Античный атомизм

.

Античный атомизм

Демокрит. По преданию Демокрит прожил 105 лет и умер ок. 370 г. до н.э. Его родина - Абдера. Десять лет Демокрит провел в странствиях. За нестяжание и нестандартный образ жизни подвергался судебному преследованию и медицинскому освидетельствованию. Демокрит жил бедно. Имел прозвище «Смеющийся» Основное произведение - Мирострой».

Демокрит изучил философию Милетской школы, учение элеатов, побывал в Афи­нах в кружке Сократа. Под его влиянием написал свою работу «О человеке», в которой обосновал нравственную позицию мудреца. Счастье состоит в хорошем расположении ду­ха, его невозмутимости, гармонии, симметрии и неустрашимости души. Высшими челове­ческими ценностями Демокрит считал справедливость, честность и стремление к истине. Он отстаивал уравновешенный и несуетный образ жизни. Благо, истина и красота едины и единственны, т.к. божественны. Зло, безобразие, безумие многообразны и множественны, т.к. происходят от людей, от их века. Они отличаются в конкретном человеке и конкретной эпохе. Не ко всякому наслаждению надо стремиться, но лишь к наслаждению прекрасным.

Демокрит полагал, что государственное управление является особым, очень высо­ким искусством, требующим специального обучения. В дальнейшем эта мысль получила развитие у Платона.

Доктрина Демокрита состоит в следующем: первоначало материально и множественно, но недоступно органам чувств. Это атомы (греч. - неделимые). Они не рассекаемы ввиду своей физической твердости. Они многообразны по виду: вогнутые, выпуклые, якореобразные, шероховатые, угловатые или с крючками. Разновидностей атомов много, но конечное число.

Атом мыслился и как научное, и как философское первоначало. С одной стороны, атомы - это материальная причина существования вещей. С другой стороны, это сущности, не видимые простым глазом, но «зримые умом».

Атомизм по-своему решил все современные ему философские проблемы:

1) объяснялась материальность вселенной и всех ее вещей;

2) множественность вещей и их состояний;

3) единство мира, т.к. атомы - это абсолютное первоначало всего;

4) попытка решить проблему соотношения духовного и телесного в человеке. Души также состоят из атомов, но более легких и подобных огню;

5) решалась проблема движения благодаря тому, что у пифагорейцев было заимствовано понятие пустоты - к е н о н , из существования которой следует то, что есть пространство для движения;

6) существуют материальные состояния, не сводимые к телам (говоря современным языком, физический вакуум);

7) Демокрит понимал различие явления и сущности: «В мнении теплое, в мнении холод­ное, в мнении влажное и в мнении сухое, на деле же - атомы и пустоты»;

8) бесконечность мира во времени и пространстве. Атомы очень прочны, не имеют ни начала, ни конца, фактически, вечны, т.е. были, есть и будут всегда. В связи с этим не нужно ставить вопрос о происхождении мира.

Атом у греков является объяснительным принципом, который имеет два аспекта:

• объясняет феномен тела. В этом смысле атом - материальный объект;

• атом как идеальный предел - мельчайшая из мыслимых частиц. Атом в этом смысле - это логическое и интеллектуальное понятие, нечто ненаблюдаемое на каждом этапе развития познания.

Атомизм задавал индуктивный способ описания мира. Мир и наше знание о нем, как из кубиков, складывается из неделимых фрагментов. Только в XX в. стало ясно, что таких фрагментов нет.

Анаксагор. Альтернативный демокритовскому подход мы встречаем у Анаксагора (ок. 500 - 428 гг. до н.э.). Родом из г. Клазомены, но в 460 г. до н.э. переселился в Афины. Входил в кружок Перикла. Прославился как математик и астроном. Так как Анаксагор был метеком, т.е. не гражданином Афин, его обвинили в безбожии, и в 430 г. до н.э. ему пришлось бежать из Афин.

Сочинение Анаксагора - «О природе». Оно не сохранилось полностью, но осталось много фрагментов.

Основной тезис-Анаксагора: «Все состоит из всего». Из него следует то, что любая частица - это смесь, подобная Вселенной. Любая часть ее по своим свойствам подобна целому. Такие частицы Анаксагор называл «универсальной смесью» или гомеомериями («подобночастными» - Аристотель). С помощью идеи универсальной смеси решалась про­блема хячественнои определенности: все присутствует во всем, но каждый раз специфическим образом, и какой-то компонент может доминировать («из немяса возникает мясо»).

Выводы: 1. Логически вытекает относительность большого и малого. Величина не имеет абсолютного характера и познается в сравнении с другими вещами.

2. Безграничная делимость вещества. Но при этом Анаксагор говорил и о так называемых «семенах», т.е. компоненте универсальной смеси, где доминирует нечто одно. Можно сказать, что Анаксагор открыл структурное самоподобие мира, т.е. на каждом уровне организации мир повторяет сам себя.

Если весь космос есть целое, то это целое отражается в каждом его элементе, но каждый раз специфически. Все элементы, содержащиеся в отдельном, несут на себе специфику этого элемента, отражают эту специфику и делаются ему подобными, несут на себе то или иное специфическое качество, создаваемое данным господствующим элементом.

Из идеи бесконечной делимости вытекает идея непрерывного становления, или континуума, т.е. бесконечного непрерывного множества. Анаксагор первым заговорил о бесконечных числовых структурах. Каждой гомеомерии свойственна двойственная бесконечность. Во-первых, в ней отражается все, т.е. другие бесконечные элементы. Во-вторых, она сама есть непрерывное становление - внутренняя бесконечность. Конечно, речь у Анаксагора шла о физических элементах. Но числовые структуры мыслились неотделимыми от вещей, а вещи - от чисел. Так же у атомистов. Атомы - геометрические тела, неприкасаемые и невесомые, как и остальные. Поэтому Аристотель прямо писал о них:

«Ведь некоторым образом и они все сущее считают числами, и все производят из чисел».