§6. Оценка ресурсного потенциала российского экологического движения
.§6. Оценка ресурсного потенциала российского экологического движения
Нынешнее состояние российского экологического движения, кратко рассмотренное нами выше в ряду основных факторов управления социально-экологической ситуацией, обуславливает его относительно незначительное влияние на общественно-политические процессы в стране.
Однако эволюция России в сторону гражданского общества, несомненно, актуализирует проблему адекватной оценки ресурсного потенциала экологического движения, превращающегося при этом, как свидетельствует зарубежный опыт, в неотъемлемый элемент жизни страны.
Это обстоятельство определяет целесообразность самостоятельного рассмотрения дайной сложной исследовательской задачи.
Как представляется, кризис, который сегодня переживает экологическое движение в России, обусловлен двумя группами причин. Во-первых, это причины, связанные с внутренними противоречиями развития экологического движения. В их числе:
отсутствие ясной и реалистичной парадигмы экологического развития;
отсутствие единой экологической политики и программы действии;
преобладание технократического, антропоцентристского подхода к проблемам взаимодействия общества и природы со стороны государственных структур экодвижения;
распространенность наивно утопических воззрений о защите окружающей среды в самодеятельных организациях "зеленого" движения;
а также другие факторы системного характера.
Вторую группу причин связывают с кризисными процессами в политике и экономике, которые оказывают сильное давление на все сферы общественной жизни, не исключая экологического движения. Результатом влияния политических и экономических факторов на экодвижение явилось заметное ослабление его ресурсного потенциала. Необходимость выявления вектора и характера воздействия на экодвижение экономических и политических трансформаций и возможной смены курса развития обусловлена в первую очередь сильной зависимостью данною движения от процессов, идущих в экономике и политике. Имеется прямая зависимость между кризисными процессами в экономике и политике, с одной стороны, и ослаблением общего потенциала экологического движения, его коллапсом, с другой. Эффективная государственная экологическая политика на сегодняшний день не может обойтись без затратных, финансируемых из бюджета, элементов. В условиях острого финансового кризиса и отсутствия бюджетных средств экономические аспекты экологической деятельности играют весьма значительную роль. Повсеместное внедрение рыночных механизмов в сферу экологии, в связи с нехваткой ресурсов и в условиях недостаточно отработанных правовых основ природоохраны, делают экономически неэффективными большинство "чистых" производств. Технологический уровень, на котором сегодня находится экологизация различных отраслей производства, делает практически неразрешимой задачу эффективной охраны окружающей среды, прежде всего по причине колоссального объема необходимых для этого ресурсов. Сегодня предприятиям часто выгоднее платить штрафы за выбросы вредных веществ, чем строить и эксплуатировать очистные сооружения, затраты на которые, при достижении современных нормативов и стандартов степени очистки, приближаются к общим капиталовложениям в предприятие. В то же время широкое использование в промышленности устаревшего оборудования и технологий ведет к усилению загрязнения окружающей среды. Сложился порочный круг. С одной стороны, чтобы решить экологические проблемы требуется экономический рост. И, напротив, без решения экологических проблем невозможен экономический рост. Решение проблем экологического движения ставится в прямую зависимость от текущего экономического роста, от социально-экономической и политической ситуации в обществе. В связи с этим возникает важная исследовательская задача — определить меру влияния на экологическое движение происходящих в политике и экономике процессов. То, что такая связь имеется - очевидно и бесспорно. Вопрос в другом: является ли кризис экологического движения следствием более широкого кризиса, поразившего экономику и политическую сферу жизни общества, и, удастся ли его преодолеть, стабилизировав социально-экономическую ситуацию в стране.
Чтобы проверить эту гипотезу мы обратимся к данным компаративного анализа международного социологического исследования по экологическим проблемам, проведенного в рамках Программы ISSP в 1993 году. При сравнении результатов опроса общественного мнения в посткоммунистических странах (Восточная Германия, Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Болгария и Россия) и т.н. странах Запада были выявлены достаточно интересные зависимости между исследуемыми переменными, Основными типами переменных при анализе экологического сознания и поведения явились: во-первых, тип социальной системы и соответственно уклад экономической жизни; во-вторых, общий уровень экономического развития общества, его материальная обеспеченность (по показателю Валового национального дохода на душу населения в изучаемых странах). В дальнейшем, для упрощения описания первая переменная будет называться "общественная система", вторая - "экономическое богатство". Выдвигаются две гипотезы. Одна связывает экологические ориентации с типом "общественной системы". Вторая связывает уровень "экономического богатства" с экологическими ориснтациями. Анализ дает оценку влиянию этих двух типов переменных в объяснении отношения респондентов к экологическим проблемам. Эти взаимосвязи исследовались как на индивидуальном уровне респондентов, так и на уровне стран с разным типом "общественной системы" и уровнем "экономического богатства". В ходе компаративного анализа выявлено достаточно сильное влияние советской идеологии и социалистической экономики на экологические взгляды в посткоммунистических странах. Главная особенность этого влияния проявилась в преобладании материалистских взглядов на решение экологических проблем. Суть их можно свести к доминированию в экологическом сознании населения посткоммунистических стран следующих представлений:
ни свободные рыночные отношения, ни какие-либо спонтанные общественные или индивидуальные действия не смогут решить экологические проблемы;
экологические проблемы решаются только в контексте утвержденной государственной политики;
государство несет ответственность за решение экологических проблем, налагая ограничения и штрафы на субъектов экономической деятельности для гарантии их ответственности за охрану и сбережение природы;
защита окружающей среды занимает далеко не первое место в шкале экономических приоритетов общества;
решение экологических проблем напрямую зависит от текущего экономического роста, научного развития и технического прогресса.
Влияние на экологическое сознание переменной "общественная система" проявляет себя через снижение уровня личной персональной ответственности за охрану природы. Основная ответственность за решение экологических проблем возлагается на государство.
Влияние на экологические взгляды переменной "экономическое богатство" страны не проявилось достаточно четко, в отличие от предыдущего случая. Связь между экологическими ориентациями и уровнем "экономического богатства" общества отслеживалась на двух показателях. Один фиксировал готовность на вербальном уровне пойти на экономические жертвы ради природы (т.е. платить более высокую цепу за се охрану). Другой - готовность снизить уровень своих жизненных стандартов, чтобы защитить окружающую среду, (см. табл, 7.5). Относительно готовности пойти на экономические жертвы и снизить стандарты повседневной жизни ради охраны природы, то в посткоммунистических странах наблюдается меньшее желание, чем в капиталистических. Однако, в этом случае возможны две интерпретации. Все посткоммунистические страны имеют более низкий ВИД на душу населения, чем Западные страны, Таким образом, уровень "экономического богатства" напрямую связан с "типом общественной системы".
Поэтому, не совсем понятно какая же переменная оказывает здесь основное влияние. Возможно, здесь срабатывает пороговый эффект. Другими словами, при определенном уровне богатства (которого все капиталистические страны в нашем опросе уже достигли) дальнейшее увеличение благосостояния уже не оказывает влияния на исследуемые экологические ориентации, но ниже этого порога (где находятся все посткоммунистические страны) это имеет влияние. Подводя итог проведенного компаративного анализа, можно сделать следующие выводы, имеющие первостепенное значение для целей нашего исследования.
ПЕРВОЕ. В то время как экономическое благополучие могло бы оказывать влияние на готовность общества идти на жертвы ради сохранения природы, на самом деле этого влияния не просматривается.
ВТОРОЕ. Связывая воедино задачи экономического роста с задачами охраны природы как составляющие единого процесса, общества с посткоммунистической ментальностью загнали себя в круг серьезных противоречий в силу технической недостижимости этих двух целей одновременно.
ТРЕТЬЕ. Влияние политической и экономической конъюнктуры на эко-движение, достигая определенного порогового уровня, перестает в дальнейшем оказывать на него значительное воздействие.
Таблица 7.5
Мнения респондентов об экологических проблемах в разных странах
с различным доходом на душу населения, 1993
( 1- полностью согласен, 5 - абсолютно не согласен)
СТРАНА |
Валовой национальный продукт на душу населения |
Излишнее беспокойство о влиянии прогресса |
Для защиты окружающей среды необходим экономический рост |
Желание платить более высокие цены |
Желание снизить жизненные стандарты |
НОРВЕГИЯ |
25,960 |
3.43 |
2.88 |
2.74 |
2.72 |
США |
24,700 |
3.20 |
2.72 |
2.71 |
3.17 |
ЗАПАДНАЯ ГЕРМАНИЯ |
23,560 |
3.56 |
2.87 |
2.81 |
2.65 |
НИДЕРЛАНДЫ |
20,950 |
3.20 |
3.12 |
2.34 |
2.81 |
КАНАДА |
19,960 |
3.52 |
2.85 |
2.48 |
2.84 |
ИТАЛИЯ |
19,840 |
3.20 |
2.85 |
2.48 |
2.84 |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ |
18,050 |
3.21 |
2.79 |
2.74 |
3.28 |
АВСТРАЛИЯ |
17,400 |
3.36 |
2.94 |
2.75 |
2.95 |
ИСПАНИЯ |
13,580 |
3.17 |
2.62 |
2.72 |
2.87 |
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ |
12,600 |
3.35 |
3.01 |
2.70 |
3.07 |
ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ |
--------- |
3.29 |
2.80 |
3.28 |
2.97 |
ВЕНГРИЯ |
3520 |
2.23 |
2.14 |
3.13 |
3.96 |
ЧЕХИЯ |
2710 |
3.15 |
1.78 |
3.25 |
3.59 |
РОССИЯ |
2330 |
2.41 |
2.24 |
2.83 |
3.09 |
ПОЛЬША |
2250 |
3.04 |
2.18 |
2.96 |
3.34 |
БОЛГАРИЯ |
1170 |
2.32 |
2.01 |
2.93 |
3.24 |
Таким образом, несмотря на то, что политический режим, экономический уклад, уровень благосостояния общества оказывают определенное влияние на параметры экологического движения, это влияние не столь существенное и значительное как ему приписывается.
Если рассматривать экодвижения как систему, обладающую определенной целостностью и взаимосвязью составляющих ее элементов, то амплитуда возможных колебаний, "волнений" всей системы под воздействием внешних факторов "социального поля" будет весьма ограниченной. Это говорит о том, что экологическое движение является относительно самостоятельным видом общественной практики. Обладая своей организацией и структурой, экодвижение развивается и функционирует по своим имманентным законам и внутренней логике. Именно в этом плане оно является в определенной степени не зависимым напрямую от экономики и политики, от социальной обстановки в обществе. Поэтому кризис экологического движения, хотя и совпал по времени с острым экономическим и социальным кризисом, тем не менее во многом носит системный характер, обусловленный своими втгутренними противоречиями и проблемами развития. Во многом подтверждение данного положения нашло свое дальнейшее развитие в данных, полученных в ходе опроса экспертов, проведенного в сентябре 1998 года.
Опрос проходил по следующей схеме: экспертов просили оценить по 10-ти балльной шкале основные параметры ресурсного потенциала экодвижения и "взвесить" основные политические, экономические, социальные переменные с точки зрения их влияния на экодвижение. Кроме того, дать вероятностный прогноз уровня реализации потенциала экодвижения в зависимости от того или иного сценария развития социально-экономической ситуации в стране. Рассматривалось два сценария; оптимистический и пессимистический. Первый, наиболее благоприятный для экодвижения сценарий, по оценкам экспертов, составил такой вектор развития социально-экономической и политической ситуации: "Укрепление государственной власти по всей исполнительной вертикали. Усиление государственного регулирования экономики на основе развития рыночных инструментов и институтов. Рост материального благосостояния людей, их социальной защищенности, укрепление социального партнерства и согласия". Именно при таком варианте социальных трансформаций российского общества экодвижение, по оценкам экспертов, обладало бы наиболее благоприятными предикативами (предпосылками) для развития и реализации своего потенциала.
Второй, самый пессимистический сценарий, в принципе мало отличается от той ситуации, которая сложилась в обществе к осени этого года. В общих чертах наиболее сложная общесоциальная обстановка для развития потенциала экодвижения, по оценкам экспертов, представляется следующим образом: "Ослабление государственной власти по всей исполнительной вертикали. Снижение роли государства в хозяйственно-экономической жизни страны при неразвитости и слабости рыночных инструментов регулирования экономики. Обострение социальной напряженности в обществе. Ухудшение условий жизни населения. Усиление дез интеграционных процессов. Рост социальных конфликтов".
Оптимистический и пессимистический прогнозные сценарии, по которым может пойти развитие политической, экономической, социальной обстановки в обществе, представляют собой как бы два противоположных полюса гипотетической модели социальных трансформаций. Можно еще рассмотреть и промежуточный сценарий, т.е. некое среднее состояние показателей "социального поля" между этими двумя полярными альтернативами развития.
Чтобы определить влияние на экодвижение политических, социальных, экономических переменных, а также выяснить, насколько изменится общая конфигурация модели развития ресурсного потенциала экодвижения и уровня его реализации в зависимости от того или иного сценария социальных трансформаций, обратимся к данным проведенного нами экспертного опроса. Экспертов просили оценить по 10-ти балльной шкале (в континууме признаков "максимально улучшится...- не изменится -… "абсолютно ухудшится"), как изменятся те или иные показатели экодвижения в зависимости от той или иной ситуации. Естественно, что эти ситуации отображали разные варианты развития социополитичсской и социоэкономической обстановки в обществе. Для проверки надежности информации использовался метод "конкордации" ("кучности") экспертных оценок. Таким образом, удалось определить общую направленность и влияние основных факторов, обусловленных изменением показателей "социального поля", на развитие потенциала экодвижения. Дальнейшее решение задачи сводится к чисто технической процедуре "наложения" гипотетической модели "возмущений" (альтернатив и рисков развития ситуации) на общую модель "устойчивости" потенциала экодвижения (см. табл. 7.6).
Таблица 7.6
Мнение экспертов о характере изменении общего потенциала
экодвижения в зависимости от сценариев развития
социально-экономической и политической обстановки
(Средневзвешенная оценка по шкале от -5 - упадет до крайне критического
уровня...0 - не изменится...+5 - повысится до идеального уровня)
Главные направления социальных трансформаций |
Средняя оценка |
Стабилизация экономической ситуации |
2.8 |
Рост социальной сплоченности общества |
3.4 |
Усиления государственного регулирования экономической деятельности на рыночных основах |
2.0 |
Усиление государственного регулирования экономики административно-командными методами |
0 |
Укрепление государственной власти, исполнительной вертикали |
0.6 |
Быстрый экономический подъем страны |
3.0 |
Рост уровня материального благосостояния населения |
3.0 |
Дальнейшее развитие финансового и экономического кризиса в стране |
- 4.75 |
Усиление сепаратистских, центробежных тенденций в российских регионах |
-2.8 |
По оценкам экспертов, в случае реализации оптимистического сценария, судьба экологического движения, скорее всего, может быть следующей:
заметно улучшатся условия деятельности государственных структур эко-движения, деятельность которых (инвестиционная, управленческая, производственная, научная, образовательная и пр.) всецело подчинена или сопряжена с решением экологических проблем, с регулированием и контролем природопользования (в этом уверены 82% экспертов);
рост производства и инвестиционной активности приведет к увеличению объема капитальных вложений в природоохранные мероприятия (так считают 56% экспертов);
повысится экологическая активность общественных и самодеятельных организаций, которые получают необходимую поддержку со стороны государственных органов и их руководителей (на это рассчитывают 52% экспертов);
заметно активизируется деятельность экологических предпринимателей (этого ожидают 48% экспертов);
улучшится взаимодействие между территориальными комитетами по экологии и природопользованию (на это надеются 45% экспертов);
проблемы экономического выживания отойдут на задний план, пройдет шок от бешеного роста цен и других .-экономических перемен. Проблемы экологии из разряда "второстепенных" перейдут в разряд первоочередных общественных задач (так предполагают 36% экспертов);
окрепнет материальная база движения. Улучшится финансирование и материально-техническое снабжение (в этом уверены 34% экспертов);
улучшится деятельность органов управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (на это указали 28% экспертов);
Удастся выработать единую экологическую политику, новое экологическое мышление, общую стратегию экологической деятельности (так считает 15% экспертов).
Оценивая ресурсный потенциал экологического движения и уровень выполнения им своих функций, при благоприятных экономических и политических предпосылках эксперты поставили им следующие баллы (см. табл, 7.7).
Как видно из приведенных экспертных оценок, даже при самых благоприятных политических и экономических предпосылках "запас прочности" потенциала экологического движения будет составлять всего 67%, что соответствует на нашей модели нижней границе "нормы".
Наиболее провальными участками будут по-прежнему оставаться такие направления экологического движения как: "создание экологически безопасных условий жизни населения"; "экологизация различных отраслей производства"; "формирование нового экологического мировоззрения". Реализация этих функций зкодвижения не будет соответствовать нормативным требованиям и удовлетворять в полной мере общественные потребности. Учитывая тот факт, что эти функции имеют первостепенное значение, а их суммарный "вес" в обшей модели ресурсного потенциала составляет не менее 35% их слабость и недостаточная надежность не позволяют рассматривать нам в целом потенциал экодвижения как достаточно устойчивый и сбалансированный.
Таблица 7.7
Оценка вероятностных параметров реализации потенциала экодвижения
("оптимистический сценарий")