Глава VII. О СУЖДЕНИИ

.

Глава VII. О СУЖДЕНИИ

Познание и суждение. Если бы у нас были одни только пред­ставления и понятия, но не было бы их соединения или связи, то могли ли бы мы сказать, что у нас есть познание? Конечно, нет. Познание может быть только в том случае, если мы имеем дело с истинностью или ложностью; а вопрос об истинности или ложности возникает только тогда, когда между понятиями устанавливается известная связь; это бывает именно тогда, когда мы судим о чём-нибудь. Например, когда я произ­ношу слово «дом», то в понятии, выражаемом этим словом, нет ничего ни истинного, ни ложного. Когда же я говорю «дракон существует», «дракон имеет крылья», то я утверждаю нечто истинное или ложное. Следовательно, об истинности и ложности  может быть речь только в том случае, когда мы имеем дело с суждением. Суждение всегда имеет дело с какой-либо объективной реальностью.

Суждение есть известное умственное построение; будучи вы­ражено в словах, оно называется предложением.

Грамматический анализ предложения. В предложении мы всегда высказываем что-нибудь относительно чего-нибудь. То, от­носительно чего мы высказываем, называется подлежащим, субъектом, а то, что мы о нём высказываем, называется предика­том, сказуемым. Типом простого предложения является предло­жение «Л есть и», «А не есть В». В этих предложениях А есть субъект (subjectum), В есть предикат (praedicatum); «есть» и «не есть» называется связкой (copula), потому что она Служит для связывания подлежащего со сказуемым. Подлежащее обык­новенно обозначается символом S, а сказуемое — символом Р (начальные буквы слов subjectum, praedicatum).

Следует заметить, что, когда мы говорим о суждении, то  мы имеем в виду логическую точку зрения, когда же мы гово­рим о предложении, то мы имеем в виду грамматическую точку зрения.

Форма суждений. Суждения, каковы бы они ни были, всегда представляют собой соединение субъекта с предикатом, но они видоизменяются .в зависимости от изменения субъекта, предиката и связи между ними. Поэтому нам для ознакомления с возможными формами суждений следует рас­смотреть возможные изменения субъекта, предиката и связи между ними.

I. Прежде всего рассмотрим особенность суждений в зависимости от изменения субъекта.

Субъект может быть или определённым или неопре­делённым. Суждения с неопределённым субъектом суть так называемые безличные суждения, например «светает», «мне скучно», «грустно», «больно». Между суждениями с опре­делённым субъектом мы отличаем суждения единичные, частные и общие. Единичными суждениями называются такие, в которых подлежащим является какое-либо индивидуаль­ное понятие, например «Ньютон открыл закон тяготения». Частным суждением называется такое, в котором подлежащим суждения является понятие, взятое в части своего объёма, на­пример суждение «некоторые S суть Р». Общие суждения — это те, в которых подлежащее служит для выражения класса вещей или явлений, например, «пауки суть членистоногие».

II. Суждения по формам предиката можно разделить на повествовательные, описательные и объясни­тельные. Надо заметить, что субъект всегда является выра­жением понятия вещи, предмета, события, между тем как пре­дикат служит для обозначения тех изменений, которым может подвергаться вещь.

Вещь мы рассматриваем как нечто пребывающее, постоянное, отличающееся от своих признаков именно тем, что она остаётся Относительно неизменной, в то время как эти последние изменя­ются. Это пребывающее принято называть субстанцией, а то, что в нём изменяется, принято называть акциденцией. Акциденция может выступать в качестве или состояния, или свойства; в этом смысле предикат выражает или состояние вещи, или свойство какой-либо вещи, но иногда он может выражать также и вещь.

В зависимости от этих особенностей предиката и суждения могут принимать только что указанные формы.

a) Повествовательны суждения содержат в своём предикате высказывание относительно событий, состоя­ний, процессов или деятельности; предикат здесь всегда является понятием состояния, причём о повествуемых ве­щах высказываются состояния по преимуществу скоропреходя­щие. Эти суждения действительны только для определённого промежутка времени. Например, «Цезарь перешёл Рубикон», «роза в нашем саду цветёт», «этот огонь горяч». Эти суждения можно назвать повествовательными, потому что они употребля­ются по преимуществу в рассказах.

b) Описательные суждения. В описательных суж­дениях одному или многим предметам  приписывается какое-нибудь свойство или множество свойств, причём име­ются в виду более или менее постоянные свойства. Субъектом всегда является какой-либо определённый предмет или вещь. Например, в суждении «огонь горяч» предикат выражает поня­тие свойства или признака субъекта. То же самое следует ска­зать относительно предикатов в следующих суждениях: «снег бел», «движения паровоза быстры», «роза красива», «кит дышит лёгкими», «небо голубое». Обозначение суждений этого рода описательными происходит вследствие того, что они применя­ются по преимуществу в описаниях.

с) Объясни тельное   суждение подводит какую-либо вещь под родовое понятие, причём в этом случае предикат выражает понятие вещи. Например, «золото есть металл», «кит есть млекопитающее», «это есть железо», «горение есть хими­ческий процесс», «парабола есть коническое сечение».

III. Наконец, третий класс суждений — это те суждения, в ко­торых выражается определённое отношение между понятиями подлежащего и сказуемого. В них мы отличаем:

a) Суждения тождеств а. В суждениях этого рода по­нятия субъекта и предиката имеют один и тот же объём, т. е. в них подлежащее и сказуемое суть понятия равнозначащие. На­пример, «всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник», «Ломоносов был крупнейшим теоретиком русского литературного языка». В математике часто применяются суж­дения, выражающие тождество; именно сюда относятся сужде­ния, которые выражаются уравнениями. Например,

 

( a + b)(a + b) = aa + 2ab + bb;

 

b) Суждения подчинения совпадают с объяснитель­ными суждениями. Здесь понятия субъекта и предиката не яв­ляются тождественными, так как их объёмы отличаются друг от друга. Именно здесь понятия с менее широким объёмом подчи­няются понятию с более широким объёмом. Поэтому подобные суждения могут быть названы суждениями подчинения. Напри­мер, «солнце есть неподвижная звезда», «это есть правильный пятиугольник», «собака есть домашнее животное».

c) Суждения отношения пространства, времени и при­чинности. В предложении «дом находится на улице» говорится об известном пространственном отношении между «домом» и «улицей»; «находящийся на улице» образует содержание пре­диката. В суждении «Александр Македонский жил до нашей эры» предикатом является «жил до нашей эры» и выражает со­бой временное отношение. «Солнце производит теплоту» (суж­дение причинности).

Суждения существования. Если мы возьмём какое-нибудь суждение, в котором относительно S высказывается какое-либо Р, то в таком суждении мы по большей части не утверждаем прямо, что S существует вне человеческого мышления, по­тому что в этом случае только устанавливается известное логическое отношение между S и Р. Если мы, например, возьмём суждение «ни одна часть окружности не есть прямая», то мы не ставим вопроса о том, существует ли что-либо вроде круга в строго геометрическом смысле. Если бы у нас даже не было убеждения в том, что такого рода круги существуют, то всё-таки мы могли бы произнести указанное суждение, потому что в нём мы только устанавливаем известное отношение между под­лежащим и сказуемым. Наоборот, такие суждения, как «мир существует», «солнце существует»,  «существует любовь к ро­дине, которая способна на великие жертвы», «существуют анти­поды», имеют только цель утверждать бытие или существование логического субъекта. Такие суждения, которые приписывают понятию субъекта только лишь существование, называются суждениями существования, или экзистенциальными суждениями. Легко видеть, что слово «есть» в этих суждениях является не связкой, а предикатом и обозначает «существует».

Аналитические и синтетические суждения. Суждение, в коп­ром мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится, называется аналитическим. Напри­мер, в подлежащем суждения «всякое тело протяжённо» при­знак протяжённости уже содержится. Мы не можем мыслить по­нятие «тело» без того, чтобы не мыслить его протяжённым. По­этому если мы говорим, что тело протяжённо, то мы только рас­крываем, анализируем то, что уже содержится в подлежащем. Оттого само суждение называется аналитическим.

От аналитических суждений отличаются суждения, в которых предикат не находится в содержании субъекта, в которых пре­дикат привносит нечто новое к содержанию субъекта. Такие суждения называются синтетическими. В них не раскры­вается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое. Эти суждения называются также суждениями, расширяющими познание, между тем как суждения аналитические на­зываются суждениями, объясняющими познание.

Существовало мнение, что различие между суждениями син­тетическими и аналитическими имеет абсолютный характер, т. е. что некоторые суждения имеют всегда только аналитический характер, а другие суждения имеют только синтетический харак­тер. На самом же деле, если рассматривать суждения с точки зрения их происхождения, то различие между синтетическими суждениями и аналитическими нужно считать относительным, потому что иногда признаки, которые мы считаем связанными аналитически, с действительности бывают связаны синтетически. Например, если мы произносим суждение «лев есть животное плотоядное», то это суждение должно быть признано, конечно, аналитическим, потому что признак плотоядности уже содер­жится в понятии «лев». Но это суждение является аналитиче­ским теперь, когда мы уже хорошо знакомы с содержанием по­нятия «лев». Когда же мы не были знакомы с содержанием понятия «лев», то это суждение имело характер синтетический, по­тому что тогда признак плотоядности присоединялся к понятию «лев». От постоянного совместного употребления поня­тия «лев» с признаком плотоядности .это суждение сделалось аналитическим.

В английской логике этому разделению суждений на аналити­ческие и синтетические до некоторой степени соответствует разделение предложений на словесные и реальные. Д. С. Милль следующим образом разъясняет различие между сло­весными предложениями и реальными. Словесные предложе­ния — это те, в которых содержание предиката за­ключается частью или целиком в содержании субъекта; словесное предложение утверждает о вещи только то, что мы уже предполагали, когда мы произносили название этой вещи; поэтому словесные предложения только раскрывают понятие подлежащего. Например, предложение «человек есть животное» есть предложение словесное, потому что понятие «животное» входит частью в содержание понятия «человек». Из этого ясно, что словесные предложения не утверждают чего-либо о вещах, но они нам дают знать только лишь о значении имён. Реальные предложения — это те, в которых содержа­ние предиката не составляет никакой части содержания субъ­екта. Предложение «три угла треугольника, вместе взятые, равны двум прямым» есть предложение реальное, потому что понятие субъекта (три угла треугольника) не содержит в себе понятия предиката (равенство двум прямым).

Но кроме приведённой в этой главе классификации суждений существует ещё одна классификация, с которой нам необходимо ознакомиться, потому что она лежит в основе всех дальнейших логических построений.

Вопросы для повторения

Какое существует отношение между познанием и суждением? Какое различие между суждением и. предложением? Что кладётся в основу деления суждения? Какие существуют суждения в зависи­мости от изменения субъекта и какое между ними различие? Какие существуют суждения в зависимости от изменения предиката и какое между ними различие? Какие существуют суждения отношения? Какие суждения называются суждениями существования? Какое различие между аналитическими и синтетическими суждениями?