§1. Ситуация в регионе
.§1. Ситуация в регионе
Анализ событий, произошедших на Северном Кавказе в 90-е годы показывает, что ситуация в регионе характеризуется возрастающей во времени напряженностью, переходящей в открытые силовые конфликты. Развитие общественно-политической ситуации в постперестроечный период выявляет тревожные, угрожающие тенденции.
Историческое море Северного Кавказа забурлило. Проживающие там народы пришли в движение, которое имеет два основных вектора: во-первых, переосмысление национально-этнической самоидентификации в новых условиях, и, во-вторых, общественное самоутверждение в системе этно-конфессионального многообразия регионов, сопровождающиеся конфликтами по поводу территориального размежевания и претензиями на доминирование. Эти процессы, как представляется, имеют тектонический масштаб и по своему характеру являются источником того, что, пользуясь термином проф. Грушина Б.А., можно было бы назвать "социотрясение".
Нестабильность проецируется на все сферы общественной жизнедеятельности северокавказских республик, однако узловым ее пунктом, "фокусом" является сфера межнациональных отношений. Острота межнациональных противоречий здесь достигает такого уровня, что люди прибегают к последнему аргументу - к оружию.
Если 2-3 года назад на в целом нестабильной территории юга России можно было выделить точки наивысшей социальной и политической напряженности а также ареалы относительной стабильности, то к началу нового тысячелетия о последних говорить не приходится. Нестабильно во всех республиках Северного Кавказа. Сегодня еще более актуально звучат слова экс-президента Республики Северная Осетия-Алания А.Галазова, произнесенные им на заседании Совета Федерации в 1996 г. Он, в частности, предостерег: -Совершенно очевидно, что на современном этапе наибольшая угроза единству и целостности России исходит отсюда... и Чечня является только звеном в обшей цепи распада".
В социально-политическом и экономическом положении северокавказского региона за последние полтора-два года тенденции к позитивным изменениям нет. Кавказ продолжает оставаться одной из болевых точек Российской Федерации. Очаги социальной напряженности и конфрантационности в регионе множатся: за 1999 г. к ним добавились карачаево-черкесское и адыго-русское противостояние, российско-чеченский конфликт вновь перешел в стадию военного противоборства. Специалисты по Северному Кавказу насчитывают сегодня здесь до 30 точек напряженности, практически каждый из проживающих в регионе народов имеет претензии к своим соседям и к федеральному Центру.
Обострились проблемы взаимодействия титульных народов "двойных" республик - Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии, которые в перестроечные годы являлись своеобразным оазисом стабильности на Северном Кавказе. Сложившаяся в советское время система национально-государственного устройства, в результате чего были искусственно созданы многосубъектные государственные образования для неродственных этносов и, напротив, разделены этнически близкие народы по различным республикам, в условиях трансформации российской жизнедеятельности, привела к национальной конфронтации, породила сепаратистские настроения, движение ирредентизма.
Сегодня балкарцы и черкесы, хотя и с различной степенью активности которая в Карачаево-Черкессии порой перерастала в агрессивность, достигшую пика в период кампании 1999 года по избранию Президента, стремятся к разделу республик по национальным составляющим. Сепаратистские устремления, в основе которых лежат противоречия по вопросу о власти, прикрываются правовыми аргументами. В частности, черкесы ставят вопрос о восстановлении исторической справедливости, поскольку в 1957г. была незаконно упразднена Черкесская автономная область. Балкарцы полагают, что в рамках собственной государственности, они смогут более эффективно решать свои социальные проблемы, и, прежде всего, вытекающие из статуса "репрессированного народа".
Непросто складываются отношения русскоязычного и адыгского населения в республике Адыгея. "Адыгские" славяне ставят вопрос о вхождении территорий республики, на которых преимущественно проживает не-адыгское население, в состав Краснодарского края. Принцип паритета формирования исполнительной и законодательной власти, который заложен в конституции Адыгеи, по мнению русскоязычной общины, составляющей % жителей этого субъекта федерации, ущемляет права русских, существенно уменьшая доступ к властным структурам республики. Культурная, образовательная, кадровая политика в республике, как считает Н.Коновалова - председатель "Союза славян республики Адыгея" и депутат республиканского парламента, осуществляется преимущественно в интересах титульного народа.
Требования русских, проживающих в Адыгее, балкарцев, черкесов, лезгин и др. народов, в целом противоречащие государственно-правовому принципу неизменности границ, основываются на прецеденте - размежевание Чечено-Ингушской республики по национальному признаку на два субъекта федерации.
Северокавказские сепаратисты и поддерживающее их население исходят из убеждения о том, что негативные стороны их бытия, в частности проблемы, связанные со снижением жизненного уровня, могут быть более успешно преодолены в условиях создания собственной этнически однородной государственности. Активные субъекты политики региона склонны рассматривать ситуацию на российском Кавказе не столько сквозь призму социально-политических целей и экономических устремлений, а сколько сквозь призму узко-национальных интересов.
Северокавказская нестабильность - следствие реформаторского курса, проводимого в последнее десятилетие в стране. Социальная цена экономических преобразований оказалась для региона наиболее высокой. "Если в России можно найти позитивные моменты реформ, то на Кавказе все это десятикратно искажено, и почти нет понимания и принятия реформ".
Проводившаяся в советский период политика выравнивания уровней экономического развития народов страны, оказалась слабоэффективной. Однако перестроечный и постперестроечный этапы для многих, и, прежде всего, для северокавказских национально-территориальных образований обернулись этапами увеличения разрыва по основным социально-политическим показателям, в первую очередь по уровню жизни населения. Сегодня такие понятия как центр и регионы столица и периферия имеют не столько географическое сколько социально-экономическое содержание.
Тяжелая экономическая ситуация, сложная криминогенная обстановка и локальные конфликты привели к тому, что северокавказский регион сегодня - зона настоящего социального бедствия. Основные социальные показатели в СКЭР (северокавказский экономический регион) в целом вдвое ниже средних по России. Если средний денежный доход одного россиянина в конце 1998 г. оценивался в 900 руб. в месяц, то на Северном Кавказе он колебался от 300 руб. в Ингушетии до 600 руб. - в Краснодарском крае.
Снижение уровня жизни, при котором реальная заработная плата не достигает размеров прожиточного минимума, массовая безработица, показатели которой на Северном Кавказе самые высокие по России, вынуждают заниматься полулегальным и даже криминальным бизнесом.
О том, что теневая экономика в регионе стала важным сектором экономики переходного периода, свидетельствует довольно значительный разрыв в динамике реальных доходов и уровня потребления. За первое полугодие 1999г. при снижении реальных доходов населения на 24%, товарооборот в розничной торговле вырос на 8%. Этот разрыв может быть объяснен тем, что население северокавказских республик активно участвует в противозаконном и преступном бизнесе.
Это, прежде всего: икорный бизнес, нелицензированное производство водочных и коньячных фальсификатов, производство нефтепродуктов, торговля оружием и др.
Обострение социально-экономической обстановки порождает преступность, которая в рассматриваемом регионе приобрела не только широкие масштабы, но и наиболее брутальные формы. Практикой стал такой вид преступности как похищение людей с целью выкупа, продажа в рабство. В одной только Чечне крепко сколоченные и хорошо вооруженные банды, занимающиеся кражами людей, похитили более 3,5 тыс. человек чеченской национальности.
В республике Ингушетия, бывшей зоной относительного спокойствия, с точки зрения криминальной ситуации, конец 90-х ознаменовался волной громких убийств, и похищения людей. Один за другим были убиты заместители министра внутренних дел Аушев и Дзейтов. А торговцы живым товаром похитили руководителя ФСБ республики Ю.Грибова и ответственного сотрудника этого ведомства С. Лебединского. Криминальные структуры, орудующие на Северном Кавказе, таким образом, продемонстрировали, что правоохранительные органы не являются серьезным препятствием их деятельности.
Проблемы, национально-государственного строительства также являются фактором, усиливающим социальную напряженность на Северном Кавказе. Идея асимметрии, которая активно воплощается в государственном строительстве России, песет в себе дезинтеграционный потенциал. Сам принцип асимметричного построения федерации является отходом от ключевого конституционного принципа - равенство всех субъектов федеративного государства. Народы, субъекты РФ чрезвычайно многообразны и серьезно отличаются по численности населения, размеру территории, экономическому, социально-политическому и культурному потенциалу. Однако двусторонние договоры учитывают не столько специфику субъекта, сколько фиксируют, легитимируют различную степень полномочий и прав субъектов.
Практика построения асимметричной федерации ставит северокавказские республики в неравноправное положение с другими федеративными субъектами, такими как Татарстан, Башкорстан, Якутия и др. Такая ситуация, рассмотренная сквозь призму республик сравнительно ограниченных в юридических, политических правах и, что более значимо, в хозяйственной деятельности, в частности в возможности более широкого использования в своих интересах своих природных ресурсов, порождает неуправляемую самодеятельность и, как следствие, - конфликты. Именно к такого рода конфликтам следует отнести рыбно-икорное противостояние в Дагестане.
Особенности внешнеполитической ситуации, складывающейся вокруг Северного Кавказа, позволяет оценить се как антироссийскую. Регион, представляющий собой своеобразный мост между европейской и азиатской цивилизациями, объективно оказывается в сфере геополитической конкуренции Турции, Ирана, России. С ослаблением влияния российского Центра на развитие социальных процессов, в регионе усиливаются экономические, политические и духовные позиции сопредельных государств. Они довольно энергично пытаются влиять на ход процессов в республиках Северного Кавказа, стараясь подсказать им их собственный, отличный от российского, путь преобразований. Турецкие эмиссары и агенты влияния усиленно насаждают среди горцев идеи вытеснения России из региона и создания независимой Горской республики на Северном Кавказе, которая затем объединится в некую конфедерацию "Великого Турана".
Проиранские элементы усиленно пропагандируют идеи "иранской воронки", через которую Кавказ получит полностью независимый от России выход на мировые рынки.
В своих отношениях с республиками Северного Кавказа Центру следует учитывать, что Турция и Иран, с точки зрения силового, экономического и особенно культурного влияния на народы региона, обладают большим потенциалом.
Предвидя серьезное ослабление позиций России на Северном Кавказе, США заявляют об этой российской территории как о зоне жизненно важных интересов Вашингтона. Явно активизировался и английский капитал, особенно в связи с выдвинутым чеченскими предпринимателями проектом создания кавказского общего рынка (по аналогии с европейским) и подписанным с Чечней 13 октября 1997г. протокола о намерениях, предусматривающего широкую экспансию западного капитала в нефтяную промышленность региона.
Все это вместе взятое говорит о возрастании влияния геополитического фактора па федеративные отношения в России в целом и на Северном Кавказе, в частности, и побуждает российское руководство к реальным шагам, направленным на усиление существенно ослабевших связей (экономических, политических, идеологических и культурных) с северокавказскими республиками.
Новый виток российско-чеченского противостояния стал дополнительным поводом для вмешательства Запада в дела России.
Значимым, возможно даже наиболее важным, чем для жителей других регионов России, фактором общественной жизни северокавказских республик на ее современном этапе является идеологически-духовный фактор.
Процесс модернизации российского общества, радикальных социальных, экономических и идеологических преобразований отмечен поиском новых основ для идентичностей. Начало 90-х ознаменовано подъемом этнического самосознания и распространением национальных идеологий, которые заместили советскую идеологию интернационализма- Интегрирующей стала идея общей национально принадлежности. Этничность стала способом идеологического осмысления происходящих событий и мотивацией действий их участников.
Таким образом, одна разновидность коллективистской идеологии интернационализм, сменилась другой ее разновидностью этнонационализмом, при этом существенно суженного ареала распространения, что находится в явном диссонансе с современными формами цивилизованной жизни вообще и тем конкретным уровнем цивилизационного развития, который был достигнут народами нашей страны в советский период ее истории. Это противоречие привело к дезорганизации общественной жизни и поиску новых идейных оснований социальной интетрации.
Современные северокавказские реалии, и, в первую очередь, события, имевшие место в Дагестане в 1999г. являются своего рода знаковыми в общественно-политической жизни многонационального региона. Они знаменуют собой переход к новым формам социальной интеграции, когда объединяющей становится наднациональная идея - религиозное единство. И хотя национальная принадлежность продолжает выступать как способ групповой самоорганизации с целью социальной защиты, тем не менее, для многих северокавказцев становится очевидным факт, что узко-национальная идеология, проводником которой являлись различные этнонациональные движения, - неадекватный ответ на программу либерализации страны.
Сегодня негативные оценки деятельности этнонациональных движений доминируют над позитивными. Так, общественное мнение в Дагестане не высоко оценивает деятельность многочисленных национальных организаций в республике. На вопрос анкеты, предлагающей определить свое отношение к республиканским этно-национальным движениям, респонденты дали следующие ответы:
1. Эти движения - угроза национальной целостности Дагестана - 52,2%
2. Они прикрываются национальной фразеологией в других целях – 27,1%
3. Они защищают своих земляков, когда госорганы беспомощны -13,0%
4. Они предпятствуют власти совершать перекосы в пользу отдельных народов – 10,6%.
И хотя этно-национальные движения имеют определенную социальную, базу и обладают, но всей видимости, еще значительной объединительной силой, мобилизация политических сил в регионе все больше осуществляет на фундаменте религиозной общности. Дагестанские события лета-осени прошлого года являются подтверждением политизации исламского фактора.
Экономические, политические, социальные, правовые, территориальные, межнациональные и межконфессиональные проблемы юга России переплетены таким образом, что взаимодействуют и усиливают друг друга расширяя конфликтогенную зону, порождая спонтанные выбросы конфликтной энергии, которые принимают форму национально и религиозно-протестной активности.
Национальная конфликтность, достигшая наивысшего накала в северокавказском регионе, порождена комплексом причин. Специалисты в области межнациональных отношений выделяют в качестве первоосновы, первопричины национальную политику - ее ошибочность, несвоевременность. В ходе экспертного опроса, проведенного в 1999 г. В Ингушетии, оценочные суждения распределились следующим образом:
Что, по Вашему мнению, вызывает напряженность в межнациональных отношениях?
Социально-экономический кризис 17,9%;
Политическое противоборство 7,5%;
Рост безработицы 7,5%;
Ошибки в национальной политике государства 67, 7%
Потоки миграции и стран ближнего и дальнего зарубежья 3,0%;
Выступления отдельных СМИ, провоцирующих межнациональную неприязнь 11,9%;
Национальная предубежденность массового сознания 3,0
Различные проявления национализма и шовинизма 10,4
Другое 6,0.
Схожие цифры получены и при опросах в Дагестане и Северной Осетии, Эмпирические данные указывают на то, что сегодня России необходима ответственная национальная политика, а не разовые мероприятия, проводимые в основном post factum, типа - создание разного рода комиссий, периодических финансовых влияний, встреч Президента со старейшинами и т.п. Отсутствие политической стратегии России на Северном Кавказе чревато серьезным ослаблением ее позиций в регионе.
Ход событий в регионе также показывает, что ситуация в северокавказских республиках имеет не только общие черты, но и свою специфику, что исключает применение годных на все случаи рецептов, а требует выработку республиканских программ стабилизации межнациональных отношений. Такие программы должны базироваться на результатах научных исследований специалистов различного профиля, включая этнографов, историков, социальных психологов, социологов и др.
В данном разделе представляется целесообразным наиболее подробно рассмотреть характер протекания внутриреспубликанского процесса в Дагестане, Чечне и Северной Осетии. В этих республиках в наиболее концентрированном виде сфокусировались проблемы региона; кроме того, они, на наш взгляд, представляют собой особенную значимость для страны с точки зрения геополитической.