§2. Дагестан
.§2. Дагестан
С точки зрения межнациональной ситуации Дагестан находится по сравнению с другими регионами России, в том числе и северокавказскими, в уникальном положении. Прежде всего, Дагестан отличается этническим многообразием. На сравнительно небольшой территории проживают, по подсчетам этнографов, 33 этноса. Принято выделять 7 основных национальностей -аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские.
Население республики отличается языковой дробностью. Здесь до сих пор функционируют одноаульные и двуаульные языки. Ряд языков состоит из нескольких сильно расходящихся диалектных разновидностей. Подавляющее число народов Дагестана говорит на языках нахско-дагестанской группы. Это преимущественно население горных районов и предгорья Кавказа. Второй по распространенности являете тюркская группа языков. Тюркоязычное население, как правило, сосредоточено в равнинных районах Дагестана.
Этническая мозаика Дагестана включает в себя различные по численности и по статусу народы. Даже среди семи основных (наиболее многочисленных) народов отношения строятся не только по горизонтали, и по вертикали. Социологические исследования выявляют неодинаковый уровень материальной обеспеченности различных национальных групп. Такая нациоцально-культурная мозаичность, этно-социальная иерархия объективно порождает противоречия и коллизии.
По-разному складывались и исторические судьбы дагестанцев. На территории республики проживают репрессированные в сталинскую эпоху народы, а также разделенные на закате советской эры этносы. Кроме того, в этой республике, единственной в Российской Федерации, нет титульной нации, что, к сожалению, автоматически не означает отсутствие претензий на роль таковой.
По мере обострения социальной и экономической ситуации в республике напряженность в сфере межнациональных отношений возрастает. В орбиту межнационального противостояния втягивается вес большее количество людей.
Результаты социологических опросов показывают, что большинство дагестанцев имеет установку на участие в межнациональном конфликте в интересах своей национальной группы. Так в 1998г. на вопрос анкеты: "Считаете ли Вы возможным для себя принять активное участие в конфликте в интересах своей национальной группы? " от дагестанских респондентов получены следующие ответы:
- да, безусловно -23%
- это зависит от обстоятельств -51%
- ни в коем случае -14%
- затрудняюсь ответить -12%
Практически 2/3 опрошенных манифестируют (хотя и в различной степени) готовность к отстаиванию национальных интересов. В то же время, в борьбе за свои гражданские и человеческие права (в том числе и экономические) готово участвовать существенно меньшее количество респондентов. Добиваться реализации собственных, а не этно-групповых прав и интересов, участвуя в различных формах протестной деятельности, могли бы не более 28% принявших участие в опросе дагестанцев.
В дагестанском обществе превалируют национальные, а не общегражданские ценности. Объективно существующие социальные проблемы приобретают национальную окраску. Так ногайская степь в результате существенно превышающей ее возможности нагрузки на пастбища в последнее десятилетие превращается в малопригодную для жизни пустыню. Экологическое состояние Ногайской степи характеризуется учеными как катастрофическое. Проблема приобрела республиканский масштаб, однако попытки ее разрешения ограничены рамками ногайской общины.
Помимо ногайской, существенно дестабилизируют внутриполитическую ситуацию в Дагестане и проблемы кумыков, лакцев, лезгин.
Последние, в частности, полагая, что их отношения с другими основными народами республики складываются по формуле "периферия-центр", претендуют на собственную автономию в рамках Российской Федерации.
Итоги социологического опроса, проведенного в Дагестане в 1994г. дает веские основания для определения лезгин как дискриминируемой национальной группой республики. Согласно самооценкам, покупательная способность лезгин ниже, чем у аварцев, даргинцев, кумыков. Они чаще представителей других национальностей сталкиваются с факторами национального ущемления. Так, на вопрос анкеты, "С каким из перечисленных явлении, Вам приходится сталкиваться в повседневной жизни?", получены следующие распределения:
|
Аварцы |
Даргинцы |
Лезгины |
1. Вытеснение с руководящих и престижных должностей по национальному признаку |
15,0 |
14,3 |
37,5 |
2. Назначение на руководящие или престижные должности по национальному признаку |
43,4 |
42,9 |
58,0 |
3. Непропорциональное представительство в местных органах власти национальностей, проживающих в данном регионе |
28,3 |
14,3 |
37,5 |
Для дагестанских лезгин условие достижения равноправия видится в способности выступать самостоятельным субъектом экономических и политических отношений.
Национальный окрас получила в Дагестане переселенческая проблема. В 1944 году репрессиям подверглись 35 тыс. дагестанских чеченцев, проживавших в Ауховском районе. На земли депортированных чеченцев были переселены горцы, преимущественно лакской национальности. В 1957 году, после возвращения чеченцев из ссылки, около 60 тыс. человек вернулись в Дагестан на свои земли. Руководство республики добилось принципиального согласия лакского населения о переселении их на новые земли, при условии строительства для лакцев специального поселка недалеко от города Махачкалы. Такое решение проблемы было воспринято значительной частью кумыкского населения негативно, поскольку земли в районе столицы республики кумыки считают "своей исконной этнической территорией". Нейтрализовать недовольство кумыков удалось решением об образовании недалеко от Махачкалы нового Кумторкалинского района с преобладающем кумыкским населением. Реализация проекта была рассчитана до 1996 года, однако из-за недофинансирования программы, поселков до сих пор нет, а межнациональные противоречия усиливаются.
Незавидным оказалось и положение русского населения республики Дагестан. Русские представляли собой преимущественно городское население, занятое на предприятиях промышленного комплекса. Свертывание производства, изменение в кадровой номенклатуре в пользу аборигенного населения Создали ситуацию невостребованности и, как следствие, вынужденное переселение русских за пределы Дагестана. По некоторым предварительным оценкам, за период 90-х годов из Дагестана выехало от 1/3 до ½ русскоязычных (в подавляющем большинстве русских) жителей республики. Перспективы оставшихся представляются им довольно мрачными, именно поэтому 35,5% опрошенных русских полагает возможным резкое обострение межнационального климата в республике.
Сложный клубок национальных противоречий, который не исчерпывается описанными выше, дополняется противостоянием на религиозной почве.
В 1999 г. Дагестан увеличил количество горячих точек на Северном Кавказе. Сегодня в республике конфликтные столкновения происходят одновременно по нескольким направлениям: межклановым, межэтническим, межконфессиональным. Дагестан первый из российских регионов "освоил" конфликт на религиозной почве.
13 мая 1997 г. в селении Чабан-Махи произошло вооруженное столкновение представителей двух религиозных течений ислама, в результате которого один человек погиб, а трое других получили серьезные ранения. Этот, на первый взгляд, не очень серьезный инцидент, был расценен одним из представителей духовного управления Дагестана "как начало нового витка напряженности в регионе". Кровавая раскрутка этого витка произошла два года спустя.
Хрупкое равновесие, которое до августа 1999 г. удавалось сохранять руководству Дагестана во главе с М.Магомедовым рухнуло под напором рвущихся к власти под религиозными лозунгами политических экстремистов.
Августовская вылазка "ваххабитов" - это не первая проба на прочность руководства Республики. Знаковым явлением в борьбе за власть в Дагестане был майский 1998 г. демарш клана Хачалаевых, который пытался совершить государственный переворот в республике. Многие аналитики рассматривали эти события как первую пробу сил. оценку на прочность нынешнего руководства Дагестана. Спецификой внутриполитической жизни республики является то обстоятельство, что братья Хачалаевы далеко не единственные из "новых дагестанцев", которые претендуют на власть. Сегодня в Дагестане заправляют 10-15 групп, которые поделили республику на сферы влияния. Каждый клан располагает собственными вооруженными формированиями, своего рода мини-армиями. Борьба группировок за передел сфер контроля, за власть в республике периодически перерастает в открытое вооруженное противостояние.
В Дагестане межнациональное согласие традиционно достигалось благодаря соблюдению общественного договора, закрепленного Конституцией республики, о распределении руководящих должностей по национальному критерию на основе принципа этнической ротации, однако, данный принцип реализовать не удалось. В 1998 году Народное Собрание Республики Дагестан приняло поправку к Конституции, отменяющую 93-ю статью, по которой председателя Государственного совета должен сменить на этом посту представитель другой этнической группы. Таким образом, М. Магомедов, даргинец по национальности, остался во главе Госсовета. Сегодняшнее доминирование даргинцев (второй по величине этнической группы Дагестана) в руководящих органах вызывает активное недовольство других дагестанцев народов. Несогласие с данным решением наблюдается и в религиозных общинах.
Одной из наиболее мощных и уверенно наращивающих свою активность оппозиционных групп являются ваххабиты. Деятельность этих религиозных экстремистов по расширению своей общины имеет, по всей видимости, серьезные финансовые основания. Для привлечения единомышленников ваххабиты используют материальный стимул. К примеру, муллам, согласившимся стать сторонниками ваххабизма, выдают единовременное пособие в размере 1000 - 1500 долларов, с последующей ежемесячной выплатой 100 - 150 долларов. Внутри "общины" отношения строятся по принципу финансовой пирамиды: за каждого приведенного нового соратника агитатор получает 50 - 100 долларов, а затем ему выдают проценты с каждого им сагитированного. Такие суммы вознаграждения в сегодняшних условиях Северного Кавказа, характеризуемого самой высокой в стране трудоизбыточностью, особенно распространенной среди молодежи, могут соблазнить и увлечь идеями "чистого ислама" не только традиционного мусульманина, но даже и атеиста.
Августовская акция (1999) "ваххабитов" - уже более серьезная проба сил. Цель исламских экстремистов - не просто госпереворот, а радикальная смена внутриполитической доктрины и внешнеполитического курса республики.
Властные претензии религиозных лидеров идеологически оформляются как призывы к созданию независимого исламское государства. Один из идеологов российских ваххабитов - "нового, нравственно очищенного возвращенного к своим первоистокам ислама" - Магомет Тогает в своей брошюре следующим образом определяет цели религиозных экстремистов: "Наши задачи конкретны и ясны как солнечный день. Это создание собственного государства Исламской республики Дагестан в составе Кавказской конфедерации".
Идея государственной независимости более определенно и жестко определена в Декларации исламской шуры Дагестана, принятой 10.08.99, целью "ваххабитов" является: "создание независимого исламского государства и джихад за освобождение от вековой российской оккупации".
На сегодняшний день дагестанская конфликтная ситуация в определенном смысле разрешилась. Оппозиционно настроенные по отношению к республиканскому руководству круги, выступающие под лозунгами защиты ислама, потерпели поражение, несмотря на помощь своих единомышленников - единоверцев из Чечни. Войсковая фаза контртеррористической операции в Дагестане завершена.
Однако напряженность в республике не спадает. Это связано с информацией о возможном новом прорыве боевиков на Кизлярском и Бабаюртовском направлениях. Но наиболее серьезную угрозу нормализации обстановки представляет огромное количество оружия, розданного ополченцам. Противоборствующие кланы тем самым легализовали себя и существенно усилили свои позиции.
"Под лозунгами защиты родного края по сути дела создаются местечковые армии, готовые отстаивать интересы своего руководителя. Таким образом, происходит укрепление кланов, готовых вступить в борьбу за власть в республике", - так оценивает ситуацию автор публикации в "Независимой газете" А. Шабуркин.
Полагать, что политики новой волны национально-криминального и религиозно-экстремистского толка откажутся от дальнейших попыток попробовать свои окрепшие силы в борьбе за власть, нет оснований.
Рост сторонников радикального исламского течения свидетельствует о высоком уровне недовольства дагестанского населения существующим положением дел. Данные социологических опросов, проведенных в Дагестане в 1994 и 1998 гг., а также официальная статистика свидетельствуют о том, что в республике имеет место расширение экономически неблагополучной части населения, за счет которой возможно пополнение рядов ваххабитов.
Следует учесть, что ваххабизм является не только радикальной, но и наднациональной идеологией, и это увеличивает его шансы аккумулировать энергию отчаявшихся, люмпенизированных масс.
Идейное влияние ислама не столько самодостаточно, сколько пропорционально падению доверия к действиям российских властей в этом регионе. Это усиливает отторжение идеологии и практики реформирования страны, обернувшегося для большинства населения лишь издержками.
Об ухудшении благосостояния жителей республики свидетельствует динамика реальных денежных доходов дагестанцев. Согласно официальным данным, реальные подходы в 1998 году снизились по отношению к 1997 г. на 8,3% в 3 999 г. по отношению к 1998 г. наблюдалось дальнейшее и более резкое снижение, выразившееся в цифре 23,7%.
По классификации Министерства финансов, севере кавказские республики входят в категорию слаборазвитых в экономическом отношении субъектов Федерации, живущих в основном на дотации федерального бюджета. Дотационные, депрессивные регионы подразделяются на несколько типов. Кавказский регион относится к типу, определяемому как "регион застойной бедности".
В такой ситуации социальные взрывы вполне закономерны, и, не рискуя сделать ошибку, можно спрогнозировать рецидивы подобных взрывов, а также то, что интенсивность выброса конфликтной энергии будет со временем нарастать.
Основанием для подобного рода прогнозов является отмечавшаяся особенность современного протекания внутриполитического процесса в республике. Сегодня политическая мобилизация осуществляется как на базе этнических ценностей, так и на основе ценностей ислама, что не только существенно расширяет социальную опору противников республиканского руководства и московских реформаторов, но и умножает протестный потенциал. Тем более что для Дагестана 90-е годы являются периодом оттока русскоязычного населения из республики и в связи с этим роста удельного веса дагестанских этносов, исповедующих мусульманство. Недоучет протестно-объединительной функции, как традиционного ислама, так и фундаменталистского его толка может привести к необратимым для Российской Федерации последствиям.
Своеобразным сигналом начинающегося разлома российского общества по религиозно-конфессиональным основаниям является позиция официальной Махачкалы и общественные настроения дагестанцев по отношению к операции НАТО в Югославии. Политическая элита республики не осмелилась не поддержать мнение московского руководства, воздержалась от отрицательных оценок НАТОвских действий, в то время как общественность заняла проалбанскую позицию. "Большинство местных публикаций имеют антисербскую и проалбанскую, про-НАТОвскую направленность".
И хотя сплачивающе-разъединяюший потенциал религии имеет в Дагестане тенденцию к нарастанию, узко национальные, этнократические идеи полностью не сдают своих позиций, они как бы переместились на другое поле - внутриреспубликанское. Пока этническое сознание дагестанцев доминирует над общегражданским, а межэтническая конкуренция за доступ к властным и экономическим ресурсам не ослабевает.
Судя по результатам социологических опросов занятого населения республики, проведенных в 1994 и 1998 г.г., межнациональные разногласия усугубляются, напряженность возрастает. За четырехлетний период количество респондентов, оценивших состояние сферы межнациональных отношений как напряженное, чреватое открытыми конфликтами возросло с 10% до 22%.
Симптоматично и представление массового сознания о причинах нагнетания межнациональной напряженности. Она, по мнению опрошенных, коренится, прежде всего, в деятельности высшего российского руководства, которая деструктивна.
На поставленный в анкете вопрос "Что Вы думаете о тех решениях, которые принимает руководство Российской Федерации по регулированию межнациональных отношений?", получены следующие распределения:
1. |
Решения в целом позволяют регулировать межнациональные отношения |
3,2% |
2. |
Решения не выполняются местными органами власти и поэтому не позволяют регулировать межнациональные отношения |
11,0% |
3. |
Решения поспешны и непродуманны и нередко являются причиной возникновения конфликтов |
58,4% |
4. |
Решения чаще всего запаздывают и поэтому неэффективны |
22,4% |
Таким образом, несмотря на наличие в республике множества этносоциальных противоречий и конфликтных узлов, на серьезные претензии дагестанцев к местному руководству, основным виновником дестабилизации положения в сфере межнационального взаимодействия, с точки зрения жителей республики, является Федеральная власть.
Приведенные выше оценки схожи в целом с мнением опрошенных жителей Северной Осетии, их можно экстраполировать на ситуацию в самой проблемной точке Северного Кавказа - Чечне.