§2. Экологическая ситуация в России и перспективы ее развития
.§2. Экологическая ситуация в России и перспективы ее развития
Необходимо отметить, что уже экологическая ситуация, доставшаяся Российской Федерации в наследство от СССР, была крайне неблагоприятной. Она сформировалась в результате многолетнего господства в стране доктрины "советского творческого дарвинизма", требовавшего "революционизировать жизнь растений и животных", отбросить представления о ценности гармонического равновесия в природе, исходить из возможности безграничного приспособления природы к нуждам экономики.
Несколько десятилетий природоохранная деятельность сводилась к совокупности несвязанных между собой мероприятий, должная эффективность которых не обеспечивалась. Только в конце 50-х - начале 60-х гг. в союзных республиках были приняты специальные законы об охране природы, в частности. Закон i960 г. "Об охране природы в РСФСР", определяющие основные направления государственной политики в сфере природопользования. Однако, они явно не соответствовали уже тогдашнему общемировому уровню понимания сущности экологических проблем. Опасность экологических нарушений рассматривалась ими исключительно с точки зрения экономических потерь от нерационального природопользования. Сама природа продолжала рассматриваться как неисчерпаемое сосредоточение подлежащих использованию ресурсов. Конкретные механизмы реализации положений республиканских законов отсутствовали, что вообше делало их декларативными.
Само собой разумеется, что говорить в такой ситуации об объективных научных основах концепции экологической политики (да и самой экологической политике) было невозможно. В системе государственной власти отсутствовал даже наделенный значимыми полномочиями соответствующий орган управления. Природоохранная деятельность превратилась в совокупность несвязанных между собой мероприятий, должная эффективность которых не обеспечивалась.
В результате практические работники всех уровней государственного управления не обладали систематизированными знаниями в области экологии, рассматривали природоохранную деятельность как обязательный, но незначительный придаток экономического планирования. Общераспространенный подход государственных руководителей высшего звена к экологическим проблемам, характерный для относительно недавнего времени, хорошо иллюстрируется рассказом вице-президента американской фирмы Оксидентал Петролеум Корпорейшн В. Максвини, приведенном в книге М. Фешбаха и / А.Френдли "Экоцид в СССР".
Когда в 1974 г. представитель этой фирмы предупредил советского партнера по переговорам о том, что в результате строительства огромных хранилищ аммиака в окрестностях г.Одессы "у вас могут возникнуть серьезные проблемы с окружающей средой", то в ответ он услышал: "Окружающая среда? А что это такое?""
Лишь с 1975 г. в государственных планах развития народного хозяйства появился специальный раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов", и только в январе 1988 г. был образован союзно-республиканский Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), что, наконец, создало предпосылки создания эффективной структуры управления природоохранной деятельностью, осуществлявшейся ранее на отраслевом уровне девятью союзными госкомитетами и семью министерствами.
Однако, обстановка лавинообразно развивавшегося политического и эко комического кризиса в СССР уже не позволила обеспечить формирование и реализацию эффективной государственной экологической политики. Так, если в 1990 г. общий объем затрат на охрану окружающей среды составил 1,4 % валового национального продукта (для сравнения, в США - около 2%), то практически из 292 природоохранных объекта, ввод в эксплуатацию которых был предусмотрен Государственным заказом на 1990 г., было сдано только 79.
В результате в том же 1990 г. на территории бывшего СССР насчитывалось около 290 ареалов с крайне неблагоприятной экологической обстановкой, занимавших до 15% территории, и в которых проживал каждый пятый гражданин бывшего СССР.
Наиболее критичная экологическая ситуация сложилась (и ныне сохраняется) в таких регионах как Северный Каспий, Калмыкия, Среднее Поволжье, Азовско-Черноморский регион, Урал, Кузбасс, Прикамье, бассейн р. Ангара и ряд других.
Сколь либо заметному оздоровлению окружающей среды в период социально-экономических реформ препятствует ряд факторов, к числу которых следует, в первую очередь, отнести:
а) критическое состояние экологически опасных производств, вызванное износом основных фондов.
По данным руководителя Государственной научно-технической программы "Безопасность" академика РАН К.В.Фролова, суммарный ущерб от техногенных катастроф в настоящее время сближается с ущербом от катастроф природных, при этом только с 1991 по 1995 г. число техногенных аварий и катастроф выросло в 6 раз.
Согласно данным того же источника, в России ныне насчитывается примерно 100 тыс. опасных производств и объектов (из них около 1500 ядерных и более 3000 химических обладают повышенной опасностью, причем в ядерном комплексе сосредоточено около 1013, а в химическом - около 1012 смертельных токсодоз), причем затраты, необходимые на их неотложную модернизацию, реконструкцию, и вывод из эксплуатации после 2000 г. могут достигнуть 15-20% валового национального продукта (в 90-е гг. из бюджета на эти цели ежегодно выделялось не более 15% требуемых средств).
Степень и реальные последствия критического износа основных фондов потенциально экологически опасных отраслей российской экономики хорошо иллюстрируют данные, приведенные в Рекомендациях парламентских слушаний на тему; "Об экологических проблемах, связанных со строительством и эксплуатацией магистральных нефте- и газопроводов" (Комитет по экологии Государственной Думы, 8 июня 1999 г.).
Согласно этому источнику, на начало 1999 г. общая протяженность магистральных трубопроводов углеводородного сырья и топлива составила 207 тыс. км. При этом 30% газопроводов и 46% нефтепроводов эксплуатируются более 20 лет, а 5% газопроводов и 25% нефтепроводов - более 30 (усредненный плановой срок службы - 20 лет).
В результате на магистральных трубопроводах наблюдается непрерывный рост числа аварий (табл.7.1):
Таблица 7.1
Количество аварий на магистральных трубопроводах
Годы |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Число аварий |
32 |
38 |
48 |
62 |
|
63 |
Таким образом, в среднем за год на каждые 3000 км магистрального трубопровода происходит одна авария. На промысловых трубопроводах, износ которых достигает 80%. происходит 1,5-2 разрыва на км в год.
По прогнозу специалистов МЧС, в период с 1998 по 2005 г. средний ежегодный прирост суммарных потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составит:
по числу погибших - 4,3%;
по числу пострадавших - 8,6%;
по материальному ущербу -10,4%.
При объемах ущерба, уже сейчас близких к 3-5% валового национального продукта, их ежегодный рост на 10-15% приведет к тому, что в ближайшие годы экономика России окажется не в состоянии восполнять потери от природных и техногенных катастроф.
Таким образом, Россия начинает превращаться в страну технологического риска;
б) постоянное снижение бюджетного финансирования охраны природы: в 1993 г. - 2,1% расходной части государственного бюджета; в 1994 г. - 0,6% расходной части государственного бюджета; в 1995 - 0,5; в 1997 - 0,4; консолидированные бюджетные расходы всех уровней в 1997 г. составили 6 млрд. руб., в 1998 - примерно 5,5 млрд., в 1999 - около 5 млрд. руб. (в сопоставимых ценах и с учетом деноминации). Для сравнения можно отметить, что из федерального бюджета США на 2000 г. на нужды Агентства по защите окружающей среды выделено 7,2 млрд. долл. США;
в) распространенность намеренных нарушений экологических требований и норм по экономическим причинам.
Последнее обстоятельство подтверждается, в частности, постоянным ростом числа лиц, осужденных за уголовные экологические преступления.
В то же время, если, по данным МВД России, в общей структуре регистрируемой преступности экологические преступления составляют ныне примерно 0,2%, то их латентность, по экспертным оценкам, достигает 95-99%. Причинами этого являются недостаточный уровень государственного контроля; несовершенство уголовного законодательства; отсутствие официальных методик оценки причиненного природе ущерба; производственная политика предприятий, резко сокращающих в экстремальных условиях хозяйствования расходы на охрану окружающей среды или прямо пренебрегающих природоохранными требованиями в пользу производственно-технологических нужд (что проявилось, например, осенью 1996 г. во время энергетического кризиса в Приморье, когда остановка многих предприятий сопровождалась заметным ростом потока загрязнений).
В обстановке экономического кризиса нельзя не учитывать и вероятность осуществления отдельными предприятиями крайне опасных в экологическом отношении проектов. В частности, существует реальная угроза превращения России в мировую "свалку" токсичных отходов. Только в 1993 г., по данным международной экологической организации "Гринпис" 95 фирм 96 раз пытались ввезти на территорию страны около 34 млн. т. опасных отходов с целью их захоронения или промышленной утилизации.
Одновременно все более значимым становится экологический ущерб, наносимый природной среде "теневой" и откровенно "криминальной" экономикой, игнорирующими экологическое законодательство.
Характерным примером этих негативных явлений могут служить данные о хищениях нефтепродуктов из трубопроводов.
Так, уже в 1995 г. было выявлено 390 случаев намеренной разгерметизации трубопроводов.
На магистральных трубопроводах, эксплуатируемых АК "Транснефть" (общая протяженность 46,8 тыс. км), в 1998 г. было выявлено 14 криминальных врезок в зоне деятельности ОАО "Черномортранснефть", и 1 - в зоне деятельности ОАО "Верхне-Волжские МН".
По данным АК "Транснефть", несанкционированные врезки становятся основной причиной аварий с экологическими последствиями.
г) низкое качество жизни в большинстве российских регионов, запущенность коммунального хозяйства в городах (особенно в крупных).
По данным территориальных природоохранных служб, несовершенство канализационных сетей уже превратилось в существенный фактор формирования экологической ситуации в ряде регионов России, в том числе. Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Дагестан (особенно критично влияние канализационных сбросов г. Махачкалы на состояние Каспийского моря), Республики Марий-Эл, Удмуртской Республики, Краснодарского края, Приморского края, Ставропольского края и т.д.
За последние 10 лет физический износ объектов коммунального хозяйства в подавляющем большинстве городов и населенных пунктов, по данным МЧС России, увеличился в 1,3 раза и достиг критической величины 50-70%;
д) относительно наименьший спад именно в экологоемких отраслях экономики (горнодобывающая промышленность, металлургия, энергетика, нефтепереработка и т.д.).
Сравнительная динамика изменения объемов производства в топливной промышленности и машиностроении (данные Госкомстата России) представлена в таблице 7.2.
Таблица 7.2
Годовое изменение объемов производства
(в % к предшествующему году)
|
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Топливная промышленность |
-6,0 |
-7,0 |
-11,6 |
-10,2 |
-0,8 |
-1,5 |
+0,3 |
Машиностроение |
-10 |
-15 |
-15,6 |
-30,8 |
-9,1 |
-4,6 |
+3,5 |
е) кризисное положение большинства промышленных предприятий, пренебрежение экологическими последствиями в пользу экономических показателей.
Производственная политика предприятий характеризуется резким сокращением в экстремальных условиях хозяйствования расходов на охрану окружающей среды, а зачастую прямым пренебрежением природоохранными требованиями в пользу производственно-технологических нужд (данное обстоятельство явно проявилось, например, осенью 1996 г. во время энергетического кризиса в Приморье, когда остановка многих предприятий сопровождалась ростом потока загрязнений).
Воздействие на экологическую ситуацию перечисленных факторов в условиях экономического кризиса приводит к парадоксальному на первый взгляд результату: беспрецедентный по масштабам спад производства (с 1991 по 1995 г. внутренний валовой продукт уменьшился практически вдвое) не повлек за собой эквивалентный спад загрязнении окружающей среды.
Данный эффект был обнаружен еще в начале обвального падения производства (например, за 1992 г. при спаде промышленного производства примерно на 18% выбросы атмосферных загрязнителей от стационарных источников сократились только на 11%, водозабор из природных источников - на 5,4%, сброс вредных веществ со сточными водами - на 9,7%).
За истекшие годы отмеченная тенденция сохранилась. В ежегодных Государственных докладах Госкомэкологии России "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации" отмечается постоянный рост воздействия на окружающую среду в расчете на единицу произведенного продукта.
Опасность сложившейся экологической ситуации характеризуется, в частности, следующими данными Госкомэкологии России: в настоящее время территория с крайне неблагоприятными экологическими условиями составляет до 17% общей площади страны и на ней проживает 30-40% населения России; более 40% объема сточных вод, сброшенных в водоемы, отнесено к категории загрязненных, как следствие, около половины населения России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим нормам и только 15% дышит достаточно чистым воздухом.
Ежегодные экспертные опросы, выполненные специалистами ИСПИ РАН на совещаниях руководства Госкомэкологии России и территориальных природоохранных служб, позволяют определить критичные для населения экологические проблемы, с очевидностью порождающие и основные социально-экологические процессы. Типовое распределение оценок экспертов приводится в таблице 7.3.
Таблица 7.3
Оценка экспертами остроты основных экологических проблем
(данные 1997 г., в процентах от числа опрошенных)
Региональные проблемы
|
Оценка остроты проблемы |
||
высокая |
средняя |
низкая |
|
Загрязненность воздуха |
37 |
16 |
32 |
Загрязненность рек и водоемов |
60 |
26 |
14 |
Качество питьевой воды |
47 |
32 |
18 |
Уровень радиационного фона |
11 |
32 |
53 |
Кислотные дожди |
29 |
32 |
32 |
Заболевания, вызванные загрязнением окружающей среды |
37 |
40 |
21 |
Повышенный уровень шума |
32 |
29 |
34 |
Свалки отходов и мусора |
70 |
18 |
8 |
Захоронение опасных отходов |
58 |
18 |
16 |
Результаты, относящиеся к остальным опросам, не имеют существенных отличий.
Перспективы разрешения экологических проблем России в сжатые сроки следует признать сомнительными, прежде всего, потому что без качественною роста инвестиций в природоохранное оборудование и деятельность, а также в экологически чистые производства существенное оздоровление экологической ситуации в России не возможно. Однако данный рост в условиях финансово-экономического кризиса маловероятен. Более того, потенциально опасен для экологической ситуации и весьма возможный сценарий преодоления кризиса путем опоры на экстенсивные факторы экономического роста, в первую очередь - на массовую активизацию морально и физически устаревших основных фондов.