Глава 8. СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В РЕГИОНАХ
.Глава 8. СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В РЕГИОНАХ
Современные человеко-машинные системы, или как их иначе называют в литературе - антропотехнические системы, становятся все более сложными системными комплексами. Гигантская мощь созданных человеком промышленных технологий делает настоятельно необходимым разграничение допустимых и невозможных преобразований в природе и обществе, достижение гармонического единства технических и социальных факторов и обеспечение на этой основе эффективного развития современных антропотехнических систем (CATC).
Россия, переживающая весьма болезненный процесс перехода к рыночным отношениям, и по сей день является крупной научно-технической державой, реальным и потенциальным лидером в мире во многих ключевых областях науки и техники. Отказываться от этой роли, даже в условиях кризисного состояния общества, представляется, по меньшей мере, неразумным.
С учетом необходимости дальнейшего развития научно-технического прогресса, недопустимо ждать самопроизвольного устранения существующего в стране дисбаланса технической и социальной сфер. К этому балансу необходимо стремиться, его надо прогнозировать, целенаправленно формировать, в том числе с учетом сложившихся в нашей стране особенностей развития регионов и отраслей.
Необходимо отметить, что функционирование различных социальных институтов общества выступает в качестве условий, обеспечивающих ту или иную степень показателя эффективности развития CATC. Результативность же деятельности социальных институтов определяется, во-первых, характеристиками данной общественной системы в целом, во-вторых, качественным уровнем и согласованностью развития отдельных социальных институтов общества.
Важными социальными институтами являются семья, система образования и подготовки кадров. При этом факторами, определяющими условиями формирования и использования квалификационного потенциала технических работников являются: уровень экономического развития страны, действующая в государстве система образования и подготовки кадров, организация управления трудовыми ресурсами.
Специфические факторы развития CATC представляют собой проявление общих условий в конкретных человеко-машинных комплексах. При анализе специфических факторов целесообразно выделять уровни, в частности, такие, как территориальный комплекс, отраслевой комплекс, предприятие, технический персона!, рабочее место. Такое разделение структурирует процесс исследования этих факторов, ибо каждому из уровней свойственны свои цели исследования, особые методологические и методические принципы анализа, своя система показателей эффективности функционирования, свои источники информации, методы сбора и анализа данных. Кроме того, выделение в особую группу факторов эффективности работы оператора на рабочем месте дает возможность разграничить социальные факторы эффективности индивидуального и общественного развития CATC.
Рассмотрение социальных факторов на уровне территориальных комплексов (городов, сельских поселений, регионов) предполагает выделение проблем обеспечения трудовыми ресурсами производственных комплексов данной территориальной единицы, рационального их использования в масштабе региона (миграция населения и ее влияние на обеспеченность данной территориальной единицы техническим персоналом; профессиональная ориентация молодежи; эффективные формы профессиональной подготовки и переподготовки кадров; использование труда пенсионеров). Важную роль играет анализ влияния уровня развития социальной инфраструктуры на закрепление кадров, преодоление избыточной миграции.
Социальные факторы в отраслевых комплексах - это прежде всего социальные параметры новой техники и технологии, характеризующие содержание, условия и организацию деятельности человека на проектируемых производствах. Известно, что внедрение достижений научно-технического прогресса не всегда имеет благоприятные социальные последствия и может приводить и к понижению уровня квалифицированности труда, росту его монотонности, напряженности и т. п. Например, введение специализированных машин, полу-автоматов и конвейерных линий, обеспечивая значительное повышение производительности груда, нередко снижает уровень его содержательности, вызывает чрезмерный рост его интенсивности.
Поэтому оценку различных вариантов технологий и оборудования с точки зрения социальных последствий их применения необходимо проводить уже на стадии проектирования. Кроме того, большое значение имеет социальная оценка уже имеющихся технических решений.
Каково же содержание проблем социально-технического взаимодействия в современном обществе?
Главная социальная проблема состоит в том, что высокий уровень развития техники, как продукта человеческой деятельности, не подкреплен столь же высокой степенью развития общества, самого человека в их взаимодействии с техническими системами.
Деятельность человека, включенного в рамки современной глобальной антропотехнической системы, может вызвать последствия, как на ближайших, так и отдаленных се участках, а в известных условиях - вызвать и катастрофическую перестройку всего целого.
Человек в современных условиях управляет техническими системами в условиях высокой неопределенности. Диалектическое противоречие между неэнтропийным (техника) и энтропийным (человек) звеньями современной аптропотехнической системы вызывает предпосылки к ее неустойчивому развитию.
При распределении функций между человеком и техникой на этапе ее проектирования выбирается один из классических подходов - машиноцентрический или антропоцентрический. Современные социотехнические системы требуют применения компромисса - равнозначного подхода.
Успешная работа человека и техники нуждается в условиях, которые противопоказаны друг другу. От техники требуется, чтобы она сохраняла стабильное состояние при изменчивой окружающей среде. Человеку же, управляющему этой техникой, для поддержания се в устойчивом состоянии (особенно в критических ситуациях) нужно, наоборот, разнообразие - свобода выбора, широкий спектр средств и возможностей воздействия на технику.
Сегодня реально существует конфликт между людьми, создающими технические системы; и людьми, их эксплуатирующими. Ведь техника - это не только власть человека над природой, но и власть человека над человеком.
Как известно, существует глубокая взаимосвязь развития науки и техники и социальных преобразований, а также развития человека, его культуры.
Что же нового вносит новый тип развития науки и техники? Он до предела обостряет возникшие здесь проблемы, требуя именно высокого соприкосновения новой техники и технологии с обществом, человеком, природой. Это становится не только жизненной необходимостью, но и непременным условием эффективного применения этой техники.
Научно-техническое развитие, следуя традиционной установке все большего познания и преобразования окружающего мира, постепенно втягивает в орбиту человеческой деятельности совершенно новые объекты, с необходимостью требующие радикального преобразования человеческого поведения в мире и отношения к этому миру. Такими объектами выступают открытые сложные, саморазвивающиеся системы (энергетические, технологические, биосоциальные, информационные, космические и другие), в которые включен и сам человек. Развитие подобных систем характеризуется их прохождением через особые состояния неустойчивости (точки биффуркации), когда случайные, незначительные воздействия могут привести к непредсказуемым принципиальным трансформациям всей системы. Здесь уже не требуется увеличение энергетического силового воздействия, а необходимо действие, основанное на зачастую незначительном энергетическом воздействии - укол в необходимом пространственно-временном фокусе, что и приводит к перестройке всей системы. В саморазвивающихся синергетических системах человек и его деятельность не является чем-то внешним - он сам становится частью системы. Его деятельность определяется множеством различных возможностей и проблемой выбора некоторой линии развития системы. Причем этот выбор не может быть принципиально однозначно просчитан. Поэтому здесь очень важно знать такие зоны взаимодействия "человек-система", которые потенциально содержат в себе возможности катастрофических последствий. Подобные объекты начинают играть роль в жизнедеятельности человека, с необходимостью побуждают вносить существенные коррективы в ценности и смыслы техногенной цивилизации.
Так, нынешний этап развития цивилизации требует исключения или сведения к минимуму экстремальных (неустойчивых) режимов развития антропотехнических систем. Поэтому устойчивое развитие социотехнических объектов может рассматриваться как выполнение известных рекомендаций и принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию общества.
Термин "устойчивое" развитие, обычно используемый в работах на русском языке, является не вполне точным его переводом с английского "sustainable". Более точным и, видимо, более соответствующим духу идей, сформулированных на Конференции в Рио де Жанейро (июнь 1992 года), был бы термин "поддерживающее" развитие.
Уровень развития общества, его "цивилизованность", является следствием взаимного влияния процессов развития (или деградации), как правило, трех составляющих: экономического потенциала общества, его интеллектуального и культурного ресурсов.
Интеллектуальный ресурс общества включает в себя получение нового знания (собственно наука), его распространение (все виды образования), применение. Ключевую роль играет получение нового знания, то есть наука. В системе: получение нового знания (наука) -его распространение (все виды образования) - применение (наукоемкие технологии, идеологическое обеспечение, уровень принимаемых решений и т.д.) определяющую роль играет получение нового знания.
Интеллектуальный потенциал технических работников - важнейший фактор эффективности CATC. Он является важнейшим компонентом интеллектуального потенциала всего нашего общества. В свою очередь интеллектуальный потенциал общества входит в состав интегрального показателя, так называемого человеческого потенциала. Последний поддается количественному измерению в виде индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). В нем по определенным правилам суммируются три показателя качества жизни населения: уровень благосостояния, выражаемый в цифрах среднедушевого дохода; состояние здоровья, выражаемое через показатель предполагаемой средней продолжительности жизни; образованность, оцениваемая по уровню грамотности всего населения, а также доли молодежи, получающей образование в учебных заведениях.
Считается, что страны, у которых ИЧРП достигает 80 пунктов и больше, обладают высоким уровнем человеческого развития; от 50 до 79 - средним; если этот показатель меньше 50 пунктов - низким, В последние годы для Российской Федерации отмечено снижение ИЧРП с 89,4 (52-е место в мире) в 1992 году до 80,4 r 1997 году (55-е место).
Индекс развития человеческого потенциала, который иногда называют индексом развития человека, отражает качество жизни и дает возможность учесть в процессе моделирования при выработке стратегий развитие социальных критериев. Вместе с тем, представляется, что в конце XX века, и особенно в начале XX! века, среди всех составляющих человеческого потенциала все большее значение приобретает интеллектуальный потенциал.
Интеллектуальный потенциал (ИП) также является интегральным, но охватывает более узкий круг показателей, характеризующих интеллектуальное развитие данного общества. При количественном определении ИП интегрируются несколько показателей в двух взаимосвязанных областях: образованности населения и состоянии науки.
Таким образом, рост интеллектуального потенциала будет определяться условиями двоякого рода: с одной стороны - возможностями обеспечивать науку современными, весьма капитало- и ресурсоемкими приборами, аппаратами и установками; с другой стороны - возможностями подготовки достаточного количества квалифицированных кадров ученых, инженеров, техников, управленцев высокого уровня.
Научно-технический потенциал и уровень образования населения всегда определяют многие параметры жизненного пути человека, общества, государства. Образование развивает знания и природные задатки, способствует росту интеллектуального и научно-производственного потенциала личности, общества и страны. Оно воспитывает отношение подрастающего поколения к труду, обеспечивает профессию и повышение квалификации, повышает в перспективе эффективность и качество производства, расширяет свободу выбора профессии и деятельности. Образование подготавливает молодежь к жизни в обществе, участию в хозяйственных, управленческих и политических процессах. Оно обеспечивает освоение различных занятий, способствует повышению интереса к формам деятельности и к жизни в целом. Образование способствует социальной мобильности, решению задач социального равенства и многому другому.
Рассматривая образование и научно-техническую революцию, необходимо отметить, что в проходящем веке их было три. Первая была вызвана механизацией производства, вторая - автоматизацией, третья порождается гуманизацией науки и техники, различных сфер деятельности общества, в том числе и гуманитаризацией образования.
Естествознание и технические науки, наукоемкие технологии, управление должны развиваться в содружестве с гуманитарными науками, с науками о человеке. Если учесть, что современные технические средства, как правило, представляют собой гибридные системы, человеко-машинные комплексы, социотехиические образования, или интеллектуальные системы, в которых человек оказывается важнейшим элементом, то становится ясно, насколько жизненно необходима гуманизация науки, техники, управления, образования. Недооценка гуманитарной направленности нашего образования уже привела к пагубной привычке учета человеческого фактора в последнюю очередь. Отсюда и низкая эффективность применения и развития даже самых современных технических систем и комплексов. Особенно это важно в условиях перехода к информационному обществу как перспективе развития цивилизации.
В этом контексте привлекательна позиция ЮНЕСКО, в программе которой "Образование для XXI века" гуманистические аспекты образования, гуманитарная подготовка специалистов в различных областях, гуманитаризация обучения признаются ведущей задачей современной системы образования, и особенно высшей школы.
Говоря не только об общем образовании, но и о технической образованности населения, необходимо отметить, что в советский период образованный слои работников, связанных с работой на технике, увеличился на порядок. Рост численности интеллектуального слоя среди технических работников пропагандировался и обосновывался на всех этапах истории советского общества. Типичным тезисом того времени может служить название раздела одной из защищавшихся в 60-е годы диссертаций: "Дальнейший рост сельской технической интеллигенции - условие соединения умственного и физического труда".
В 70-е годы получило распространение мнение о том, что с этой сферой будет связано до 40% лиц, занимающихся общественно-полезным трудом. Значительное число рабочих того времени имели высшее и среднее специальное образование, что объяснялось требованиями научно-технической революции по изменению структуры рабочего класса за счет повышения в нем доли профессий, требующих инженерно-технических знаний. К началу 9-й пятилетки каждый пятый техник в промышленности выполнял функции рабочего.
Проведенные в 80-е годы специальные исследования показали, что практика пребывания выпускников вузов и техникумов на рабочих должностях имела устойчивую динамику к возрастанию их численности. Если в 1960 г, численность таких рабочих составляла 0,3 млн., в 1970 - 1,2, в 1975 - 1,7, то в 1980 г, их насчитывалось более 2,5 млн. человек плюс 0,5 млн. - на селе. В 1970 г. в промышленности на рабочих местах трудилось 25,7% всех техников, общая численность специалистов на рабочих местах достигла около 2,5 млн. К 1974 г. помимо 25% техников (каждый 4-й) на рабочих местах было занято и 19% лиц с высшим образованием (каждый 5-й). Значительный процент специалистов, занятых на рабочих местах, наблюдался в нефтеперерабатывающей промышленности, где заработки были наиболее высоки. Между образованием и эффективностью развития социотехнических систем существует прямая связь. Так, результаты анализа исследований, проводимых как в развитых, так и в развивающихся странах, позволяют сделать вывод: во всем мире для всех возрастов, чем выше образование работников, тем выше их заработки (исключение иногда составляют самые молодые работники). Функциональная зависимость доходов от возраста самая высокая для молодых людей. Средние заработки обычно достигают своего пика в середине трудовой карьеры или несколько позже, а затем стабилизируются или несколько падают. При этом, чем выше уровень образования, тем больше возраст, при котором заработки достигают своего пика. Корреляция заработков с образованием очень значительная.
На 15.11.1977 г. в нашей стране в качестве рабочих трудилось 114 тыс. лиц с высшим и 1314 тыс. со средним специальным образованием, т.е. 34,1% всех техников и 5,2% инженеров. Так среди рабочих лица с соответствующим образованием составляли 8,7%, среди колхозников - 5,9%. Но переписи 1979 г. численность этого слоя достигла около 8 млн. - высшее и среднее специальное образование имели 8,7% рабочих и 5,9% колхозников (против 3,7 и 2,8 в 1970 г.). В 1980 г. в стране насчитывалось около 1 млн. рабочих с дипломами, или 23% всех специалистов в промышленности. На этот год там при 6412 тыс. ИТР и служащих специалистов с высшим и средним специальным образованием было 7236 тыс., т.е. 112,9% (в 1960 на 2919 тыс. ИТР их приходилось 1667 тыс. или 57,1%)- За 80-е годы категория рабочих с дипломами выросла в 3-4 раза, достигнув к 1989 г. 733,6 тыс. человек с высшим и 5167,0 тыс. человек со средним специальным образованием.
Состав слоя таких рабочих, впрочем, свидетельствует о том, что по происхождению и образованию они относились к маргинальному слою ИТР. На 80% это были техники (т.е. в основном выходцы из рабочих), окончившие средние специальные учебные заведения, или же специалисты с высшим образованием (часто не техническим), не придающие значения своему социальному статусу - практически все они были интеллигентами в первом поколении, не имеющими прочных культурных традиций. Основной мотивацией перехода их на рабочие места были материальные соображения. Приходя на рабочие места, они возвращались в ту среду, откуда вышли.
В социологии квалификационная стратификация работников социотехнических систем исходит из наличия пяти слоев лиц умственного труда малоквалифицированного умственного труда, не требующего высшего и среднего специального образования ("служащие-неспециалисты"); 2) квалифицированного умственного труда, требующего среднего специального образования; 3) квалифицированного умственного труда, требующего высшего образования; 4) высококвалифицированного умственного труда, требующего высшего образования и дополнительной подготовки (научные работники с ученой степенью, и т.д.); 5) высококвалифицированного управленческого труда. Удельный вес этих слоев по переписям исчисляется следующим образом (% в общей численности городского населения) (см. табл. 8.1):
Таблица 8.1
Социальные слои |
1959 |
1970 |
Высококвалифицированного управленческого труда |
2,41 |
2,8 |
Высококвалифицированного умственного труда |
1,34 |
1,86 |
Умственного труда, требующего высшего образования |
3,70 |
6,81 |
Умственного труда, требующего среднего специального образования |
13,70 |
18,19 |
Служащие-неспециалисты |
7,59 |
8,05 |
Высококвалифицированные рабочие |
3,97 |
3,98 |
Квалифицированные рабочие |
48,52 |
46,48 |
Низкоквалифицированные рабочие |
18,77 |
11,83 |
Встречалось также деление технических специалистов на 3 слоя: со средним специальным, с высшим образованием и "наиболее опытных и творчески активных", которые составляли соответственно 58,6; 35,2 и 6,2% интеллигенции.
Представляет определенный интерес смешение социальных групп путем смешанных браков. По переписи 1970 г. смешанных семей насчитывалось 29,6% или 17,4 млн. семей из 58,7, Данные некоторых частных исследований о составе и доле смешанных семей в Саратове, Таллинне и Элисте показали, что доля смешанных браков, возрастая, не превысила к концу 70-х годов 40%.
Вместе с тем исследования показали, что 75% семей рабочих низкой квалификации и 63% семей специалистов с высшим образованием однородны по составу (причем среди последних остальные 37% приходятся в основном на служащих других категорий, а не на сельскохозяйственных работников). Как правило, смешиваются именно семьи ИГР со средним специальным образованием, служащих без специального образования и рабочих высокой квалификации. При этом между рабочими высокой и низкой квалификации гораздо больше разницы, чем между первыми и служащими-неспециалистами, а между этими служащими и интеллигенцией с высшим образованием такая же разница, как между рабочими низкой и высокой квалификации.
По переписи 1926 г. выяснилось, что при среднем числе детей на семью 1,29, у рабочих оно - 1,47, а у служащих - 1,14, причем у высших служащих -1,05, средних - 1,11, лиц свободных профессий - 1,06 и лишь у низших служащих (но что дворники и т.п.) - 1,32. В 70-80-х годах среднее число детей у технической интеллигенции не превышало 1, так как значительное число таких семей были вообще бездетны. Поскольку же даже для простого воспроизводства требуется не менее 2-х детей (реально 2,3), то интеллектуальный слой не мог воспроизводить даже равное себе число. Поэтому в плане самовоспроизводства образованного слоя речь могла идти только о том, какая часть его детей остается в своей социальной группе. Между тем, с 40-х годов высшее или среднее специальное образование получали практически все выходцы из образованного слоя, во всяком случае, дети родителей с высшим образованием.
В послевоенной интеллигентской среде приверженность к соответствующему образу жизни обычно оказывалась сильнее материальных соображений, и в понятии "качества жизни" возможность заниматься интересным делом или располагать свободным временем играли гораздо большую роль, чем величина зарплаты.
К середине 80-х годов существенно снизились масштабы социальных перемещений. Уменьшился, по данным повторных исследований, процент лиц с трудовым стажем, поступающих в вузы. Возросли показатели "самовоспроизводства" основных общественных групп населения, в т.ч. рабочих.
При сравнительно большой "открытости" технической интеллигенции (до половины ее пополнения составляли выходцы из рабочего класса и колхозного крестьянства) некоторые ее отряды (научная, творческая интеллигенция) до 70% своего пополнения получали из своей же среды. По наследованию социального статуса приводились, например, такие данные (см. табл. 8.2):
Таблица 8.2
|
Рабочие |
Служащие |
Специалисты |
Статус совпадает |
85,8 |
63,2 |
55,8 |
в т.ч. с отцом |
69,6 |
10,6 |
32,4 |
в т.ч. с матерью |
17,1 |
52,6 |
23,4 |
Не совпадает |
14,3 |
36,8 |
44,2 |
В 1963-1967 гг. доля детей технической интеллигенции, начавших трудовую деятельность в качестве рабочих, составляла только 5,6%. Служащими начали свою деятельность 56,1%, специалистами со средним специальным образованием - 13,4% и с высшим - 13,9%. Дети технической интеллигенции, не поступившие сразу в вуз, в 10 раз чаще шли в служащие, чем в рабочие. Но большинство попадало в вуз сразу, и масштабы "социальных перемещений" были, в общем, незначительным.
Но при наследовании семейной традиции специалисты в среднем гораздо чаще работали в дальнейшем по полученной в вузе специальности, хотя в вузах доля таких лиц обычно не превышала 20-25%.
Встречаются данные, что старшее (довоенное) поколение рабочих на 11% состояло из выходцев из служащих, в послевоенном их было 24%, а в 70-80-х годах - 26%. По данным отдельных исследований показатели эти сильно разнятся, но в целом колеблются в пределах 10-20%.
Сферами, в которых проявилось наибольшее отличие образованного слоя от остального населения, являлись некоторые ценностные ориентиры, круг общения и поведение в быту. В 1971 г. из попавших в вытрезвитель 73% составляли рабочие и 5% - "не занятые трудом", 6% - пенсионеры, 8% -служащие государственного аппарата и сферы обслуживания, 5% - ИТР, 2% - интеллигенция, 1 % - студенты и учащиеся. По опросам 700 школьников Красноярска "основным характеристиками образа жизни рабочих" оказались, например, "высокая зарплата, проведение досуга с товарищами за бутылкой вина", тогда как в представлениях об образе жизни инженеров и научных работников эти черты не были отмечены. В мотивах разводов семей рабочих первое место занимало пьянство, служащих - мотивы психологического характера, связанные с межличностными отношениями. По таким видам поведения, как попадание в вытрезвитель и хулиганство техническая интеллигенция давала показатели, в 3-7 раз меньшие, чем ее удельный вес в населении.
Результаты республиканского социологического исследования в 1992 году свидетельствовали, что только около половины молодежи в России имели образовательный статус, соответствующий выполняемой работе. В частности, среди работников, имеющих неполное среднее образование, занимали должности и выполняли работу, требующую неполного среднего образования (т.е. работа и уровень образования находились в соответствии друг с другом), только 14%. Остальные 86% людей с неполным средним или начальным образованием находились на должностях и выполняли работу, предполагающую более высокий (а нередко и гораздо более высокий!) уровень образования. Так, 21% их выполняли работу, требующую среднего образования; 26% были заняты на рабочем месте, требующем средне-специального образования, а 24% занимали должности, предполагающие наличие высшего образования. Вторичный анализ социологических исследований, проведенных в последние годы, косвенно подтверждает, что эта тенденция развивается. Анализ степени соответствия квалификации работника требованиям рабочего места показывает, что его недостаточно высокая квалификация приводит к частым поломкам оборудования, снижению качества продукции. В то же время превышение квалификации оператора по сравнению с требованиями рабочего места (по сравнению с теми, у кого наблюдается соответствие этих характеристик) не снижает объективных показателей эффективности трудовой деятельности, а, напротив, позволяет им более эффективно трудиться. Так, по мнению руководителей, только 17,7% операторов, не имеющих достаточных навыков для данного рабочего места, обеспечивают высокое качество работы. Среди тех, у кого наблюдается соответствие квалификации требованиям рабочего места, этот показатель составляет 51,6%, а у людей, чья квалификация превышает требования рабочего места. 72,8% обеспечивают высокое качество.
В России сегодня образование переживает не лучший период своей истории. Уже не одно десятилетие оно занимает скромное место среди пасынков из "сферы остаточного принципа". И вместе с тем, уровень образования работников в России достаточно высок. Потенциал, набранный еще в советский период, до сих пор дает такой показатель, который удерживает Россию в числе наиболее развитых стран. Это является следствием существовавшей в СССР стройной системы образования, даже несмотря на некоторое ухудшение этой системы в последние полтора десятилетия. Таким образом, основная часть работников в возрасте 30-55 лет может быть отнесена к имеющим вполне качественное базовое образование, способным сравнительно легко пройти повышение квалификации, переобучение, приспособиться к новой технике и технологии производства.
Согласно принципам концепции дополнительного профессионального образования (ДПО), эта система служит повышению профессиональных знаний специалистов, совершенствованию их деловых качеств, подготовке их к выполнению новых трудовых функций.
В 1999 году на территории Российской Федерации в системе ДПО руководителей и специалистов функционировало около 1500 образовательных учреждений и структурных подразделений ДПО. В том числе в 99 академиях, 9 межотраслевых институтах - региональных центрах повышения квалификации и переподготовки специалистов, 5 институтах переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук вузов, 75 институтах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, на 100 факультетах повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов, преподавателей вузов, на 400 курсах и в школах повышения квалификации кадров, в 17 учебных центрах переподготовки военнослужащих и других образовательных учреждениях.
По данным федерального статистического наблюдения в 1999 году в указанных образовательных учреждениях и подразделениях системы дополнительного профессионального образования прошли повышение квалификации и переподготовку более 1 млн. 59 тыс. руководителей и специалистов, а также уволенных с военной службы и по направлению службы занятости для всех отраслей народного хозяйства и регионов Российской Федерации. Повысили квалификацию более одного миллиона человек, прошли профессиональную переподготовку 48 тыс. человек.
Действовавшая до 1991 года система повышения квалификации и переподготовки специалистов была достаточно эффективной и обеспечивала высокий уровень качества дополнительного профессионального образования. Система ДПО имела широкую сеть учебных заведений, ее профессорско-преподавательский состав отвечал высоким профессиональным требованиям, образовательные программы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов в отраслевых ИПК имели высокий уровень качества. Документы, выдаваемые в образовательных учреждениях ДПО, были документами государственного образца.
В период реформ в экономике России образовательные учреждения ДПО оказались во многом предоставлены самим себе. Государство утратило координирующую роль в формировании основных направлений их деятельности. В то же время кардинальное изменение принципов российской экономики поставило задачу массовой переподготовки управленческого корпуса в научно-производственной сфере и в сфере управления. Широкомасштабное сокращение Вооруженных Сил, эмиграция русскоязычного населения из стран бывшего СССР обострило эту проблему. В настоящее время, отличающееся ярко выраженной прагматической направленностью, происходит определенное снижение авторитета фундаментального образования. Современное производство требует от инженеров знаний в областях: менеджмент, маркетинг, информационные технологии и многих других, которые не входили в программу базового образования. Система управления качеством будет эффективно функционировать при условии: каждый специалист на предприятии обладает минимумом знаний в этой сфере. Подавляющее большинство выпускников вузов, техникумов и колледжей, не говоря уже о самих работниках образования, нуждается в переподготовке. По данным международных статистических служб уровень квалификации кадров в России находится в конце четвертого десятка в мире.
Работа в новых экономических условиях требует значительной активизации деятельности образовательных учреждений и поиска новых форм организации учебного процесса. Так, профессионально-техническое образование во многих областях России деградирует. "Произошло объединение профессионального, среднего технического и высшего образования. Техническое образование рассматривается сегодня как начало высшего образования. В результате профессиональное образование сошло на нет. ПТУ превратились в лицеи, а пэтэушники в лицеистов". Необходимо приблизить профтехобразование к потребностям региональных рынков труда, структурировать их в соответствии с реальными возможностями использования потенциала государственных и негосударственных учреждений профессионального образования.
Вместе с тем, необходимость развития системы ДПО в новых условиях диктуется не только законами рынка, но и законами научно-технической революции, которая требует постоянного обновления знаний и переподготовки специалистов. Специальные знания в технической сфере полностью обновляются в течение 7-8 лет. Специалисты CATC, работающих в рискованном и критическом режимах, должны периодически проходить аттестацию. Сегодня карьера многих специалистов во многом зависит от того, как быстро они могут получить профессиональную подготовку.
Работа системы ДПО происходит в условиях недостаточного финансирования, отсутствия специального законодательства, неразвитости и противоречивости нормативно-правовой базы.
Некогда мощные отраслевые системы регулярного повышения квалификации и переподготовки кадров в промышленности перестали целенаправленно финансироваться, в результате чего в условиях кризиса промышленного производства отраслевые образовательные учреждения ДПО вынуждены были свести до минимума технологические направления переподготовки и повышения квалификации.
Из поля зрения органов, ответственных за кадровую политику, выпали такие важные категории специалистов, как организаторы производства на уровне среднего звена предприятий (начальники цехов, отделов, мастера, инженеры-технологи). Именно эти категории своевременно не направляются на переподготовку и повышение квалификации, что значительно снижает эффективность управления и организации производства, не способствует его подъему и росту.
Если анализировать всю образовательную систему России, то надо отметить, что в сегодняшней России проблема доступа к образованию стоит достаточно остро. Например, по такому показателю, как количество студентов вузов в расчете на 10 тыс. человек населения, наша страна в 1995 году занимала довольно скромное место в начале третьего десятка в списке стран, проранжированных по этому показателю. В целом для всех уровней образования возможности доступа также выглядят не очень оптимистично - на 10 тыс. человек населения в 1993 году в России приходилось 1,9 тыс. учащихся (для сравнения: в США этот показатель составляет 2,4 тыс. учащихся). В результате средняя образованность трудоспособного населения в России составляет в настоящее время 10 лет (в то время как, например, в США этот показатель равен 14 годам).
О нерешенности проблемы доступа к образованию в нашей стране свидетельствуют и данные о соотношении предъявленного спроса на образование и степени его удовлетворения. Так, в последние годы в среднем на 100 мест приема в российские вузы подается около 200 заявлений, т. е. было принято только около половины желающих обучаться. Заметим, что при этом не учитываются те люди, которые хотели бы продолжить обучение, повысить квалификацию или переквалифицироваться, но которые не "заявляют" об этом (подача заявления о приеме в учебное заведение рассматривается как своеобразная заявка о желании учиться), поскольку не могут этого себе позволить по семейным обстоятельствам, в силу удаленности вузов от места жительства или работы (обеспеченность заочных вузов России общежитиями составляет лишь около 70%) и по другим причинам. Иными словами, существующая система высшего образования в нашей стране удовлетворяет потребности населения в обучении в настоящее время менее чем наполовину.
Образовательная система в России характеризуется и неравенством доступа, особенно к высшему образованию, в различных регионах страны. Плотность обучающихся в вузах варьирует для различных регионов значительно сильнее, чем, например, для средних специальных учебных заведений.
Сегодня резко сокращаются возможности выпускников сельских школ на получение высшего профессионального образования. При этом следует учитывать, что из более 68000 реально действующих на территории 89 субъектов Российской Федерации школ лишь 20 % расположены в городах, остальные 80 % - в более чем в 1600 районах сельской местности. А, как известно, сельское образование сегодня наиболее сильно деградирует.
Для дальнейших исследований важно определиться с измерением образовательного потенциала, учитывая, что образованность населения является консервативным показателем. Наиболее приемлемым представляется подход, основанный на трех индексах.
Первый (e 1) отражает уровень общей образованности "взрослого" населения. На основании данных переписи населения или текущего учета фиксируется среднее число лет, проведенных в учебных заведениях системы образования. При этом, с целью использования данных отечественной статистики, целесообразно замерять средний уровень образованности населения старше 20 лет.
Второй индекс (с 2) - это удельный вес в населении студенчества, то есть той части молодежи, которая является резервом пополнения специалистов. В этих целях в качестве индекса можно использовать численность (в пересчете на 10 тыс, населения) студентов высших учебных заведений. Более точным было бы измерение, учитывающее вес виды получаемого молодежью профессионального образования. Но поскольку пропорции между численностью выпускников начального (ПТУ), среднего (техникум, колледж, училище) и высшего профессионального образования в России и других развитых странах примерно одинаковы, можно ограничиться относительной численностью студенчества.
Третий индекс (е 3) - доля расходов па образование в ВВП. Этот индекс дает представление о средних затратах на одного учащегося, об оснащении образовательного учреждения профессионального образования современной учебно-материальной базой: образцами техники, ПЭВМ и другим современным оборудованием, издании учебников и учебных пособий.
Способ подсчета е( 1,2,3) = (фактическое значение минус минимальное)/(максимальное значение минус минимальное).
При принятии условия, что индексы el, е2 и еЗ равноценны, образовательный потенциал Е в общем индексе интеллектуального потенциала может быть исчислен как среднее арифметическое Е = (el+ е2 + еЗ)/3.
Научный потенциал Н определяется удельным весом персонала, занятого в сфере науки и научного обслуживания, а также удельным весом затрат на науку.
Общий вклад республик бывшего СССР составлял 5% всей мировой научной информации. Сегодня на долю России приходится 4.1%, что является седьмым показателем в мире после США (30,8%), Японии (8,2%), Великобритании (7,9%), Германии (7, 2%), Франции (5,7%), Канады (4,3%). Из стран бывшего СССР только Россия относится к категории стран с высоким коэффициентом научного развития; все остальные относятся к категории стран со средним уровнем научного развития.
Особенности развития интеллектуального потенциала России (Российская империя - Советский Союз - Российская Федерация) в XX веке воспроизведены в таблице 8.3. При этом в качестве исходного момента взят последний предвоенный год Российской империи (1913 год).
Таблица 8.3