Реквизиты и методика исследования
.Реквизиты и методика исследования
Исследование "Феномен этнической мобилизации: природа и механизмы" реализовывалось на территории Ульяновской области в 1997 - 1998 годах при финансовой поддержке "Проекта поддержки научным исследованиям (RSS) Института "Открытое общество" (индивидуальный грант RSS, No.: 1377/1997).
При проведении исследования применялась серия методов сбора информации.
I. Глубинные интервью.
Интервьюируемые были выделены в 4 группы экспертов.
1. Административные работники, деятели культуры, образования, политики, чья деятельность непосредственно связана с межнациональным общением (9 интервью: заместитель губернатора по социальным вопросам; председатель комитета по национальным и конфессиональным проблемам; заместитель заведующего областного комитета народного образования, курирующий национальные школы; секретарь обкома КПРФ; лидер региональной организации ЛДПР; писатель, член русской национально-патриотической организации; чувашский поэт; мордовский поэт; певец, солист ансамбля татарской песни).
2. Лидеры существующих легитимных общественных организаций национального толка (11 интервью: 3 с русскими, 4 с татарами, 2 с чувашами, 2 с мордвой).
3. Активные участники национальных организаций различного толка, проживающие в городе (12 интервью: по три на каждую группу).
4. Представители этнических групп, проживающие в сельской местности {12 интервью: по три на каждую группу).
Для каждой группы экспертов была подготовлена определенная система вопросов. Время интервью — от 20 до 35 минут. Интервью проводились в течение всего отчетного периода. Подготовленные транскрипты интервью были подвергнуты качественному анализу и являются источниками для выводов в данном исследовании. Все интервью во 2 - 4 группах экспертов проводились как нарративные, респондентам предлагалось рассказать о наиболее значимых в их жизни событиях, связанных с различными сферами жизнедеятельности (семейной, образовательной, производственной, бытовой). Основной задачей интервью было обнаружение контекстов, в которых актуализируется этническая идентичность респондента, а также выяснение максимальной дисперсии этнообразующих признаков (культурных, символических маркеров). Выбор респондентов 3-4 группы экспертов определялся с учегом половозрастной и имущественной дифференциации.
II. Проведено три фокусированных групповых интервью с представителями татарского, чувашского и мордовского этносов. Отбор в группы проводился среди студентов, через базу данных отдела кадров. Интервью проходили в одной из учебных аудиторий университета. Способ записи — аудиозапись. Смысловые блоки интервью были следующие:
1. Удовлетворенность/неудовлетворенность состоянием развития родной культуры (наличие "языковой вертикали" от повседневного, бытового общения к общезначимому использованию родного языка в общественных организациях и социальных институтах; реальные и желаемые механизмы этнической социализации). Проблема восприятия родной культуры как утраченной.
2. Соотношение этнической идентичности с другими значимыми социальными идентичностями, структура этноопрсделяющих маркеров.
3. Типичные поведенческие структуры, в которых доминирует и реализуется этническая составляющая личности. Достаточность/недостаточность имеющихся сфер бытования этнического.
4. Политические предпочтения, конформизм и политическая лояльность, инновационный и мятежный потенциал, уровень готовности к активным действиям, взрывающим установившийся порядок вещей.
5. "Мы" — "Они": особенности восприятия и стереотипизации других этнических групп. Соотношение позититивных/негативных гетеростереотипов. Уровень этнической толерантности/нетерпимости.
III. Анкетный опрос. Летом 1998 года (до августовского кризиса) был проведен опрос на областной выборке (тин выборки - квотная, случайная: пол, возраст, место проживания, опрошено 1100 чел., в базу данных вошли ответы 950 респондентов). Опрос проводился в 21 населенном пункте, включая г. Ульяновск. Из них 12 населенных пунктов — места компактного проживания татар, чуваш, мордвы на территории Ульяновской области. Татары опрашивались в селах Калды, Старая Терсшка, Аллагулово (137 чел,). Чуваши опрашивались в селах Елагур, Алгаши, Верхние Тимерсяны (119 чел.). Мордва - Ось-кино, Баевка, Высокий Колок (92 чел.). В результате появился массив данных для межэтнических и внутриэтнических сравнений - представители этнических групп, проживающие за пределами компактного проживания, диффузно, так и компактно.