Страны Западной Африки
.
Страны Западной Африки
К этой группе стран Тропической Африки условимся отнести те,
что лежат к западу от Нигера и Нигерии. За исключением Мали, все они
территориально сравнительно невелики, а некоторые и вовсе малы. Но зато многие
из них принадлежат к числу сравнительно развитых или, во всяком случае,
достаточно успешно развивающихся, что в немалой мере обусловлено их выгодным
географическим расположением, частично также древними традициями
государственности, торговыми связями с миром ислама и исламизацией,
пусть слабой и не всеобщей.
1. Мали, бывшая французская колония, стала независимой
республикой в 1960 г.
Ориентация на марксистский социализм в 60-х годах под руководством М. Кейта привела это
слаборазвитое и .немногочисленное (ок. 9 млн. челове) государство к серьезному кризису.
Гипертрофированная роль государственного сектора в промышленности и
кооперирование сельского хозяйства подорвали экономику, а экономические
просчеты привели к политическому кризису, итогом которого был военный переворот
1968 г.
Пришедший к власти генерал М. Траоре свыше десяти
лет правил как глава Военного комитета национального освобождения, а в 1979 г., после вступления в
силу конституции 1974 г.,
он стал президентом. Конституция предусматривала однопартийную систему (Демократический союз малийского
народа с филиациями в виде национальных союзов
женщин, молодежи, профсоюзов и т. п.), которая к 1991 г. изжила себя, погрязнув в .коррупции,
бюрократических злоупотреблениях и т. п. Весной 1991 г. недовольные
потребовали отставки президента, а вскоре он был свергнут в результате
очередного военного переворота, возглавленного A. Type. Type пообещал покончить
со злоупотреблениями и затем отдать власть гражданским лицам. Оппозиция в
стране потребовала введения многопартийной системы и приватизации экономики.
2. Гана, в прошлом знаменитая английская колония Золотой
Берег, стала независимой республикой во главе с президентом К. Нкрумой в том же 1960 г. Достаточно развитая,
даже богатая ресурсами (золото, бокситы, какао-бобы) республика сразу же после
возникновения на очередном съезде правящей
Народной партии конвента летом 1962
г. избрала в качестве ориентира пути марксистский
социализм. Результаты не замедлили сказаться: национализация про-
Цифры, касающиеся численности
населения современных стран Востока, здесь и далее даются на основании данных
справочников или иных материалов, относящихся к концу 80-х — началу 90-х годов.
Цифры, естественно, не всегда вполне точны и должны поэтому восприниматься лишь
как приблизительные, дающие представление о промышленности и ставка на кооперацию по-марксистски достаточно быстро привели к развалу и без того
весьма слабой экономики страны, чему способствовали и объективные факторы
экономической конъюнктуры, в частности снижение мировых цен на какао-бобы.
Естественной была и реакция: военный переворот 1966 г. сверг Нкруму, распустил правящую партию и решительно
отказался от социалистических экспериментов. Конституция 1969 г. открыла путь для
многопартийной системы, но избранный на этой основе парламент не сумел создать
крепкую власть. В стране продолжались падение производства и инфляция.
Очередной военный переворот 1972
г. и созданный военными Совет национального спасения
привели к роспуску парламента и партий. Новые руководители заявили о решимости
продолжить развитие по марксистско-социалистической модели. Ситуация
повторилась, причем к развалу экономики добавилась процветавшая коррупция.
В 1979 г.
очередной военный переворот привел к власти капитана Д.
Ролингса. Совет был распущен и вновь был сделан
поворот к конституционному правлению. На многопартийной основе состоялись
парламентские и президентские выборы. Но новый президент X. Лиманн не сумел навести порядок в стране, в
результате чего в 1981 г.
Д. Ролинге совершил еще один военный переворот,
отменил конституцию, распустил парламент и партии и, создав Высший совет
национальной обороны, принялся за решительные
реформы, ориентируясь на рыночно-частнособственнические отношения. Гана стала
быстрыми темпами (5% прироста в год) развиваться, магазины наполнились
товарами, усилился приток зарубежных инвестиций. В 1991 г. Высший совет
выступил с инициативой демократизации политической структуры в стране. Престиж
Ганы с ее 15-миллионным населением вновь заметно возрос.
3. Гвинея (7 млн. чел.) добилась независимости в 1958 г., причем правящая
Демократическая партия во главе с президентом А. Секу Type сразу же взяла курс
на развитие по марксистско-социалистической модели. Национализация
промышленности, кооперирование сельского хозяйства, ограничения в сфере торговли
и т. п. привели к заметному росту коррупции в
администрации, разочарованию и недовольству населения. Авторитет президента помогал ему удерживаться у власти,
несмотря на экономический кризис. Но после его
смерти в 1984 г.
к власти пришли военные и с социалистическим экспериментом в Гвинее было
покончено. Поощрение частной инициативы, привлечение иностранных инвестиций,
активное экономическое сотрудничество с развитыми странами, реорганизация
финансовой системы — все это предпринято за последние годы с целью выйти из
кризиса.
4, Кот-д'Ивуар, в прошлом Берег Слоновой Кости,— президентская республика с 1960 г. Правящая и
единственная Демократическая партия успешно руководит страной, опираясь на
профсоюзы, организации молодежи и женщин. Устойчивое правительство с отчетливой
ориентацией на рыночно-частнособственническое развитие обеспечивает
политическую стабильность и экономический рост ( в
среднем 7% в год), что позволило этому государству с его 11-миллионным
населением занять место в числе наиболее преуспевающих стран Тропической
Африки. Успехи в стране связаны с именем ее президента Ф. Уфуэ-Буаньи.
5. Буркина-Фасо (б. Верхняя
Вольта) — государство, расположенное между Мали и Ганой к северу от республики
Кот-д'Ивуар. Население — около 8,5 млн. чел.; республика
— с 1958 г.,
независимое государство — с 1960
г. Авторитарное правительство, подавляющее оппозицию,
было в 1966 г.
свергнуто военными, распустившими парламент и партии. В 1970 г. была принята
конституция и проведены выборы в Национальное собрание на многопартийной
основе, а в 1974 г.
армия вновь взяла власть в свои руки, приостановив действие конституции и
распустив парламент. В 1977 г.
была принята новая конституция, укрепившая руководящие позиции военных:
возникшее в результате соперничество между военными и гражданскими политиками
привело в 1980 г.
к новому военному перевороту, под знаком которых прошло все десятилетие 80-х.
Военный переворот 1982 г.
создал Временный совет народного спасения, в 1983 г.— Национальный совет
революции. С 1983 г.
делались попытки революционными методами покончить с обуревавшими страну
невзгодами — коррупцией, отсталостью и т.п. К успеху эти методы не привели.
Переворот 1987 г.
ничего в этом смысле также не изменил, хотя и усилил было на некоторое время
акцент в сторону создания «планируемой экономики». Естествен и результат:
Буркина-Фасо является ныне одной из самых бедных и отсталых стран Африки.
Правит страной Народный фронт. Промышленность практически не развивается,
сельское хозяйство в упадке, уровень жизни очень низок.
6. Сенегал с населением ок. 7 млн. чел.— одно из древних
государственных образований Западной Африки, обладавшее определенными
привилегиями и в годы французской колонизации (вспомним о сенегальских стрелках
и о сенегальцах, имевших статус французских граждан и посылавших своего
депутата во французский парламент). Став независимой республикой в 1960 г. Сенегал вплоть до
наших дней сохранил в качестве действующей конституцию 1963 г. Долгие годы
президентом страны был великий африканец Л. Сенгор,
а после его отставки в 1980 г.
этот пост занял А. Диуф. Вначале в парламенте и
политической жизни страны господствовала одна партия — социалистическая,
входившая в Социнтерн. Затем возникли и другие. С_1981 г. официально введена многопартийная система.
Экономика развивается не быстро, но стабильно. На рубеже 80—90-х годов страну
начали сотрясать межплеменные конфликты, причём территориальные и политические
притязания народности диола негласно
поддерживаются соперничающей с Сенегалом Мавританией.
7. Сьерра-Леоне с ее 4 млн. населения — небольшое
государство на побережье к югу от Гвинеи, бывшее в прошлом форпостом англичан в Западной Африке. Обретя в 1961 г. независимость,
страна стала многопартийным парламентарным государством (главой его
признавалась английская королева). После военного переворота 1967 г. около года страной
управляли военные, затем действие конституции было восстановлено. С 1971 г. Сьерра-Леоне —
республика, а в 1978 г.
была принята новая конституция, основанная на президентской власти и однопартийной
системе. Президент Д. Момо,
сделавший ставку на разгосударствление экономики, на протяжении 80-х годов
добился незначительных успехов и в 1990 г. был вынужден прибегнуть к радикальным
реформам, включающим либерализацию экономики, приватизацию, многопартийную
систему и т. п. Переворот 1992 г. привел к свержению и
бегству Момо. Власть в стране взяли военные.
8. Либерия, государство потомков американских
рабов-переселенцев, имела конституцию еще в 1847 г., причем эта
конституция действовала до 1980
г., когда в стране был совершен первый военный
переворот. На протяжении 80-х годов обстановка в стране была нестабильной, а
междоусобицы военных претендентов на власть ее усугубляли. С 1986 г. начал
функционировать двухпалатный парламент на многопартийной основе. Население
страны невелико — приблизительно 2,5 млн. чел. Экономический рост, заметный в
60—70-х годах (до 8% в год), затем существенно снизился. Начало 90-х годов
отмечено углублением политического кризиса.
9. Того, узкой полосой тянущееся вдоль восточной границы
Ганы с выходом на побережье Гвинейского залива,— небольшое государство с 3 с
лишним млн. жителей. Став независимой республикой в 1960 г. и испытав в 1963 и
1967 гг. два военных переворота. Того затем обрело
завидную политическую устойчивость. Президент Г. Эйадема,
вначале (до 1979 г.)
бывший главой военного режима, утвердил в стра 1991 г. новый президент Н. Согло предпринял
реформы, направленные на демократизацию страны и преобразование ее отсталой
экономики по рыночно-частнособственнической модели. Бенин стал многопартийной
республикой.
11—13. Гамбия (0,8 млн. чел.),
Гвинея-Бисау (0,9 млн.), острова Кабо-Верде, в
прошлом острова Зеленого Мыса (0,35 млн.),—небольшие государства Западной
Африки, обретшие независимость соответственно в 1965, 1973 и 1975 гг. Гамбия, в
прошлом французская колония,— стабильная парламентарная многопартийная республика,
с 1982 г.
связанная унией с Сенегалом. Гвинея-Бисау и Кабо-Верде — в прошлом
португальские колонии, близкие друг к другу,— в первые годы после получения
независимости имели в качестве правящей партии ПАИГК
(Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде), ориентировавшуюся на
марксистский социализм. В 1990
г. эта партия в Кабо-Верде (с 1981 г.— ПАЦКВ, т. е. Африканская
партия независимости Кабо-Верде) выступила за введение
многопартийной системы и на выборах потерпела
поражение, уступив место оппозиции, выступающей за развитие по
рыночно-частнособственническому пути с приватизацией государственной
собственности и созданием основ гражданского
общества. В Гвинее-Бисау ситуация аналогичная.
Итак, перед нами тринадцать современных стран Западной Африки,
в основном небольших (за исключением Ганы, население их не превышает 10 млн.
чел., часто значительно меньше; невелика и
территория). Кроме Либерии, все они — вчерашние колонии Англии, Франции и
Португалии. Впрочем, принципиальной разницы между вчерашними колониями и
Либерией с точки зрения стабильности конституционных и иных
буржуазно-демократических институтов нет: в Либерии, имевшей конституцию еще
полтора века назад, те же военные перевороты и жестокие межплеменные
столкновения, что и в других странах Африки, а образцом политической
стабильности и уважения к буржуазно-демократическим принципам жизни могут
считаться вчерашние колонии Сенегал и Сьерра-Леоне, 'т.
е. именно те, где колонизаторы чувствовали себя в
свое время наиболее прочно. "Напрашивается
вывод о явной пользе колониализма для стабильности
вновь возникающих государственных структур современной Африки.
Еще бросающаяся в глаза закономерность: едва ли не половина
из стран этого региона так или иначе отдала дань идеям марксистского социализма,
а некоторые из них зашли в свое время достаточно далеко в осуществлении
преобразований по соответствующей модели. Хороших результатов это не дало нигде
и практически везде страны от упомянутой модели рано или поздно отошли, что
заметно способствовало изменению ситуации в лучшую сторону. И еще об одном: и в
странах, ориентировавшихся на марксистско-социалистическую модель развития, и в
тех, что шли по буржуазно-демократическому пути, ощущается явная тяга к
однопартийной системе. Многопартийность фиксируется
как эпизод в истории той или иной страны, причем
нередко с неудачным исходом. Обратим теперь внимание на то, как все эти
закономерности и особенности развития проявили себя в иных регионах Африки к
югу от Сахары.