Основные философские направления.

.

Основные философские направления.

Чем отличаются друг от друга основные типы философии? Для материализма (в западной терминологии - реализма) основополагающим базисом всего сущего является природа: человеческая субъективность понимается как часть ее. Единственная совместимая с реализмом форма познания - опыт. Для субъективного идеализма основополагающим принципом познания служит человеческое сознание. Необходимым следствием субъективного идеализма выступает скептицизм: ничто с этой точки зрения не дает гарантии, что мы постигаем действительность такой, какова она на самом деле. Объективный идеализм, в свою очередь, в Новое время есть синтез реализма и субъективного идеализма: здесь разум в самом себе черпает доопытное (априорное знание), но одновременно допускает, что постигает сущность действительности, т.к. действительность, как и субъективный разум, имеет свой исток в абсолютном разуме. Трансцендентальный идеа­лизм в лице И. Канта (1724-1804) вводит чистое созерцание и схематизированные катего­рии как такие конструкции разума, которые определенным образом препарируют дейст­вительность, не давая нам права претендовать на познание подлинного бытия - вещей-в-себе. Можно познать лишь мир явлений, исследование же лежащего позади явлений объективного мира остается для нас принципиально недостижимым. Априоризм познания у Канта, а позднее у Э. Гуссерля (1869-1988), покоится на действительной возможности - до определенного предела - исследовать формы сознания как бы изнутри, непосредственно не обращаясь к предметному миру.

Если материализм является учением о примате материи над идеей, так что идея есть только отражение материи, то идеалисты учат, наоборот, о примате идеи над мате­рией, поскольку без осмысления, что такое материя, т.е. без признания в той идеальных начал невозможно ни существование материи, ни наше ее познание. Это - дилемма все­гдашняя и, можно сказать, неискоренимая. Все хотят быть либо материалистами, либо идеалистами. Правда, необходимо признать, что материализм и идеализм выступают только предельными и логически выдержанными до конца философскими позициями. Поскольку весьма трудно проводить неукоснительно и бесповоротно одну из этих пози­ций, то фактически в истории человеческой мысли такие точки зрения выступали в смешанном и далее весьма запутанном виде.

Теперь обратимся подробнее к фундаментальной структуре европейского мышления - платонизму.

О б ъ е к т и в н ы й  и д е а л и з м. Платон, философ так называемой высокой классики в античной философии (конец V-IV вв. до н.э.), решил совместить общее и частное, космическое и человеческое, телесное и духовное в своем учении. Прекрасный матери­альный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется зако­нами, находящимися вне его, за его пределами. Самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос, составляют особый надкосмический мир, который называется у Платона «миром идей», вечным и неподвижным в своей высшей красоте. Но платоновские идеи мыслятся не отвлеченно и абстрактно, а материально и телесно. Увидеть же их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно (греки всегда считали, что глазами можно мыслить, высоко ценили «теорию», по-русски хорошо передаваемую как «созерцание», «умозрение»). Платоновские идеи - вечные образцы, «парадигмы», модели, по которым строится вся множественность вещей, образованных из бесформенной, темной, текучей, бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только «кормилица» или «восприемница», принимающая в свое лоно идущие от идей световые истечения, так называемые эманации. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. Идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Благо, по мысли Платона, есть начало всех начал, отец, демиург , т.е. буквально строитель и умный мастер, конструирующий видимый небесный и человеческий земной мир по самым мудрым, вечным и прекрасным законам, материальное бытие для Платона есть только отражение, конечно, достаточно искаженное, вечно прекрасных идей. Но это материальное бытие мы, люди, должны любить и ценить. В его глубинах заключена красота, и дело человека вызывать к жизни такую красоту. «Увидев умом» отдельную прекрасную вещь, человек познает, что такое прекрасное многих вещей. « Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть уче­ние о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это - прекрасное. И в созерца­нии прекрасного самого по себе только и может жить человек, его увидевший»[1].

Платоновский идеализм потому и называется объективным, что признает существование реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного, идеального бытия. Но платоновская идея - глубоко античное изобретение, т.к. она не может быть чистой абстракцией и вечно сияет для человека в живой, осязаемой и видимой действительности. Надо быть «любителем мудрости», т.е. философом, искателем высшей истины, поэтом в душе, чтобы за внешней однообразностью жизни ощутить некую красоту, поверить в нее и вечно стремиться к прекрасной недосягаемости.

Когда великий Аристотель, ученик Платона, пришел к мысли, что идея присутствует в каждой материальной вещи, что сама идея слита с материей, находится внутри нее, а не в занебесных высях, он сделал решительный шаг. Аристотель свел идею на землю, которую так любили и почитали греки. Материя и идея или, как ее впоследствии называли по-латыни, форма, стали неотъемлемы и неразделимы, определяя собою друг друга. Значит, философские поиски Платона оказались не так уж безнадежны. Он открыл идею как нечто общее. Идея вещи - не сама вещь, а ее смысл и сущность. Идея вещи есть указание на совокупность существенных свойств вещи, на их состав и строение, на их на­значение, вообще на их смысл. В этом состояло открытие Платона.

Европейская философская традиция движется внутри проблем и в рамках схем мышления, заданных Платоном и его последователями. Нужно признать правоту известного английского философа А. Уайтхэда (1861-1947): «Наиболее правдоподобная общая характе­ристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой серию примечании к Платону»[2].

В рамках данной традиции работал великий философ-диалектик XIX в. Г.В.Ф. Гегель (1770-1831). Для Гегеля истинное бытие есть абсолютно мыслящая саму себя мысль. Гегель определил истину как цель философии. Но истина достигается лишь на стадии за­вершения. Ступень греческой философии для Гегеля, как ступень красоты, еще не ступень истины. Истина для Гегеля есть абсолютная достоверность знающего себя абсолютного субъекта.

По версии талантливого немецкого философа В. Хёсле (р. 1960), принцип, который предшествует и природе, и конечному духу, может быть понят как объективный- разум. В полагании того, что такой разум в полном смысле слова есть, что он не сводим ни к субъективному сознанию, ни к интерсубъективному духу (общественному сознанию), со­стоит главное в объективном идеализме. Объективный идеализм принимает такой объек­тивный разум не за особую сферу бытия наряду с другими, а за сущность всех реальных сфер. Объективный разум - совокупное понятие для обозначение всех доопытных (априорных) истин, которые определяют бытие мира и могут быть ухвачены конечным мышлением при обращении на самое себя.

Надо отдать должное философии объективного идеализма. Это одна из концепций, которая может ответить на вызов современности. Вообще пора перестать относиться к идеализму в рамках заклинаний типа «Материя первична, сознание вторично». С точки зрения человека, далекого от философии, это вообще может быть безразлично, т.к. не оказывает никакого влияния на повседневную жизнь. Но человеку не безразлично, суще­ствуют ли фундаментальные ценности культуры, которые не подвергаются сомнению, есть ли абсолютная истина (предельно обоснованное знание). В отсутствие таких ценностей и истин возводить здание цивилизации - значит строить дом на песке сиюминутных интересов, ситуативных нравственных норм, изменчивых мнений. Завтра они могут смениться на противоположные. Без мира идеальных ценностей невозможны постановка и разрешение двух животрепещущих проблем современности: экологической и коммуникации различных культур (развитие диалогического разума). Это и есть созидание нового диалога с природой и тяжелый путь признания разномыслия в современном мире.

Ф и л о с о ф с к и й  м а т е р и а л и з м. На первом этапе развития материалистиче­ской философии основой, субстанцией, материального мира мыслились отдельные чувст­венно воспринимаемые элементы, либо физические атомы. Вторым этапом ее развития выступил механизм. Здесь материя отождествлялась с веществом и наделялась рядом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по механическим траекториям. Такое понимание материи могло еще как-то применяться к явлениям природы. Но путь применения его к общественной жизни был закрыт. Механическое понимание материи не было универсальным, всеобщим. Оно было просто выражением определенного естественнонаучного знания, а вовсе не философской категорией. Обоснование и разработка философского понимания материи связаны с революцией в естествознании конца ХIX - начала XX вв. Эта революция отвергла механистический взгляд на мир как нечто уже «готовое» и неизменное, показала, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не является полным, исчерпывающим, окончательным. В диалектико-материалистических взглядах В.И. Ленииа выявилось понимание материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях. Развитие знаний не отменяет факта существования объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской категории материи.

Сила материалистической философии состоит в исследовании конкретных меха­низмов самодвижения, саморазвития материи. Яркий представитель французского Про­свещения П-А. Гольбах (1723-1789) упрекал физиков, поддержавших взгляд на мт влияний, оказываемых на него извне. Во-вторых, нужно выяснить, какие именно внутренние противоположности являются основными для того или иного объекта, отличающими его от всех прочих.

Современный естественнонаучный материализм получает дальнейшее развитие бла­годаря исследованиям в области так называемых самоорганизующихся систем. Данное междисциплинарное направление исследования получило название синергетики. У истоков синергетики стоят бельгийский физик и философ И.Р. Пригожин (р. 1917) и немецкий физик Г. Хакен, предложивший само название данного научного направления. Самоорганизующиеся системы - это системы высокой сложности в неживой и живой природе. Например, все организмы относятся к типу самоорганизующихся. Такие объекты называют также нелинейными, что указывает на необратимость и многовариантность их развития. Впервые за многовековую историю философы-материалисты из области чисто теоретических рассуждений о самодвижении материи переходят к исследованию конкретных механизмов такого саморазвития. Последнее позволяет по-новому решать некоторые традиционные философские проблемы, например, взаимосвязь необходимости и случайности.

Согласно классической формуле, случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Исследование процессов самоорганизации показало, что закономерность и случайность обладают одинаковым статусом в бытии, случайность не является чем-то второстепенным. При этом выделяют два вида случайности. Первый вид - случайности, которые богаты возможностями и дают начало направленной эволюции системных объ­ектов. Они лежат в истоках процессов развития, возникновения нового в действительности. Здесь закономерность (необходимость) рождается из случайности, на ее базе, как итог первоначальной «игры случая». Данный вид случайности характеризует развитие как появление вдруг, самые критически-революционные, качественно-переломные моменты, поворотные пункты развития. Например, у общества в «роковые минуты» истории есть несколько альтернатив в отношении дальнейшего развития. Какая из них будет реализована, может зависеть от случайного сцепления обстоятельств. Эта случайность способствует выстраиванию закономерности, «траектории» дальнейшего развития общества. Второй вид составляют случайности, которыми облекается, сопровождается всякий направленный процесс изменений, когда направленность уже обнаружилась.

Синергетический стиль мышления открывает эффективные способы взаимодействия человека и природы. Со времен Фрэнсиса Бэкона вплоть до настоящего времени действует установка «знание - сила», означающая «знание - господство», знание - эксплуатация человеком природы. Для достижения согласия общества и природы необходимо ориентироваться на собственные, естественные тенденции развития природы и научиться попадать в резонанс с ними. Что касается эффективного управления социальными процессами, то здесь необходимо не строить, не конструировать, даже не перестраивать, а инициировать, выводить на собственные линии развитие социальных систем.

Сила материалистического мировоззрения состоит также в том, что человек рассматривается как, прежде всего, практическое существо. Практика, - как специфически человеческий способ бытия в мире, представляет собой деятельность, обладающую слож­ной системой организации. Она включает в себя:

1) реальное преобразование мира при помощи искусственно созданных орудий и средств;

2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования;

3) совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания и обеспечи­вают целенаправленный характер практической деятельности.

времен Фрэнсиса Бэкона вплоть до настоящего времени действует установка «знание - сила», означающая «знание - господство», знание - эксплуатация человеком природы. Для достижения согласия общества и природы необходимо ориентироваться на собственные, естественные тенденции развития природы и научиться попадать в резонанс с ними. Что касается эффективного управления социальными процессами, то здесь необходимо не строить, не конструировать, даже не перестраивать, а инициировать, выводить на собственные линии развитие социальных систем.

Сила материалистического мировоззрения состоит также в том, что человек рассматривается как, прежде всего, практическое существо. Практика, - как специфически человеческий способ бытия в мире, представляет собой деятельность, обладающую слож­ной системой организации. Она включает в себя:

1) реальное преобразование мира при помощи искусственно созданных орудий и средств;

2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования;

3) совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания и обеспечи­вают целенаправленный характер практической деятельности.