Парламентарная демократия и реалии африканских стран
.Парламентарная демократия и реалии африканских стран
Совершенно очевидно, что принятая практически всеми деко-лонизованными странами система парламентарных режимов с президентской властью и демократическими выборами, пусть даже «е регулярными и далеко не всегда истинно демократическими,— это историческая неизбежность. Никакой иной системы власти молодые страны изобрести не могли, а принятая ими была хороша не только тем, что соответствовала этническому плюрализму в каждой из вновь возникших стран, но также и тем, что была неплохо известна и отработана веками в парламентской традиции Европы. С этой традицией была знакома получившая образование в метрополии правящая элита, которая, собственно, тот или иной политический режим и создавала, начиная с выработки (с помощью колониальной администрации или под ее влиянием) конституции. Но одно дело — респектабельная внешняя форма демократической президентско-парламентарной республики и нечто совершенно иное — наполняющие эту форму жизненные реалии.
Совершенно очевидно, что реалии африканских стран не
соответствовали принятой ими политической форме, во всяком случае в том смысле,
что все тонкости процедуры и хитросплетения разделения властей — а на этом
стоит любая развитая демократическая система власти — были чужды массе электората.
Люди привычно шли за своими и голосовали за своих. Это характерно не только для
Африки, но и для всего Востока, даже и для Латинской Америки, т. е. встречается практически везде, куда демократия
была привнесена извне и где тысячелетиями до того господствовали привычные
нормы командно-административной системы. Но специфика Африки в том, что в ней
не была развита даже эта самая командно-административная система. Альтернативой ее была уже упоминавшаяся
Однако отказ от политического плюрализма, ставший почти
нормой в странах Тропической Африки, зде
многопартийность вначале решительно не привилась, имел свои существенные
недостатки. Главными из них были даже не деспотизм и произвол власти — к этому
на Востоке привыкли издревле,— а то, что оппозиция лишалась голоса. Иными
словами, немалая часть этнических групп оказывалась как бы отодвинутой от
рычагов власти. Разумеется, им всегда предлагалась определенная доля
формального соучастия в отправлении власти в пределах народного фронта либо
правящей партии. Но эта доля низводила оппозиционные группы на уровень несамостоятельных
младших партнеров, что обычно рождало чувство неудовлетворенности, а то и
обиды. Отсюда — мощные взрывы недовольства, которые проявлялись то в
сепаратистских выступлениях, а то и в открытом противостоянии претенденту на
диктаторскую власть или очередному диктатору. Вспомним события в Чаде в 70—
80-х годах, когда за мощными политическими
группировками Г. Уздцея
и X. Хабре дри всем
различии их политической ориентации (с опорой соответственно на Францию и
Ливию) стояли все те же племенные разногласия, все
тот же привычный и всесильный трибализм. И это не
только не удивительно, а закономерно и естественно, ибо иной надежной
социальной опоры у представителей власти в молодых африканских государствах
просто не было и пока еще нет. Словом, недовольные оппозиционеры в рамках однопартийной
системы обычно накапливают недовольство, которое ищет выхода и проявляется
обычно тогда, когда однопартийная власть входит в состояние кризиса. Кризис же как таковой для этой формы власти неизбежен примерно так же, как неизбежно
наступление дня после ночи. Дело в том, что за однопартийной и тем более
диктаторской (революционной, марксистской, народной и т. п.) властью, как правило, следуют по пятам такие
хорошо знакомые командно-административной системе явления, как непотизм,
коррупция, неэффективность экономики, особенно государственного сектора (а
стремление усилить этот сектор жизненно связано с однопартийной формой власти,
отнюдь даже не обязательно в ее марксистско-социалистическом варианте),
инфляция и т. д. Ведь слабость создаваемой
диктаторским режимом административной системы как
раз в том, что она не институционализирована, что
она вынуждена вписываться в те реалии, которые у нее есть. А это значит, что
министерства заполняются чиновниками по кланово-трибалистскому
признаку, что администрация неумела, чиновники берут взятки и воруют, сколько
могут, не видя в этом даже криминала: если тебе досталось право распоряжаться
общим достоянием, то как не взять себе солидную его часть?! Это значит, что
частнособственнический сектор экономики находится в подчиненном, зависимом от
чиновников положении, что процветает коррупция, растут цены и инфляция и т. п. Это, собственно, и есть кризис. Кризис ведет к ослаблению и
дестабилизации власти. Вот здесь-то и наступает час оппозиции, представители
которой выходят на улицу с требованиями многопартийности, плюрализма,
приватизации и либерализации экономики. И нередко добиваются требуемого.
Наступает период многопартийности, у которого свои уже описанные слабости и
который, в свою очередь, ведет к дестабилизации и
ослаблению власти. И снова переворот, чаще всго военный, ведущий к новому витку однопартийности,
диктаторского по сути режима. Бывают, разумеется, варианты, в том числе связанные с тем,
что у власти в стране оказывается на долгие годы, десятилетия влиятельный
выдающийся деятель, пользующийся всеобщим
уважением и признанием и потому обретающий возможность соединить в своем лице
разноречивые тенденции и выступить в качестве верховного медиатора. Это
способствует стабильности структуры, будь то Сенегал при Сенгорс,—Танзания-времен Ньерере
или Заир под впастып
Мобуту. Однако в большинстве случаев ситуация именно такова правящие
однопартийные режимы, погрязая в коррупции, рушатся под давлением оппозиции, а
многопартийные режимы, приходящие им на смену, не выдерживают испытания
властью, следствием чего являются военные перевороты, снова ведущие к
однопартийности. За последние годы все чаще раздаются голоса, смысл которых
сводится к тому, что в рамках многопартийных режимов следует вводить конституционные ограничения, запрещающие создание партий на
моноплеменной основе. Может быть, на новом этапе существования независимых
стран Африки это будет иметь шансы на
осуществление и как-то повлияет на политическую реальность. Но это в лучшем
случае дело будущего. Пока же ситуация в основном остается именно такой, как
она выше была описана, пусть с исключениями и
вариантами. В политическом цикле, характерном для развития большинства стран Тропической Африки в период их
независимости, остался пока без специального
внимания один аспект— •гот, что связан с военными переворотами и вообще с ролью
военных и войн в современной Африке.