§5. Государственная экологическая политика
.§5. Государственная экологическая политика
Государственная экологическая политика является одним из важнейших факторов управления социально-экологической ситуацией.
По нашему мнению, под государственной экологической политикой следует понимать систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством с целью управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны, целью которой является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы.
Выделение экологической политики в самостоятельный элемент общей государственной политики (подобно военной, культурной, экономической, социальной, научно-технической, информационной и т.д.) в развитых странах произошло в 70-е-80-е гг. вследствие нарастания кризисных явлений в области экологии. Ее основу составляет официально принятая общая концепция разрешения экологической проблемы, которая непосредственно определяет содержание как собственно государственной экологической политики, так и подход органов власти к экологическим аспектам всего комплекса проблем социально-экономического развития страны. В настоящее время государственная экологическая политика Российской Федерации определяется концепцией устойчивого развития, что закреплено Указами Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". Основные принципы, задачи и мероприятия экологической политики определяются: законодательством Российской Федерации (Конституция Российской Федерации; федеральный закон "Об охране окружающей природной среды" и др.); программами Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и экономического роста; федеральными целевыми программами; государственными стандартами и иными нормативными актами.
К основным направлениям современной экологической политики Российской Федерации в настоящее время можно отнести, в частности; формирование нового правового и экономического механизма регулирования влияния хозяйственной, военной и иной деятельности на окружающую среду; совершенствование природоохранного законодательства и его адаптация к новой социально-экономической модели; развитие стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере экологии с учетом требований по включению Российской Федерации в международную систему экологической безопасности; создание единой системы государственного экологического мониторинга; стимулирование внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; развитие института экологической экспертизы; развитие предпринимательства в сфере экологии; расширение участия граждан в принятии решений в сфере экологии; укрепление международного сотрудничества в области защиты природы; создание системы непрерывного экологического образования и т.д.
Наиболее существенное влияние на практическую реализацию концептуальных основ экологической политики, по нашему мнению, оказывают такие факторы, как: реальная степень обострения экологических проблем на территории конкретного государства; характер социально-экологических проблем, порождаемых ухудшением экологической ситуации; научная неопределенность в решении ряда принципиально важных вопросов функционирования экосистем; ресурсные, в том числе и финансовые ограничения; реальный уровень развития ресурсосберегающих и природоохранных технологий, в том числе технологий утилизации и уничтожения отходов; экономическая эффективность производства и конкурентноспособность экологически чистой продукции; социальные реакции населения; международные обязательства.
Значительная конструктивная роль в координации усилий отдельных государств в области разрешения экологических проблем принадлежит ООН. В частности, именно Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Конференция Рио-92), намечены направления международного сотрудничества в охране окружающей среды, рациональном природопользовании, обеспечении устойчивого развития, По нашему мнению, на некоторых вопросах формирования к реализации государственной экологической политики стоит остановиться подробнее. Прежде всего, целесообразно рассмотреть некоторые проблемы, связанные с ее концептуальными основами. Опыт почти десятилетия, прошедшего с момента принятия основных положений концепции устойчивого развития на Конференции Рио-92, с очевидностью показал, что определенная эйфория, вызванная у части специалистов и представителей СМИ решениями Конференции, была несколько не обоснована. За последние годы явно обозначилось "расползание" самою понятия "устойчивое развитие" на преимущественно социальную (академик В.А.Коптюг и др.) и преимущественно экологическую компоненты (В.И.Данилов-Данильян и др.), что явно свидетельствует об эклектичности самой концепции (по крайней мере в виде, сформулированном на Конференции Рио-92). Эволюция взглядов специалистов на экологическую компоненту концепции весьма симптоматично. Так, в одной из публикаций последнего времени Председатель Госкомэкологии России В.И.Данилов-Данильян пишет: "Устойчивое развитие"...естественно определять как такое, при котором не превышаются пределы хозяйственной емкости биосферы. Все действительно целесообразные (sic!) свойства устойчивого развития, когда-либо отмеченные в литературе, автоматически следуют из этого определения".
Необходимо отметить, что при таком подходе к устойчивому развитию вообще теряется грань между "концепцией устойчивого развития", с одной стороны, и "экологическим императивом" академика Н.Н.Моисеева, принципом коэволюции, да и концепцией экологической безопасности с другой. Ранее выявленное исследованиями скептическое отношение экспертов и населения к концепции устойчивого развития сохраняется поныне. В частности, согласно результатам уже упоминавшегося нами опроса, проведенного в 1998 г. в районе расположения экологически потенциально опасных объектов, лишь 8,0% респондентов считают, что данная концепция предлагает реальный выход из экологического кризиса, 34,5% расценивают ее как очередную политическую кампанию, а 47,1% сообщили, что ничего не слышали о ней (с учетом времени, прошедшего после принятия концепции, усилий СМИ по се пропаганде и т.п. этот ответ можно, по-видимому, интерпретировать как "и слышать не хотим"). Для сравнения можно привести результаты массового опроса, проведенного в г. Москве в 1997 г., согласно которым у респондентов доминировали следующие оценки концепции устойчивого развития: реальный выход из экологического кризиса (по мнению 14,3% респондентов); политическая кампания (17,5%); фантазия (10,0%); не знаком (57,0%).
Весной 1996 г. в период подготовки документов высшего государственного уровня по реализации концепции, широких дискуссий в СМИ и специальных изданиях эксперты-работники природоохранных служб оценили ее следующим образом: знаком, поддерживаю безоговорочно (5,7%); знаком в общих чертах, поддерживаю в общих чертах (42,3%); знаком понаслышке, поддерживаю (9,62%); знаком, но не поддерживаю (15,38%); не знаком (21,15%).
Многие научные авторитеты с самого начала не скрывали своего негативного отношения к концепции. Так, одна из наиболее жестких оценок Конференции Рио-92 в целом принадлежит известному политологу А.А.Зиновьеву. По его словам, "это была самая грандиозная и дорогая пустышка в истории человечества, самый грандиозный фестиваль словоблудия, пустой и безответственной болтовни".
Менее категорично, но достаточно негативно мнение, высказанное по поводу Конференции, академиком Н.Н.Моисеевым: "... он (экологический конгресс) был проведен на правительственном уровне и уже поэтому знаменует собой важный этап в развитии общественного сознания. Вместе с тем ...он не оправдал надежды специалистов и, что может быть особенно опасно - породил определенные иллюзии. ... Мне кажется, что концепция устойчивого развития - одно из опаснейших заблуждений современности. Особенно в том виде, как она интерпретируется политиками и экономистами".
Не вдаваясь в подробный анализ проблемы, все же следует подчеркнуть: по нашему мнению, приведенные данные свидетельствуют о том, что социологу, проводящему конкретное социально-экологическое исследование не следует превращать концепцию устойчивого развития в необсуждаемый "символ веры".
Второй важный момент формирования концептуальных основ государственной экологической политики, на который нам хотелось бы обратить внимание, заключается в выборе принципа функционирования экономических механизмов регулирования экологической ситуации. С точки зрения экономической теории экологические последствия производства относятся к т.н. внешним (экстернальным) эффектам, возникающим при дисбалансе частных и общественных выгод. Соответствующим примером может служить производство электроэнергии на ТЭЦ. Оно несомненно является общественно полезным производством и приносить доход владельцу ТЭЦ. Однако оно же может являться причиной кислотных дождей и повышения радиоактивного фона на прилегающих территориях, т.е. причинять ущерб людям, никак не участвующим в получении прибыли от продажи электроэнергии.
Стандартное предписание неоклассической экономической теории, связанное с именем известного английского экономиста А.Пигу, состоит во введении государством специальною налога на предприятия, порождающие негативные внешние эффекты и контроле за их деятельностью.
Принципиально иной подход следует из т.н. "теоремы Коуза" (Р.Коуз -крупнейший американский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г.), согласно которой при разграничении прав собственности и возникновении возможностей обмена ими по взаимоприемлемым ценам в самых неожиданных областях возникает рыночный механизм, эффективность которого превосходит государственное регулирование. В сфере природоохраны реализация данного подхода заключается в следующем: для конкретной местности устанавливаются допустимые уровни загрязнения и открывается свободная продажа государством квот на загрязнение. Допустимый уровень выбросов предприятия в этом случае определяется объемом приобретенной им квоты. При этом производители сразу становятся заинтересованными в переходе на чистые технологии и выгодной перепродаже квот более "грязным" предприятиям.
Поскольку в государственной экологической политике можно проследить влияние обоих подходов, то для получения научно корректных результатов исследования социологу, по нашему мнению, принципиально важно определить, с каким из них он сталкивается в конкретном случае.
Однако несмотря на наличие дискуссионных вопросов концептуального уровня, реальные масштабы государственного регулирования экологической ситуации исключительно велики. Их можно иллюстрировать на следующих примерах: к началу 1998 г. экологическим контролем было охвачено около 150 тыс. предприятий (в 2 раза больше, чем в 1991 г.), по оценке В.И.Данилова-Данильяна, это практически все предприятия, нуждающиеся в экологическом контроле. Количество проектов, проходящих государственную экологическую экспертизу возросло с 50 тыс. в 1991 г. до 90 тыс. в 1997 г..
Как представляется, именно определенная недооценка властными структурами роли активной государственной экологической политики в формировании социально-экологической ситуации в стране может иметь негативные последствия в различных сферах жизни общества. Например, в политической сфере данная тенденция чревата утратой доверия населения к властям и традиционным политическим партиям. Причиной этого являются реальные особенности общественного сознания. Так, например, социологическое исследование, проведенное при участии автора в 8 промышленных центрах Российской Федерации показало, что по мнению более 60% опрошенных именно государство несет главную ответственность за обеспечение экологической безопасности граждан. Данные других исследований, проведенных в период 1991-1999гг, близки к приведенным. Таким образом, именно от государства как такового основная масса населения ждет решительных действий по улучшению экологической ситуации. Надо отметить, что данные экспертных опросов обнаруживают ту же тенденцию. Доля экспертов, считающих, что главным условием обеспечения экологической безопасности страны является целенаправленная деятельность государства ежегодно составляет около 70-80%. Мнения же о подобной роли частного предпринимательства придерживается лишь 5-10% экспертов.
Приведенные результаты исследований вполне естественны, поскольку в нынешней обстановке экономического кризиса прямо зависят от государства и определяются его экологической политикой: перевод конверсируемых предприятий оборонного комплекса на выпуск природоохранного оборудования; государственные гарантии кредитов на закупку и внедрение "чистых" технологий, на закупку или лизинг экологически чистой зарубежной техники; налоговое стимулирование внедрения прогрессивных технологий и т.д.; разрешение или запрещение Госгорпромнадзором России эксплуатации изношенного экологически опасного оборудования на транспорте, в промышленности, строительстве и горнодобыче и т.д. Таким образом, активная государственная экологическая политика и учет экологической ситуации в остальных областях государственной политики представляют собой в нынешних условиях главную предпосылку разрешения экологических проблем.