность в реформируемом российском обществе стала заметной составляющей политической мобилизации, активно влияющей на весь политический процесс.
Особенно явной актуализация этнической (национальной) проблематики становится на рубеже веков, о чем пишут сегодня многие исследователи, "Историческая практика показала, - отмечает Н.Г. Скворцов, - этничность, а также связанные с ней формы национализма не только сохранили, но и усилили свою роль в социальных и политических процессах. Нет надобности говорить о том, насколько остро сегодня стоят этнические и национальные проблемы в ряде регионов земного шара, в том числе и на территориях бывшего Советского Союза и современной России".
Негативный опыт распавшихся в недавние годы в результате этно-национальных конфликтов и войн Югославии, Чехословакии, Эфиопии, СССР, построенных по принципу "социалистического федерализма" и выделения "национальных республик", говорит о необходимости уделять этой проблеме особое внимание. Более того, тезис об опасности возможных коллизий в развитии межэтнических отношений для будущего России зачастую становится непременным атрибутом выступлений многих политических лидеров.
Главной проблемой исследования состояния и характера межнациональных отношений становится точная оценка и определение перспектив их дальнейшего развития в различных регионах страны. Возможность научной оценки состояния этих отношений основывается на междисциплинарном подходе и анализе объективных условий, в которых эти отношения формируются. Такого рода подход позволяет получить обоснованный вывод о вероятности возникновения напряженности в межнациональных отношениях и перерастания ее в конфликты, особо опасные вследствие того, что они могут вызывать в условиях современной России рост регионального сепаратизма, угрожающего целостности и стабильности страны.
Усиление внимания исследователей к проблеме межнациональных отношений в последнее время не означает, к сожалению, наличия сложившегося понятийного аппарата, позволяющего определить сущность и специфику этого феномена.
И первое, с чем сталкивается исследователь, это использование таких научных категорий, как "национальные отношения" и "межнациональные отношения" как равнозначных. С нашей точки зрения, эти понятия не совпадают по содержанию, и употребление их как равнопорядковых может существенно осложнить осмысление внутренних противоречий национальной сферы. Мы считаем, что, если исходить из сути проблемы, то национальные отношения корректнее понимать как социальные, экономические, политические отношения внутри нации, т.е. как процессы, отражающие ее внутреннюю жизнь.
В рамках каждой нации как целостного организма можно наблюдать противоположные тенденции во взаимодействии ее частей, перспективы развития которых могут быть противоположны: от солидарности до взаимного отрицания. Как правило, они имеют объективную основу. В условиях классового общества социальные отношения внутри нации выливаются в классовую борьбу, апогеем которой может стать революция, специфически разрешающая в каждом отдельном случае внутринациональные антагонистические противоречия.
В период вызревания революционной ситуации объективной становится необходимость устранения причин и условий возникновения острых социальных конфликтов. Однако неспособность правящих классов решить накопившиеся проблемы приводит к тому, что естественные неантагонистические противоречия национального развития приобретают антагонистический характер. Причем этот антагонизм, как правило, имеет две сферы проявления -внутреннюю и внешнюю. Во внутренней он проявляется в нарастающем несоответствии стратегических задач воплощения "национальной идеи" и реального состояния нации, в расхождении официально провозглашенного курса с реальной практикой утверждения приоритетности своего национального в многонациональном регионе (при определении государственного языка, расстановке кадров, обеспечении людей жилой площадью, работой, земельными участками, возможностью получения высшего образования и т.д.), борьбы за так называемую "национальную чистоту" и "особую" миссию данной нации. Во внешнем самовыражении национальные противоречия способны трансформироваться в межнациональные, поскольку нередко инспираторы внутринациональных конфликтов заинтересованы в искусственной "канализации" народного гнева, вызванного внутренними сложностями национального бытия, в сторону инонационального соседа.
Межнациональные отношения, влияющие на развитие наций и функционирование общества, следует понимать как отношения между различными нациями, народностями, этническими группами в различных сферах жизнедеятельности общества и на различных уровнях взаимосвязей - от национально-личностных до государственных. Субъектами этих отношений являются нации, народности, национальные и этнические группы. Межнациональные отношения, как и другие общественные отношения, представляют собой один из видов направленного социального взаимодействия, социальной активности и деятельности. Они детерминированы экономическими, политическими и психологическими факторами, которые в свою очередь обусловлены природой и социальной средой существования народов, их потребностями, обычаями и традициями. Межнациональные отношения относятся к числу субъектно-субъектных отношений, ибо в процессе этого взаимодействия каждая нация, народность, национальная или этническая группа выступают как субъект.
Структурировать межнациональные отношения можно как минимум по трем параметрам: по количеству охватываемых каждым из видов отношений народов, по характеру и содержанию этих отношения.
В первом случае речь может идти об отношениях:
а) между двумя народами;
б) между группами народов;
в) международные отношения. Во втором случае выделяются:
а) отношения более или менее тесного, многоаспектного сотрудничества народов;
б) разноплановые отношения: от благожелательности до неприязни; с) враждебные отношения.
В третьем случае - отношения экономические, политические, культурные и т.д.
Разумеется, предложенное структурирование является весьма условным, ибо межнациональные отношения чрезвычайно многообразны, они группируются и переплетаются самым неожиданным образом, могут сохраняться практически неизменными длительное время, а могут неожиданно видоизменяться, В конечном счете, взаимоотношения между нациями, их позитивное взаимодействие зависит от того, насколько высок экономический и культурный уровень каждой из них. А от позитивного взаимодействия народов, как показывает опыт истории, зависят не только отношения одного народу к другому, но и успешный процесс внутреннего развития самого народа. Борьба народов за максимально благоприятные условия своего экономического, социального и культурного развития породила национальный вопрос. Национальный вопрос - это прежде всего отношения национального неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные; это неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций; отставание неравноправных наций от наций привилегированных; это, наконец, атмосфера национальной розни, национальных распрей, вражды на национальной почве, закономерно возникающих под воздействием первых двух факторов (неравноправия, то есть режима национальных привилегий и национальной дискриминации, и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям и т.п.).
Каждый из названных элементов национального вопроса может иметь различную степень напряженности, разные масштабы проявления. Иногда национальные проблемы проявляются в вопросах экономики и культуры, а иногда на первый план выступают политико-правовые моменты. Указанные проблемы могут обострить ситуацию в сфере межнационального общения, оживить негативные наслоения в сознании и быту, которые сложились в результате длительного воздействия факторов, составляющих сущность национального вопроса.
Национальный вопрос всегда имеет конкрегно-историческое содержание, включающее совокупность национальных проблем на данном этапе развития. Причем с решением одних возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возросшим уровнем развития самих наций. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях. Для его решения нет и не может быть рецептов, одинаковых для всех этапов общественного развития всех регионов нашей страны. Каждый новый этап в жизни нашего общества выдвигает и новые проблемы в сфере национальных отношений. Российское государство, соединившее в себе более ста народов, находящихся на разных ступенях и уровнях исторического развития, служит ярким примером того, как отношения между различными национальностями могут служить основой единства или вызывать межэтнические конфликты, ведущие к взаимному отчуждению, к разрушению государственной целостности.
Перемены и реформы в Российской Федерации последнего десятилетия обусловили глубокие как позитивные, так и негативные последствия. Непосредственное влияние на сложные процессы в межнациональных отношениях оказывает ряд объективно складывающихся тенденций и противоречий между:
стремлением каждого народа к самоопределению, самоутверждению и объективными процессами интеграции общества в целом;
возрастающей самостоятельностью субъектов Федерации и объективной потребностью сохранения и упрочения общероссийской государственности в интересах всех народов;
тяготением к национально-культурной самобытности и исторически сложившейся культурной и языковой общностью народов России.
Названные противоречия и ряд других негативных факторов способствуют возникновению и усилению межнациональной напряженности и конфликтов в ряде регионов страны.
Данные отечественных исследований, фиксируя эту напряженность, прослеживая ее развитие во времени, говорят о том, что уровень межнациональной толерантности в стране в целом не имеет тенденции позитивного развития, а, следовательно, межнациональная напряженность и связанная с нею опасность для политической стабильности и целостности России - явление достаточно устойчивые.
Состояние межнациональных отношений в России определяется в значительной мере ее исторической спецификой, культурной самобытностью населяющих ее народов. Россия представляет уникальное многонациональное образование, отличающееся исключительным разнообразием своих этносоциальных элементов как по численности своего физического субстрата (от нескольких сотен людей до десятков миллионов), пространственно-географического расселения и природно-климатических условий существования, так и по специфичности, своеобразию их этноисторической культуры. Этнокультурный облик России определяется тем, что на протяжении всей ее истории русский народ служил ее этнокультурным и демографическим ядром, обеспечивавшим историко-культурную идентичность страны в глазах всех ее жителей, включая и нерусских, соседних государств и всего мирового сообщества. Вместе с тем, определенную, и временами весьма значительную долю жителей России всегда составляли представители других народов. В настоящее время Российская Федерация имеет население, позволяющее рассматривать ее как типичное национальное государство современного мира. Население страны представлено как русскими, численность которых по переписи 1989 г. составляла около 120 млн. человек, так и такими этническими группами как ороки (179 человек) и энцы (198 человек), самосознание которых и интерес к собственной традиционной культуре в последние годы усиливается. После распада СССР как единого государства этнополитическая ситуация в соотношении русских и нерусских во вновь образовавшемся суверенном государстве России существенно изменилась: если в Союзе русских было около 50% всего населения, то в Российской Федерации их более 82%. По этому показателю Россия сближается с такими странами, как Франция и Великобритания, не относимых в официальных документах к полиэтническим. Но Россия остается именно таковой. Общее число народов России достигает 150, в числе которых можно выделить три основных подразделения.
Во-первых, это народы, большая часть которых живет в Российской Федерации и, как правило, имеет национально-государственные образования. К ним, помимо русских, относится большинство народов алтайской семьи: тюркская группа - татары, чуваши, башкиры, якуты, тувинцы, хакасы и др.; монгольская группа - буряты, калмыки и др.; тунгусо-маньчжурская группа - эвенки, эвены и др. Сюда же относятся уральская семья, включающая в себя финно-угорскую группу (мордва, удмурты, марийцы, коми и др.) и северокавказская семья, подразделяющаяся на нахско-дагестанскую группу (чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши и др.), абхазо-адыгскую группу (кабардинцы, адыгейцы, черкесы и др.) и другие этносы (народы).
Во-вторых, это народы стран "ближнего зарубежья" (т.е. республик бывшего Союза), представленные на территории России значительными этническими группами, нередко с компактным расселением. К ним относятся украинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы, молдаване, грузины, узбеки и другие группы людей с определенной национальностью.
В-третьих, мелкие группы этносов, которые в большинстве своем живут за пределами России. Это - евреи, турки-месхитинцы, ассирийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды и другие этнические группы.
Каждый из этих народов обладает своей спецификой и определяемым ею статусом - положением, занимаемым им в различных сфера общественной жизни. Каждая из его социальных позиций связана с определенной сферой общества. Соответственно этому выделяются такие виды статусов, как экологический, социально-экономический, культурный, демографический, социально-политический, правовой, социально-психологический. Каждый из них охватывает совокупность достаточно внешних по отношению к нации статусных позиций, формирует не только ее место в обществе, но и межнациональные отношения. В его структуре наличествуют как достаточно стабильные, так и относительно изменчивые вариативные структуры. Этим он представляет особый интерес для политики, поскольку допускает изменения и коррективы.
Статус народа (этноса) измеряется количественно, что делает возможным проведение сравнительных исследований. Его влияние на политическую, экономическую и социальную жизнь общества может быть высоким и низким, порождающим чувства ущербности, обойденности и провоцирующим таким образом возникновение различного рода протестных явлений.
В структуре каждого статуса лежит ряд различных характеристик (показателей), которые в зарубежной литературе называют "маркерами". Экологический статус народа определяется размером занимаемой территории, характером рельефа (горный, равнинный), климатом (жарким, умеренным и холодным), почвой (плодородная или неплодородная), наличием растительности (пустыни, степь, тундра, тайга и т.п.), водными системами, флорой и фауной, с типом расселения (компактным, плотным или редким, рассеянным, дисперсным). Территория, занимаемая этносом, является фактором, определяющим его социальную значимость. Важной характеристикой этого статуса выступает продолжительность проживания па территории, Подобная временная характеристика определяет укорененность народа не только в природной, но и в социальной среде. С этой точки зрения возможно выделить основную этническую территорию (историческую родину) и неосновную; "коренные"- и "некоренные" народы.
Демографический статус нации определяется ее численностью, возрастным и семейным составом, состоянием здоровья, заболеваемостью и смертностью и в итоге - средней продолжительностью жизни. Абсолютная и относительная численность народа во многом определяют его будущность, перспективы ассимиляции; масштабность потребностей и связанных с их удовлетворением проблем; базу для соответствующих движений; социальный и политический вес в обществе. Существенным показателем этого статуса является средняя продолжительность жизни, формирующаяся на основе параметров рождаемости и смертности, которая обобщенно свидетельствует об уровне и образе жизни этноса. Ее уменьшение или увеличение говорит об улучшении или ухудшении социального благополучия этнической группы. Ухудшение демографического статуса этноса часто определяется сознательно проводимой политикой, ориентируемой на изменение этнодемографического баланса: этническими чистками, "выдавливанием" определенных этнических групп, их фактической дискриминацией.
Социально-экономический статус определяется объемом материальных благ, приходящихся на весь народ в целом и в среднем на одного его представителя (обеспеченность жильем, его средний размер и характер; средний уровень заработной платы и дохода в целом; уровень занятости и безработицы; профессионально-отраслевая структура; обеспеченность бытовыми, транспортными, медицинскими и тому подобными услугами; средний размер валового национального дохода, приходящийся на одного представителя парода, что принято называть показателем уровня и качества жизни). Важная характеристика социально-экономического статуса - место, занимаемое в профессионально-отраслевой структуре, в национальном разделении труда. С этой точки зрения каждый народ имеет специфическую систему занятий, а в некоторых случаях можно говорить даже о монополизации нацией определенных социальных ниш, целых видов общественной деятельности. Статус определяется и представительством народа в различных социальных и профессионально-классовых категориях и слоях. Это представительство может быть различным: соответствовать удельному весу народа в населении страны, либо не отклоняться от него в большую или меньшую сторону. Соотнесение данного показателя для различных народов позволяет судить об их экономическом равенстве или неравенстве.
Важными характеристиками политического статуса являются наличие собственной государственности и ее форма самостоятельное государство или автономия), определяющих возможность защиты интересов народа, формы организации его жизни. Одним из проявлений политического статуса является национальное представительство в различных структурах власти - законодательных, исполнительных и пр., реализуется через разные этнополитические институты (государственные или партийные), канал учета национальных интересов и требований и т.п. Это представительство может быть минимальным, незначительным; соответствующим удельному весу этноса в обществе, либо доминирующим, преобладающим. Тип этого представительства во многом определяет не только этнический облик власти, но и направленность проводимой ею политики. Национальная элита довольно остро реагирует на снижение представительства во властных структурах, особенно, если оно значительно меньше доли этого народа в обществе. Подобная практика воспринимается и истолковывается как дискриминация и становится почвой для выдвижения соответствующих требований.
Определенную специфику имеет связанный с политическим правовой статус нации. Он характеризуется объемом и характером прав и свобод, которыми она располагает (ограниченных, полноправных или привилегированных), характером законодательства, соотношением писаного, современного или традиционного, обычного права. Этот статус может варьироваться и иметь форму полноправности, когда нация равна в своих правах с другими нациями. Он может быть и ограниченным вследствие традиций или проводимой политики. Некоторые национальные группы обладают и привилегированным статусом.
В структуру социокультурного статуса нации входят язык, литература, фольклор и искусство, религия и церковь, образовательные, научные, театральные и тому подобные учреждения. Для существования и развития этноса чрезвычайно важна традиционная религия: для русских - православие. Язык признается источником культурного возрождения и политического сознания, показателем духовной силы и мощности народа, наиболее надежным признаком этичности. Существенной характеристикой культурного статуса этноса является культурная инфраструктура, в состав которой входят: наличие письменного языка, системы книгоиздательства, искусство и наука, театры и библиотеки, национальные школы, религиозные учреждения, определяющие объективные возможности и условия развития этнической культуры, объем потребляемых этносом культурных благ.
Своими особенностями обладает и социально-психологический статус этноса. Он охватывает как относительно постоянные, так и переменные характеристики сознания этноса: традиции, обычаи и нравы, этническую идентификацию и самосознание, выражаемые в этнониме (названии), национальный характер и темперамент, межэтнические и внутренние напряжения, обиды, претензии, неудовлетворенности и т.п., историческое сознание, стиль жизни, ведущие ориентации.
Межнациональные противоречия и конфликты не могут быть объяснены с помощью только этнических факторов. Этносы как таковые не выступают самостоятельными субъектами исторического или политического действия. В качестве такого рода субъектов выступают определенные элитные группы, претендующие на участие во власти и формирующие содержание национальных интересов. "Национальный интерес, - писал по этому поводу российский исследователь Г.Г. Дилигенский - не абстракция и не мистика... В нем выражена насущная жизненная потребность такой социальной общности как нация или народ в выживании, самосохранении, обеспечении своей безопасности. Поэтому он есть живая конкретность; он подвижен, лабилен, легко применяется к меняющимся внутренним и внешним условиям, оставаясь в то же время на удивление постоянным в глубинной фундаментальной своей сущности, пока продолжают существовать государство, народ, нация, суть которых он олицетворяет." Идея защиты национальных интересов становятся для них средством политического самоутверждения, т.к. эти идеи всегда играли мобилизационную роль, придавая смысл участию в политической деятельности огромному числу людей.
Для правильного понимания этого вопроса важно иметь в виду, что межнациональные отношения носят комплексный, интегральный характер, они пронизывают все другие сферы общественной жизни - экономику, политику, идеологию, духовную жизнь. Поэтому анализ причин их осложнения должен быть системным.
Для реформируемой России характерно взаимопереплетение целой совокупности факторов, обусловливающих ободрение межнациональных противоречий и конфликтов. К ним, в частности, относятся сложившееся социально-экономическое неравенство регионов, отсутствие необходимых (в том числе и финансовых) условий для законодательно оформленного равноправия русского и нерусского языков, кризисно-экологическое существование ряда этносов и др. Соответственно, и межнациональные противоречия - не просто непосредственно связаны со всеми остальными группами противоречий: экономическими, политическими, правовыми, социальными и др., а включаются в их содержание и разрешаются, прежде всего, в их рамках. При этом средства разрешения, скажем, экономических противоречий могут меняться в зависимости от ситуаций, включая не только сугубо хозяйственные, но также политические, правовые и социальные меры. Другими словами, как межнациональные противоречия, так и способы их разрешения, как правило, носят комплексный характер, хотя на том или ином этапе своего развития они могут иметь преимущественное выражение в политической, социальной либо культурной сферах.
К основным межнациональным противоречиям относятся противоречия между: 1) потребностями национального развития и возможностями их удовлетворения; 2) интернационализацией общественных отношений и элементами автаркии, национальной обособленности; 3) неотчуждаемостью национального суверенитета и необходимостью компромиссов при столкновении нескольких национальных интересов; 4) неодинаковой степенью экономического развития и диктуемой ею необходимостью дополнительного финансирования одних регионов за счет общегосударственного фонда, т.е. частично за счет других; 5) тормозящим воздействием сохраняющихся пережитков клановости и потребностями формирования современных социо-культурных структур; 6) модернизацией и отмирающими, становящимися негативными национальными традициями и т.д.
Необходимо также помнить, что многонациональный состав населения обусловливает поливариантный характер национальных интересов и потому нужен поиск равнодействующей этих интересов. Именно от субъективного фактора почти всегда зависят качество и последствия разрешения противоречия объективного. От него зависит - быть или не быть новому противоречию, перерастет ли противоречие в конфликт или все-таки можно будет предотвратить развитие этого процесса. Однако "играя одну из существенных ролей в создании спектра возможностей, - справедливо пишет Л.В. Сморгунов, - субъективный фактор, тем не менее, не выступает абсолютной истиной, а подчинен в конечном итоге объективным предпосылкам. Поэтому в политике следует опираться на единство объективного и субъективного факторов в складывании исторических альтернатив".
Международный опыт исследования состояния межнациональных отношений говорит о том, что их напряженность, проблемностъ и конфликтность в современной России не представляют собой исключительное, сугубо российское явление, а имеет многочисленные аналоги, как в современном мире, так и в истории человечества, является своеобразным продолжением на территории России глобальных процессов, охвативших мир в последние десятилетия.
Феномен этнического возрождения был впервые выявлен западными обществоведами при изучении процессов, происходящих именно на Западе; эти проблемы были поставлены, а термины сформулированы американскими исследователями, анализировавшими новые явления в этнической жизни страны после очевидного краха идеологии "плавильного котла". В 70-с годы XX столетия понятия и концепции "этнического возрождения" и "этнического парадокса современности" стали применяться европейскими исследователями к анализу процессов, происходящих в их собственных странах.
Смысл происходящих в условиях современной России процессов состоит в первую очередь в растущей сложности общественных взаимодействий, вызванных развитием демократизации в ходе реформирования экономики и других сфер общественной жизни. Демократизация общества высветила многие проблемы, накапливавшиеся десятилетиями в сфере межнациональных отношений, с одной стороны, и породила некоторые новые, с другой. Она все чаще выдвигает на политическую сцену группы, находившиеся ранее в зависимом, угнетенном или приниженном состоянии и лишенные вследствие этого возможности обозначить свое место и права в обществе.
Лишь демократия позволяет им заговорить своим собственным голосом. Обладая особыми интересами и ведя поиск своего места в общественно-политическом многообразии современного общества, эти группы культивируют свои собственные идеологии, сильно отличающиеся от тех, которые разделяются или до недавнего прошлого разделялись большинством населения.
Вместе с тем, демократизация общества болезненно переносится и многими из тех, кто относится к доминирующему населению и чувствует определенный дискомфорт в условиях кардинальной ломки прежних устоев, потери мнимых или подлинных привилегий, изменений в собственном статусе.
Это также создает почву для появления идеологий, с одной стороны, ставящих своей целью психологически компенсировать группу за понесенные тяготы и лишения, а с другой, подводящие базу под политические и культурные претензии. В результате общество теряет прежнюю идеологическую однородность, становится необычайно многообразным и заставляет человека искать свою нишу в этом идеологическом многообразии.
Говоря о путях возможного снижения степени межнациональной напряженности, значимое число российских авторов обычно рассматривает дезинте-грационные процессы в России если не в противовес беспроблемности в этнической жизни Запада, то, по крайней мере, как противоположность преобладающим на Западе интеграционным процессам. Сами же западные аналитики в большинстве своем рассматривают конец XX века как века национализма и прогнозируют, что такая черта будет определять, по крайней мере, первую половину XXI века.
На специфику национальных отношений в стране, несомненно, налагает свой отпечаток и современный этап экономического развития России, переход от жесткой, централизованно планируемой экономики к рынку, провал экономических реформ.
Приведенный в таблице 3.1 ряд показателей состояния экономических отношений, социальной сферы и демографической ситуации позволяет утверждать, что реформируемая Россия вплотную подошла сегодня к той черте, выход за которую означает деградацию важнейших сфер ее жизнедеятельности.
Социально-экономическая нестабильность, ухудшающееся экономическое положение населения и нарастающая неуверенность в завтрашнем дне, характерные для сегодняшней России, в латентной форме представляют собой благоприятную питательную среду для возникновения всякого рода конфликтов, являются негативным фоном развития межнациональных отношений. Не будучи прямо обусловлена кризисными явлениями в экономике, социальной сфере, демографической ситуации, межнациональная напряженность во многом детерминируется (инициируется) ими. Достигнув значительного "накала" межнациональная напряженность приводит к появлению и значительному распространению в массовом сознании настроений национального сепаратизма.
Таблица 3.1
Соотношение предельно-критических и реальных показателей
Развития российского общества в 1998 г. (база сравнения 1990 г.)
(Россия: Преодоление национальной катастрофы / Под ред. Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова. М.: ИСПИ РАН, 1999. С. 251-252.)
№ |
Название показателя |
Предельно-критическое значение в мировой практике |
Величина показателя в 1998 г. в РФ |
Вероятные социально-политические и экономические |
|
Экономические отношения |
|||||
1. |
Уровень падения промышленного производства |
30-40% |
54% |
Деиндустриализация страны |
|
2. |
Доля импортных продуктов питания |
30% |
40% |
Стратегическая зависимость жизнедеятельности |
|
3. |
Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности |
45% |
12% |
Колониально-сырьевая структура экономики |
|
4. |
Доля в экспорте высокотехнологической продукции |
10-15% |
1% |
Технологическое отставание экономики |
|
5. |
Доля от ВВП государственных ассигновании на науку |
2% |
0,4% |
Разрушение научно-технического |
|
Социальная сфера |
|||||
6. |
Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан |
10:1 |
14:1 |
Антагонизация социальной структуры |
|
7. |
Доля населения, живущего за чертой бедности |
10% |
25:45 |
Люмпенизация населения |
|
8. |
Соотношение минимальной и средней заработной платы |
1:3 |
1:16 |
Деквалификация и пауперизация рабочей силы |
|
9. |
Уровень безработицы |
8-10% |
15% (с учетом скрытой безработицы) |
Рост социально обездоленных категорий населения |
|
10 |
Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) |
1 |
1,63 |
Интенсивная депопуляция, смертность превышает рождаемость |
|
11 |
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте |
2,14-2,15 |
1,39 |
Отсутствие простого замещения поколений |
|
12 |
Средняя продолжительность жизни населения в 1998 г. |
США, Великобритания -75 лет; Швеция - 78; Япония - 79 |
Россия - 67 лет (59 - у мужчин, 72 -у женщин) |
Снижение жизнеспособности страны |
|
13 |
Доля лиц старше 65 лет к общей численности населения (коэффициент старения) |
7% |
11% |
Старение населении |
|
Дело в том, что экономические и политические интересы регионов (в лице правящей элиты, а также определенных групп населения) могут не совпадать с интересами страны (в лице центрального правительства, других регионов и групп населения). Призывы к национальному самоопределению в данном контексте зачастую являются своеобразным прикрытием, средством зашиты и выражения интересов определенных групп. В этих целях многими лидерами национальных республик, уже начиная с 1991 г., проводилась мысль о повышении статуса республик как закономерном следствии повышения статуса Российской Федерации в целом.
В отдельных национальных республиках РФ проявляются тенденции -использование этнического фактора как способа поддержания или достижения доминирования по отношению к менее развитым регионам. При этом лидеры республик активно ссылались на то, что Российская Федерация - государство многонациональное, а, следовательно, в нем необходимо должны учитываться разнообразные потребности этнических групп населения. Этим, в свою очередь, обосновывались задачи поддержки и развития национально-территориальных образований в РФ, в частности, через заключение двусторонних договоров между Центром и субъектами Федерации, национальными республиками РФ - Якутией, Татарстаном, Башкортостаном, ставших пионерами этого процесса.
Это, в конечном итоге, определило тенденцию неравенства в распределении доходов по регионам РФ, при которой регионы с преимущественно русским населением, как правило, представали в качестве проигравших, тогда как национальные республики постоянно оказывались в числе выигравших.
Опыт перехода России к рынку показал, что национальная идея практически приобрела характер идеи национальной элиты регионов. Важнейшим экономическим аспектом современных национальных отношений является возможность управлять ресурсами и их потоками (прежде всего, финансовыми, материальными, трудовыми и пр.). Для национальных злит право на управление ресурсами, собственность на них, присвоение прибыли, ренты и, соответственно, обогащение во многом является сутью (хотя это часто открыто и не декларируется) экономических отношений с федеральным Центром. Таким образом, требования о большем национальном суверенитете часто имеют вполне осязаемые экономические основания.
Следующим (за экономическим) фактором, в значимой мере опосредующим нынешнее состояние межнациональных отношений является, по нашему мнению, своеобразие исторического развития России. Характерной особенностью России является то, что границы расселения народов, как правило, не совпадают с границами определенных республик, краев, областей и округов. На численность и характер расселения национальностей в различных регионах страны сильное воздействие оказывает интенсивность миграционных процессов. Все это, вместе взятое, дает сегодня основание для целого ряда идеологических и политических спекуляций.
Преобладающее большинство народов страны складывались как этнические общности веками и в этом смысле являются коренными народами, отсюда их историческая роль в формировании российской государственности и притязания на самостоятельные национально-территориальные или, по меньшей мере, национально-культурные образования.
Из 27 млн. человек нерусской национальности около 10 млн, - это представители так называемых "титульных" народов, давших название российским республикам, автономным округам и автономной области, причем во многих из них русские занимают численное большинство. Своеобразие исторического развития России не даст, однако, оснований считать наличие в этнополитической структуре России национально-республиканских и других компонентов "неудачным" решением национального вопроса, а предложения переименовать население Российской Федерации в "российскую нацию" (по примеру этатистских представлений о нациях в западной политологии) являются, по нашему убеждению, необоснованными.
Ренессанс национализма в мире отмечен, прежде всего, борьбой за место "под солнцем". Выход на историческую арену в качестве субъектов национальных групп, борющихся за свой статус в системе общественных отношений, сопровождается и обеспечивается формированием идеологий, обосновывающих право новых субъектов па это место, их социальные притязания, ожидания и устремления. Ядро упомянутых идеологий, как правило, составляет историческая концепция, признающая за группой особое место в жизни общества и приписывающая ей выдающиеся заслуги в развитии культуры и цивилизации. На Западе на смену европоцентризму, объявлявшему европейскую культуру высшим достижением человечества, а ее исторический путь - магистральной линией развития для всех остальных неевропейских культур, приходят лозунги плюрализма и мультикультурализма, что фактически означало неприятие доминирования элиты, выступления против социальных или этнических привилегий и любых форм дискриминации. Актуализация в конце нынешнего столетия этнополитических процессов сопряжена в значительной мере с проблемами распределения прерогатив и уровня компетенции между субъектами власти различных уровней, В политическом плане это было выступлением за уважение прав этнических меньшинств, культурам которых угрожала официальная государственная политика унификации и гомогенизации, и против классического варианта представительной демократии, отдающей предпочтение мнениям большинства населения и оставляющей без внимания иные взгляды, выражаемые меньшинствами.
Исследователи этой проблемы (А. Андреев, В. Шнирельман, 3. Сикевич и др.) указывают на то, что это движение принимает форму борьбы за право на свою версию локальною, -этнического или социального прошлого. Вместе с тем, нетрудно заметить, что эта борьба за место в историй фактически выражает борьбу групповых интересов. Она не только ни снижает межгрупповые конфликты, но выводит их на новый виток.
Историческое сознание имеет важный этнообразующий характер. Как отмечал выдающийся русский историк В.О.Ключевский, "бывают моменты, когда в обществе обнаруживается наклонность к историческим справкам, пробуждается интерес к прошедшему, более серьезный, чем обычное любопытство к делам давно минувшим". Так, в 30-50-е годы XIX в. ожил интерес к русской истории, вышли в свет работы М.Т.Каченовского, Н.А.Полевого, Т.Н.Грановского. Д.Л.Крюкова, П.Н.Кудрявцева и др. Столь же жгучий интерес к русской истории наблюдается и ныне.
Важность исторической концепции в идеологии, ведущей борьбу за изменение своего статуса национальной группы, превращает историю становления российского государства, историю сосуществования населяющих се народов, особенностей вхождения их в состав российской империи в следующий значимый фактор, определяющий характер межнациональных отношений на территории Российской Федерации в настоящее время.
Как показывает исторический опыт, прошлое России, как и прошлое любой другой многонациональной (полиэтнической) страны вполне может стать и становится сегодня источником для возникновения любой разновидности национализма. Роль мифологизации истории как страны в целом, так и народов, ее населяющих, в межнациональных противоречиях и конфликтах весьма значительна. На это не случайно обращают сегодня внимание многие исследователи.
Как правило, мифологизации подвергаются определенные, наиболее значительные исторические события, которые становятся для народа "избранной обшей травмой" или "избранной общей славой". Для народа Татарстана, например, "избранной общей травмой" стало поражение Казанского ханства в битве с русскими войсками Ивана Грозного в 1552 г. В армянском этническом сознании такой национальной травмой является воспоминание о потерях, понесенных в борьбе против тюркских народов, у народов Северного Кавказа - о поражении в борьбе за независимость против русских войск, у русских - воспоминания о жестоких набегах татар, прежде всего Мамая (в лексике русского языка сохранились фразеологизмы: "Мамаево побоище"; "Мамай прошел", обозначающие разруху и хаос).
Своеобразным вариантом "обшей травмы" для русского народа стали берущие начало в глубине веков антизападные настроения, "латинобоязнь", имеющие архетипический характер и связанные с угрозой, которую несли западные нашествия на Русь литовцев, шведов, латинян и т.д.
Актуализация "избранных
общих травм" способствует обострению этнических конфликтов, а в период
кризисов они могут выдвигаться на авансцену общественного внимания и
приобретать характер современного мифа, влияющего на формирование настроений
отторжения и даже вражды к прошлым противникам. Так, падение Казани в
этническом сознании казанских татар стало мифом не просто историческим, но
этнодифференцирующим - антирусским и одновременно этноконсолидирующим,
встроенным в основу татарской национальной идентификации и дифференциации от
мифического врага - русских. Этот миф периодически актуализируется, т.е.
подогр