§4. Северная Осетия - Алания
.§4. Северная Осетия - Алания
В отличие от Дагестана и Чечни социальная и межнациональная напряженность в республике в большей степени является результатом внешних, нежели внутренних противоречий. Внутренним фактором дестабилизации обстановки в РСО-А является состояние социально-экономической и правовой сфер жизнедеятельности республики. Здесь за период 90-х годов также как и в других регионах Северного Кавказа, да и в России в целом, отслеживается усиление негативных тенденций.
Несмотря на официальные реляции правительства республики о значительном оживлении экономической активности, выразившейся в 126% росте промышленного производства за 8 месяцев 1999г., темпы обнищания населения имеют довольно высокую динамику. Об изменении благосостояния населения Северной Осетии свидетельствует эмпирика, полученная в ходе социологических опросов.
"Не могли бы Вы сравнить уровень Вашего благосостояния с тем, который был примерно год назад?" (в %)
|
1997 |
1999 |
Благосостояние значительно улучшилось |
6 |
4,4 |
1. Благосостояние стало несколько лучше |
19 |
24,9 |
3. Благосостояние не изменилось |
39 |
11 |
4. Благосостояния стало несколько хуже |
21 |
36 |
5. Благосостояние значительно ухудшилось |
14 |
19 |
Материальные основы жизни наиболее ощутимо меняются у русского населения. Если среди респондентов - осетин 16,7% отнесли себя к категории тех, чье благосостояние значительно ухудшилось, то среди русских респондентов этот показатель достиг 25%.
Полученные результаты являются иллюстрацией оценки положения социально-экономической сферы, данной президентом республики А.Дзасоховым: "Цифры показателей экономического роста реально мало ощущаются людьми. Более того, наметились тревожные признаки углубляющегося разрыва между ростом объемов производства и покупательной способностью населения".
Преодоление данной тенденции - проблема отнюдь не близкой перспективы. Так почти половина опрошенных - 49% в ходе исследования 1999 г. не ожидают в ближайшие годы улучшения материальных основ своей жизни. Большими пессимистами в этом вопросе являются русские - мотив неуверенности в будущем, чувство социальной незащищенности просматривается и в ответах на вопрос о занятости. И в данном отношении ощущается определенное нагнетание атмосферы. На вопрос анкеты "В какой мере Вы обеспокоены возможностью стать безработным?", получены следующие ответы:
|
1997 |
1999 |
- испытываю сильное беспокойство |
23,5 |
25,6 |
- обеспокоен отчасти |
33,9 |
36,2 |
- не испытываю беспокойства |
30,3 |
26,4 |
- затрудняюсь ответить |
10,1 |
12,8 |
Таким образом, сегодня практически около двух третей - 62,8% опасаются оказаться профессионально невостребованными.
Состояние республиканской ситуации с точки зрения криминогенности, хотя и отличается от такового в Дагестане и Чечне, в которых активность криминала приняла наиболее брутальные формы, также достаточно тревожное. На вопрос анкеты "Что Вас беспокоит больше всего в повседневной жизни?" получены следующие распределения:
|
1997 |
1999 |
- рост преступности |
47% |
55,1% |
- дороговизна жизни |
26% |
45,6% |
- ухудшение отношений между людьми различных национальностей |
18% |
39% |
В республике, по всей вероятности, далеко зашел процесс сращивания криминала с административно-управленческими структурами. Об этом могут свидетельствовать те оценки, которые жители региона дали работе МВД РФ и РСО-А.
Выскажите, пожалуйста, Ваше отношение к деятельности: |
Одобряю полностью |
Одобряю частично |
Не одобряю |
Затрудняюсь ответить |
МВД РФ |
4,6 |
21,5 |
55 |
13 |
МВД РСО-А |
3,8 |
18,7 |
47 |
27 |
О разгуле преступности, масштабах криминального бизнеса, о его возможностях влияния на государственные органы власти, свидетельствует, в частности, и отставка командующего пограничными войсками РФ генерала Николаева, который препятствовал операциям "спиртовой" мафии.
В таком неблагоприятном социально-экономическом контексте, который как показали социологические опросы, по-разному воздействует на основные национальные группы населения Северной Осетии, складывается и развивается в республике межнациональное взаимодействие.
Северная Осетия-Алания представляет собой одну из немногих в РФ республик с численным преимуществом титульного этноса: осетины составляют 57,9%, русские - 28,8%, другие национальности - 13,3%. Республика входит в число 5 республик России, являясь в свою очередь единственной среди национальных образований Северного Кавказа, которые по уровню социально-экономического развития практически не отличается от русских областей РФ. С точки зрения характера межнациональных отношений, Северная Осетия может быть определена как довольно проблемный регион страны. Она одна из первых российских республик, в которой межнациональное противостояние приняло форму открытой военной конфронтации, - это первая "горячая точка" на территории постсоветской России.
Особенность межнациональной ситуации в РСО-А состоит, как отмечалось ранее, в том, что она развивается преимущественно под воздействием внешних конфликтных факторов. Существенную роль в развитии этнополитического процесса сыграла ситуация в Южной Осетии. Сопротивление жителей Южной Осетии планам грузинского руководства построения унитарного государства, предполагавших ликвидацию автономных образований, привело к военным действиям и, как следствие, массовому исходу осетин из Грузии. К началу 90-х число беженцев-осетин достигло 100 тыс., что составляло около 1/3 осетинского населения республики. Основная масса беженцев осела во Владикавказе, преимущественно в Пригородном его районе.
На этот район выдвигают территориальные претензии ингуши как на свои исконно этнические земли. Подобные претензии имеют под собой правовые основания - "Закон о территориальной реабилитации репрессированных народов". Данный законодательный акт спровоцировал осетино-ингушский конфликт 1992 года, последствия которого не преодолены и по сей день. Дестабилизирующим фактором является близость Осетии к мятежной Ичкерии: к постоянным набегам из Чечни, грабежам мирного населения прибавилась проблема беженцев из районов боевых действий.
Определенные противоречия имеются между титульным этносом и русскоязычным населением. Кроме того, не просто складываются и взаимоотношения двух больших групп осетинского этноса иротщев и дигорцев, равнинных и горских осетин. Горцы полагают, что иронцы в социальной иерархии занимают преимущественное положение, контролируют ключевые посты в экономической и политической жизни республики.
Вышеназванные проблемы осложняют межнациональную ситуацию, которая, как показали опросы 1997 и 1999 г.г., имеет тенденцию к нагнетанию.
Результаты анкетирования фиксируют значимое нарастание напряженности в данной сфере.
Состояние межнациональных отношений
Варианты |
1997 |
1999 |
1- межнациональные отношения стабильны, без напряженности |
48% |
16,9% |
2- имеется межнациональная напряженность |
34% |
46,2% |
3- налицо сильная межнациональная напряженность, возможны конфликты |
10% |
29,7% |
4- затрудняюсь ответить |
8% |
7,2% |
Степень тревожности оценок зависит существенным образом от этнической принадлежности респондентов. Как напряженную межнациональную ситуацию оценивают 42,9% осетин, 51% русских и 53,3% представителей других национальностей.
Выявленные различия, по всей видимости, имеют социальную основу, определяются диспропорциями в отраслевом составе занятого населения республики. Представленность различных национальных групп в сфере производства отражает нижеприводимая таблица.
Индексы представленности национальностей в составе специалистов некоторых отраслей экономики Северной Осетии
(данные в % на 1989 год). (См. Г.С.Денисова. Этнополитический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996., с. 153).
Специалисты по отраслям |
Осетины |
Русские |
Другие национальности |
1- промышленность, строительство, транспорт, связь |
0,83% |
1,28 |
1,03 |
2- торговля и общественное питание |
1,24% |
0,49 |
1,21 |
3- наука, высшая школа |
0,85 |
1,16 |
1,23 |
4- руководители организаций |
1,18 |
0,84 |
0,85 |
5- руководители предприятий производственных отраслей |
1,43 |
0,78 |
0,85 |
6- руководители органов госуправления |
1,3 |
0,75 |
0,85 |
Данные таблицы показывают, что русское и русскоязычное население преимущественно представлено в промышленном производстве, в сфере науки и высшей школы, но не в управленческих структурах. Эти данные выявляют, что на уровне республики уже к началу 90-х обнаруживались тенденции к этнократической государственности.
Ситуация 90-х годов, перестроечного и постперестроечного периодов очевидно, характеризуется усилением этих тенденций. В ходе опроса респонденты отмечают наличие в Республике ряда областей общественной жизнедеятельности, в которых имеет место дискриминация по национальному признаку.
Одной из важных причин межнациональной напряженности, по мнению опрошенных, является назначение на престижные и руководящие должности с учетом национальности. Каждый четвертый русский сталкивается в повседневной жизни с фактами подобного рода. Характерно, что русские в три раза чаще сталкиваются с ущемлениями при выдвижении на руководящие посты, а 12% русских сталкивались также с практикой вытеснения с руководящих и престижных должностей по национальному признаку.
Результатом такой практики являются значимые различия в уровне материальной обеспеченности в зависимости от национальной принадлежности респондентов. Пятичленная шкала уровней покупательной способности заполняется представителями русской и осетинской национальных групп не одинаково (в % от числа опрошенных).
|
осетины |
русские |
||
|
1997 |
1999 |
1997 |
1999 |
1- высший уровень |
6,3 |
4,4 |
1,7 |
2 |
2- высокий уровень |
15,9 |
15,5 |
14,5 |
4,1 |
3- средний уровень |
44,4 |
49,6 |
53,0 |
51,0 |
4- низкий уровень |
16,9 |
20,2 |
20,5 |
27,6 |
5- низший уровень |
12,6 |
7,1 |
6,8 |
14,3 |
Эмпирика выявляет существенные различия материального благосостояния и покупательной способности различных национальных групп, она также свидетельствует о том, что темпы обнищания русского населения Северной Осетии более высокие.
Характерные для республики особенности занятости, сложившаяся практика назначения на руководящие посты или вытеснения с престижных должностей по причине национальной принадлежности, в результате которой, неосетины ощущают себя ущемленными, имеет, по всей вероятности, идеологическое "обоснование". Судя по данным опросов, массовому сознанию не чужды идеи о том, что титульная нация должна иметь в своей республике привилегии.
На вопрос анкеты: "Разделяете ли Вы мнение о том, что представители коренной национальности должны иметь преимущества по отношению к людям других национальностей?" получены следующие ответы от респондентов -осетин: да, разделяю - 31%, не разделяю - 48%. Ответы опрошенных из числа русских и других национальностей распределились соответственно следующим образом: да, разделяю - 12% и 13%, нет, не разделяю - 79% и 57%. Выявленный разброс мнений по вопросу о "национальных привилегиях" является косвенным свидетельством того, что титульная национальность в определенной мере пользуется такими привилегиями.
Выделяя причины обострения межнациональной напряженности, опрошенные обнаруживают единодушие. Разброс мнений по этому поводу среди респондентов различных национальностей в целом незначительный, он колеблется в рамках 4-6%. Исключение здесь составляет только один пункт - рост безработицы, его в качестве побудительной причины ухудшения межнационального климата определяет 9,5% осетин, 26,5% русских и 13,3% представителей других национальностей.
Основными причинами напряженности межнациональных отношений, по мнению опрошенных, являются следующие:
ошибки в национальной политике государства - 48,5%
социально-экономический кризис - 32,6%
политическое противоборство - 20,5%
выступления отдельных СМИ, провоцирующих национальную неприязнь -15,6%
В марте 1999 года в столице Северной Осетии на центральном рынке был осуществлен террористический акт, в результате которого погибли 55 человек и свыше 100 человек получили ранения различной степени тяжести. В этой трагедии Парламент республики, осетинская общественность обвиняют федеральный Центр. Они полагают, что данное преступление - прямое следствие ошибочной национальной политики государства. "Кровавое преступление, которое произошло 19 марта 1999 г., - пишет еженедельная молодежная газета "Слово-Ныхас" - целиком и полностью вина бездарной политики РФ в области национальных взаимоотношений. Это прямое следствие тех законов, которые были приняты. Это следствие тех агрессий, которые произошли в результате принятия этих законов, и это прямое следствие того, что до сих пор не дана политическая оценка событий 1992 г.".
Наличие напряженности в межнациональных отношениях, их конфликтность определяется прежде всего достаточно четко выраженной в массовом сознании неудовлетворенностью национальной политикой, осуществляемой федеральным руководством. Критический настрой по отношению к политической линии Центра в национальном вопросе отражают данные приводимой ниже таблицы.
Оценка решений руководства страны по урегулированию межнациональных отношений