ФИЛОСОФИЯ. ее ИСТОКИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ - Философия и мифология
.ФИЛОСОФИЯ. ее ИСТОКИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ - Философия и мифология
Убеждение в том, что философия возникает из зачатков научного знания, в противоположность мифу, восходит к просветительской мировоззренческой позиции. Общеизвестное историко-философское выражение такое убеждение нашло в формуле немецких философов И.Дерфера и В.Нестле: «От мифа к логосу». Суть их толкования подкупает простотой и здравомыслием: философия возникает как критическое преодоление мифологии, как торжество разума над вымыслом. Однако эта простота достигается за счет неправомерного упрощения проблемы. В поле зрения историка философии миф приобретает значение обреченной стороны, противопоказанной становящееся философии. Тогда в качестве базиса зарождающейся философии остается лишь опытное знание. Но как объяснить происхождение умозрительной философии первых греческих мудрецов? Ведь эти учения близки к мифопоэтическим структурам мышления и никак не вытекают из чувственного опыта.
Внемифологичеокий подход к происхождению философии оправдан только в одном случае: если философию всецело сводить к рационально-познавательной деятельности мышления. Тогда философия легко сближается с частнонаучным знанием, с тем, что сейчас называется теоретическим естествознанием, и беспрепятственно выводится из него исторически. Но философия, в том числе и первоначальная, не тождественна знанию. Она не только рационально познает объект, но и настроенчески переживает и оценивает его. При этом объект оценивается по шкале социальных норм и личностных критериев. Метод распознавания исторического начала философии должен ориентироваться на специфику и природу философского знания. Историк философии обязан выделять в зарождающейся философии не только то, что объединяет ее с частнонаучным знанием, но и то, что их различает, что невыводимо из опыта и делает философию качественно самобытной формой духовного отношения к миру.
Миф более обоснованно рассматривать не как вымысел, а как особый способ духовного освоения мира, который находится с философией (логосом) в сложных и неоднозначных отношениях. Миф объединяет элементы теории и художественные творчества. О мифе не рассуждают, в нем живут Закон функционирования мифологического мира - закон метаморфоз, т.е. убеждение во взаимной превращаемости всего сущего, в фундаментальном и неустрашимом всеединстве жизни, в кровном родстве всего существующего. Мифология базируется на родовых интуициях, а человек любой эпохи не способен обойтись без таких интуиции.
Мышление, возникающее ни основе родовых интуиции, будет иметь предметом материальную, живую, одушевленную, мыслящую и мыслимую вещь. Живое и одушевленное тело человека, мыслящего на основании, при помощи и в целях общинно-родового коллектива - вот основной предмет античного мышления. Наличие такого рода мышления можно наблюдать в античной философии с самого ее начала и до самого конца. Вот почему античный космос - живой и чувствующий. А философия проявляет себя как искусство предельных обобщений. Миф - внутренняя жизнь чувственно-материального космоса в его общинно-родовом понимании. Таков исходный материал мысли, на котором базировалась античная философия как чисто греческое предприятие.
С точки зрения современной философии, процесс перехода из мифа в логос никогда не может быть завершен, т.к. претензии на окончательное обоснование любой философской системы мнимы. Постичь суть философии адекватно можно лишь тогда, когда ее выбрал как свою и живешь в ней. Но тогда человек начинает говорить уже не на научном, а мифологическом языке. Это понял уже Платон. Миф и логос различаются у Платона не только по степени достоверности, но, что гораздо важнее, по предмету приложения: их области применения не пересекаются - где требуется логос, там бессилен миф, где хорош миф, там абсолютно неадекватен логос. Логика, по мнению Платона, не универсальное орудие («органон») для всех правильных решений, равно как и недостаточное оснащение для успешного человеческого существования. Кроме точного знания и правильного рассуждения требуется еще и «правдоподобный миф», «правильное мнение», «уподобление», «аналогия» и т. п. Философские мифы Платона показывают, как старые истины и новое понимание могут быть соединены воедино. Гуманитарный, ориентированный на предшествующую культуру и духовность тип знания, был в античности доминирующим. Поэтому философия как специфическое отношение к природе и культуре неразрывно связана с жанром комментария, размышления по поводу духовной традиции, унаследованной данной эпохой. В таком качестве философия возникает в пифагореизме. Вклад ионийской натурфилософии состоял в изобретении жанра научной прозы, в открытии принципа доказательства в рассуждении, в размышлениях по поводу первоосновы всего сущего. На другом краю ойкумены, в пифагорейской школе, впервые встречается традиция толкования ряда текстов, признаваемых священными. Именно у пифагорейцев проявляется консервативный дух греческой мысли, стремящейся быть не открывателем новых истин о мире и человеке, но хранителем и истолкователем традиционной мудрости. Именно философия пифагореизма выступила в качестве противовеса надменности возникающей науки, но не отвергла ее, а заимствовала научные открытия и методы для толкования «священных текстов». В V в. до н. э. в Афинах прежде всего становятся популярными светская ионийская «наука» и развивающаяся софистика. Всецело под влиянием софистов и в рамках поставленных ими проблем развивалась мысль Сократа. Но постепенно становится известной италийская традиция. К IV в. до н. э. пифагорейская традиция становится предметом почтительного внимания к платоновской Академии. Как некогда пифагорейцы к эпосу, так теперь к самим пифагорейцам обратились как к образцам древней мудрости, подлежащей осмыслению и истолкованию. Таким образом, философия выступает как самосознание данной культуры.