§3. Чеченская республика
.§3. Чеченская республика
Новым витком конфликтности в текущем году характеризуются отношения Москвы и Грозного. Рецидив российско-чеченского военного противостояния предсказывался специалистами различных областей общественных наук. И хотя в прессе высказывалась версия, озвученная, в частности, политологом А. Миграняном, о том, что обострение чеченского конфликта было спланировано и спровоцировано администрацией Президента, в результате чего власть получила консолидированную поддержку этой воины со стороны СМИ и добилась широкой поддержки населения страны и, в первую очередь, дагестанцев, эту точку зрения разделяют не многие аналитики. Сам ход этой операции заставляет сомневаться в том, что "в верхах" есть четкое понимание политической задачи и достаточно корректная оценка политического момента. Количество беженцев из районов, подвергающихся зачистке и особенно условия их временного обустройства дают достаточно оснований для оценки ситуации как "гуманитарной катастрофы". Очевидно, что планы кремлевских стратегов, если таковые были разработаны, не предусматривали такого рода последствий. Довольно затруднительно осмыслить с позиций наличия у Кремля кавказской стратегии вывод за несколько месяцев до кровавых событий из высокогорных, пограничных с Чечней районов Дагестана десантных подразделений, если, конечно, исключить невероятное допущение, что таким образом провоцировали боевиков на вторжение. В пользу высказанного предположения свидетельствуют и результаты экспертного опроса, проведенного в конце октября 1999г. Около половины опрошенных - 45% не просматривают определенной стратегии в данном вопросе, они скорее склонны считать, что российское руководство по-прежнему действует по принципу импровизации.
Разумеется, дальнейшее развитие событий в Чечне и вокруг нее даст больше оснований для вывода о том, насколько федеральная линия продумана и выверена. Основанием для сомнений является и тот факт, что до настоящего времени не были всесторонне проанализированы причины неудачи кампании 1994 - 1996 гг. по наведению "конституционного порядка" в Чечне, не выявлены ответственные за принятие опрометчивого решения о вводе войск в республику, не названы конкретные виновники поражений российской армии на чеченском театре военных действий, и, что самое главное, не сформулированы основополагающие принципы отношений между Москвой и Грозным. Начальный этап чеченской кампании может свидетельствовать лишь о том, что военные на этот раз учли некоторые уроки и ошибки, допущенные ими несколько лет тому назад. А те издержки, которые сегодня несет в основном мирное население, говорят о том, что на уровне российского истеблишмента до сих пор нет четкого понимания проблемы: не просчитаны возможные последствия военной кампании, не определен масштаб допустимых издержек, способы и средства их преодоления.
Идеологически - информационное обеспечение борьбы с террористами на первых этапах выглядит как довольно успешное. Акцент в освещении событий сделан на том, что федеральные власти ведут борьбу, причем ответного, оборонительного характера против террористов - боевиков, а не против определенного народа или группы народов, так называемых кавказцев, отстаивающих свои права на независимое развитие. В данном случае имеет место осознанное, а возможно, и искренне заблуждение. Этот конфликт имеет, разумеется, криминальную составляющую, но не сводится к ней. Борьба на самом деле ведется с чеченскими сепаратистами и дагестанскими религиозными экстремистами, которые избрали террор как наиболее доступное в настоящих условиях средство борьбы за национальную независимость.
Разумеется, чеченские вооруженные боевики, противостоящие сегодня федеральным группировкам, прибегают в своей борьбе к террористическим методам, и в этом смысле они террористы, но не только и не столько. Об этом в частности свидетельствуют и избранная руководством России тактика пресечения их деятельности - масштабное привлечение регулярных войсковых подразделений. Не вполне укладывается в рамки борьбы с терроризмом, "который не имеет национальности", проводимые в г. Москве кампании проверок и перерегистрации граждан "кавказских национальностей". Официальная пропаганда сталкивается с трудностями, пытаясь объяснить общественности их смысл и цель. Ведь правоохранительные органы, со своей стороны, также ищут не бандитский след в терактах, проведенных в Москве и других городах России, а именно чеченский след.
Российская государственная машина, согласно официальной версии, в северокавказском конфликте выступает за целостность страны, против национал сепаратизма, т.е. власть борется с доктриной, идеологией. Уязвимым, слабым местом в этом противоборстве является отсутствие у одной из сторон -федеральной, контр доктрины, если можно так выразиться. Российские политики и интеллектуалы еще в поисках национальной идеи.
Идеологическая необеспеченность порождает политический эклектизм, спонтанность политических и правовых акций типа непродуманных решений о территориальной реабилитации репрессированных народов, демагогически провокационных деклараций типа "Берите суверенитета, сколько хотите!" и т.п. Именно к такого рода двусмысленным политическим импровизациям можно отнести попытки реанимировать чеченский парламент, формальные полномочия которого уже давно истекли, выпустить из тюрьмы бывшего мэра г. Грозного, осужденного за растрату бюджетных денег и т.п. Неслучайным, а напротив вполне логичным в условиях отсутствия доктрины национальных отношений является сформулированное А. Солженицыным умонастроение о том, что "Чечню следовало бы отпустить в свободное международное плавание", Не являются здесь исключением и специалисты в области межнациональных отношений. Их позиции отражает нижеприводимая таблица.
Каким, по Вашему мнению, должно быть политическое решение по Чечне?
Дать Чечне больше самостоятельности, оставив ее в составе России |
-54% |
Предоставить Чечне независимость |
- 7,5% |
Отложить решение вопроса о статусе Чечни на 5 - 1 0 лет |
- 17,5% |
Другое |
-30% |
Источник: Центр социологии межнациональных и межрегиональных отношений ИСПИ РАН.
О недостаточной стратегической и идеологической продуманности политики в отношении Чечни свидетельствует квалификация военных действий в республике как антитеррористической операции. Такая формулировка еще менее соответствует тому, что в предыдущую кампанию определено как "наведение конструктивного порядка". Сегодня всем ясно, что характер и масштаб военных действий выходит за рамки того, что может считаться борьбой с терроризмом.
Сегодняшний вариант решения чеченской проблемы, впрочем, как и предыдущий, напоминает попытку территориальной реабилитации репрессированных в годы сталинского режима народов, следствием которой явился осетино-ингушский конфликт - первое вооруженное межнациональное противостояние на территории Российской Федерации, которое в течение уже 8-летнего периода напоминает о себе постоянными рецидивами. Аналогичным образом развивается и ситуация в Чечне. Несмотря на то, что необходимость борьбы с бандформированиями не вызывает сомнений, решение о проведении "операции по зачистке" с использованием регулярных войсковых формирований, по-видимому, принималась без учета возможных ее последствий, которые, и это становится все более очевидным, ложатся тяжелым бременем на россиян.
Повторная попытка наведения порядка в Чечне, впрочем как и предыдущем, остается не вполне проясненной с правовой точки зрения, поскольку вопрос о государственно-юридической природе Чеченской республики не решен. Если Чечня - субъект Федерации, то военные действия против нее противоречат Конституции РФ. Привлечение регулярной армии к выполнению задач, не связанных с ее предназначением, допускается по постановлению Совета Федерации. Судя по молчанию СМИ, такого постановления верхняя палата российского Парламента не принимала. Печать и телевидение лишь озвучивало авторитетные мнения о безусловной необходимости, а, следовательно, и правовой обоснованности ведения войсковой операции на территории собственной страны. Целесообразность в очередной раз была поставлена над законом.
Таким образом, обуздание мятежной территории, довольно решительно и успешно начавшееся, не должно вводить в заблуждение. Общественное мнение, в целом одобряющее действия правительства против чеченских бандформирований, важный фактор успеха этих действий, но недостаточный. К тому же есть первые признаки изменения российского общественного мнения.
Некоторые СМИ уже уловили и озвучили эти изменения, вектор которых направлен в сторону политических, дипломатических и экономических способов разрешения конфликта. Об этом же свидетельствуют и экспертные оценки, полученные в ходе социологического опроса.
Сегодня не только горечь потерь заставляет многих россиян пересмотреть свое одобрительное отношение к войсковой операции, явное недоумение у общественности вызывает гибель омоновцев в ходе "неожиданных", однако довольно регулярно повторяющихся нападений боевиков. Под сомнение ставятся и заверения военного командования о создании и расширении зоны безопасности в Чечне. После повторных зачисток с. Комсомольское выявилось одна особенность зоны - попеременное ее превращение из безопасной в опасную. Похоже, что военные продолжают наступать на одни и те же грабли.
Ход войсковой операции по уничтожению чеченских бандформирований все явственней указывает на то, что в Чечне не может быть силового решения. Урегулирование ситуации в республике, реинтеграция ее в российское пространство осуществимы лишь на основе государственной программы, которая должна носить комплексный характер. Комплексность этой программы предполагает включение как военных, так и правовых, политических, экономических и идеологических аспектов.
По прошествии же более чем полугодового периода военных действий весьма неясные контуры имеет лишь экономическая составляющая, Что касается таких аспектов как правовой, политический и идеологический, то здесь -полный вакуум. По всей вероятности у руководства страны до сих пор нет ясности о том, с кем из чеченских представителей следует вести переговоры; не проработан пакет соглашений и условия реализации возможных договоренностей и перспективных действий в Чечне. Расчет на то, что по окончании военной кампании, реинтеграционный процесс может быть обеспечен экономическими вливаниями, выглядит утопично. Тем более что у нас есть печальный опыт прошлого восстановления, когда миллионы и даже миллиарды долларов канули в небытие.
Переход чеченского общества к мирной, созидательной жизни для многих жителей республики представляется не просто трудным, а проблематичным. Об этом свидетельствуют эмпирические данные, полученные в ходе опроса чеченских беженцев, временно проживающих на территории Ингушетии (март 2000 г.). На вопрос "Верите ли Вы в то, что России удастся организовать стабильную жизнь на территории Чечни?" получены следующие распределения:
Да |
8,7% |
Нет |
68,7% |
Затрудняюсь ответить |
22,5% |
В условиях широкой распространенности в чеченском обществе скепсиса по поводу возможности перехода российско-чеченских отношений в конструктивное русло, позитивные перспективы все более размываются и отдаляются.
Без детально проработанной и общественно одобренной программ нормализации российско-чеченских отношений, конфликтное настоящее чревато новыми конфликтами в будущем.
Общественная санкция может быть получена лишь на основе всесторонне-целостного, открытого и откровенного анализа сложившейся ситуации. Сегодняшний общественно-политический дискус не выходит за рамки частных, групповых интересов и целей. В этом видится основная причина тупика, в который вольно или невольно загнали себя федеральное руководство и чеченские лидеры. В условиях отсутствия понимания в обществе реальных причин и глубинной сущности происходящего сегодня в Чечне, выход из создавшегося тупика проблематичен.
Различия в видении ситуации в республике и вокруг нее, неодинаковые, порой диаметрально противоположные оценки причин и следствий сложившейся ситуации продиктованы чувством глубокой обеспокоенности за судьбу народов региона и России в целом, тем не менее, не выводят на конструктивное ее разрешение.
Правозащитники, упрекающие российское руководство за массовые нарушения прав человека, неадекватное применение силы, имеют для этого веские основания. Демократы, призывающие к незамедлительной приостановке военных акций и началу переговорного процесса, последовательно отстаивают демократические ценности и цивилизованные формы взаимоотношений между народами. Нынешнее руководство, и, прежде всего, ее Президент, выступает за безопасность и целостность страны, следуя общей установке, бандиты будут преследоваться там, где находятся, и уничтожаться.
Позиция чеченской стороны, настаивающей на национальном самоопределении вплоть до отделения, опирается не только на правовые, но и моральные основания.
Перечисленные выше позиции и их аргументация, по-видимому, не исчерпывают весь спектр позиций по вопросу о Чечне, однако они дают достаточно оснований говорить о том, что национального единения в этом вопросе не достигнуто. Эксперты-аналитики явно запаздывают с обобщающей оценкой сложившейся ситуации.
Все стороны и участники процесса оказались вовлеченными в военный конфликт, который, пользуясь марксистской терминологией, несправедлив по самой своей природе. Военное противостояние, да и предшествующие отношения между Москвой и Чечней - это отношения, которые, скорее подходят под определение борьбы за сферы влияния с сильным криминальным оттенком. Они не являются в собственном смысле ни борьбой за национальную независимость, ни стремлением обеспечить целостность и безопасность России. Национально-патриотический и демократический флер призван скрыть, облагородить жестокость борьбы, затушевать ее реальные пружины.
Этим обстоятельством в значительной мере объясняется и двойственная позиция в данном вопросе мировой общественности, для которой оказалось очень затруднительным принять точку зрения одной из сторон - Москвы или Грозного, если обе они, мягко выражаясь, далеко не безупречны с гуманитарной точки зрения. Не случайно Совет Европы не сразу принял решение о лишении права голоса российской делегации в ПАСЕ, а проголосовал за назначение "испытательного срока" для России. Парламентарии Европы чувствуют и понимают двусмысленность ситуации, однако, поскольку Москва располагает большим военным ресурсом, они совершенно правомерно возлагают на нее большую ответственность.
В итоге в ответ на нарастающее давление западного общественного мнения, на апрельской ассамблее европейские парламентарии большинством голосов приняли более жесткую резолюцию по отношению к России да "организованное насилие".
Оставаясь на последовательных демократических позициях и в рамках общечеловеческих ценностей, можно было бы только приветствовать реакцию Запада на внутрироссийские разборки. Однако Запад в этом вопросе использует двойной стандарт, пытается воздействовать преимущественно на одну сторону, характерна в этом смысле публикация в Германской "Лаузитцер цай-тунг", которая пишет: "Драма Чечни с каждым днем поднимает вопрос, как должен поступить Запад. Если Запад желает, чтобы с ним считались, то при всей его сдержанности жестокость Москвы на Кавказе не может оставаться без противодействия. Настало время заявить об этом со всей решительностью".
Хотя субъективизм западной позиции очевиден, он сужает возможности позитивного влияния на нормализацию обстановки в Чечне, препятствует выработке рациональных схем решения национального вопроса, тем не менее он вынуждает российское руководство вносить коррективы в чеченскую политику, которые, возможно, будут более адекватны общероссийским настроениям и демократическим нормам разрешения межнациональных конфликтов.
Официальный Запад пока осторожно высказывает свою озабоченность ситуацией на российском Кавказе. Пресс - секретарь Белого дома Джон Лок-хард призвал обе стороны чеченского конфликта "воздержаться от чрезмерного применения силы". В свою очередь, представитель Госдепартамента США Дж. Рубин призвал Россию к конструктивному диалогу с лидерами Ичкерии, подчеркнув при этом, что "использование силы затруднит проведение такого диалога". А влиятельный лондонский еженедельник "Экономист" опубликовал редакционную статью под названием "Чеченское безрассудство России" в которой убеждал Москву "отозвать своих генералов из региона". Лейтмотивом официальных западных кругов являются предостережения от повтора печального опыта предыдущей военной кампании 1994 - 1996 гг.
Более резко на данную тему высказываются представители общественных организаций, и прежде всего правозащитных. "Международная амнистия", критикуя власти России "за преследование людей по этническому признаку", упрекает мировое сообщество за безразличие, с которым оно относится к событиям на Кавказе. В этой организации считают, что призывы Клинтона и его европейских коллег к диалогу и выражение озабоченности явно недостаточны, Западу необходимо действовать более решительно.