сократ

.

сократ

История философии на каждом этапе своего развития проходит пять фаз:

1) метафизика

2) ее эмпирическая критика

3) скептический кризис

Они ставят под сомнение предшествующую культуру;

4) просвещение

5) трансцендентальная философия: особое внимание уделяет обоснованию этики и получает развитие в объективном идеализме.

В античной философии первая стадия - это элейская школа, вторая - атомисты, третья - софисты, четвертая - Сократ, пятая - Платон.

Сократ (470-399 гг. до н.э.) происходил из семьи скульптора Софрониска. Мать Фенарета была повивальной бабкой. В юности Сократ получил обычное образование. Боль­шое впечатление на него произвело изречение над входом в храм Аполлона в Дельфах:

«Познай себя», которое определило основное направление его философских поисков истины. Для Сократа это ознаменовало переход от философии природы к моральной философии, принципом которой было познание человеком своего места в мире.

Свое высшее призвание Сократ видел в воспитательном воздействии на других людей. От Аристофана мы знаем, что уже в 424 г. до н.э. он предался этой деятельности и продолжал до конца своей жизни, причем в самых убогих условиях.

С одной стороны, Сократ воплощал лучшие черты и гражданские доблести грека и афинянина. С другой стороны, даже современники отмечали в его облике некую стран­ность и чужеродность: прозаичность, рассудочный педантизм, равнодушие ко всему внешнему и наружность Силена - козлоподобного существа - составляли резкий контраст с утонченностью его аттического вкуса, а также углубленностью в мысли или пережива­ния, уходом в себя, которые граничили с каталепсией.

Как и многие греческие философы, Сократ верил в свою пророческую миссию и избранность свыше, которые были подтверждены дельфийским оракулом (Пифия - женщина-медиум - сказала, что никого нет мудрее Сократа). Он понял ее так: мудрость Сократа состоит в том, что он знает о своем незнании. Большинство людей полагают, что они сведущи во всем. Для человека важно знать границы своего знания. Это особый тип незнания, которое называется умудренное незнание.

Сам Сократ ничего из своих размышлений не записывал. Поэтому аутентичным источ­ником познания его учения служат для нас труды Ксенофонта и Платона. Платон считал Сократа человеком совершенного разума, а Ксенофонт - человеком совершенного нрава.

Сократ перешел к философскому рассмотрению истины в отвлеченных понятиях. Критерий истины соответствует тому, что познается, своему понятию. Сократ сделал предметом философского познания само знание. В отличие от софистов, он утверждал существование критерия истины и наличие самой истины. Истинное познание - это познание посредством понятия. Ценность всякого познания состоит в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Человек, знающий себя, знает и то, что для него будет хорошо. По мнению Сократа, знание является единственным должным регулятором и критерием человеческого поведения. Он считал, что истинный путь познания состоит в уразумении божественной мудрости, управляющей человеческими делами. Мерой всех вещей является разум и знание человека, т.е. человек как мыслящее существо. Сократ полагал, что осмысленные ложь и зло невозможны, т.к. противоречат разуму. Незнание близко к безумию. Это утверждение имеет два следствия: 1) нет проблемы морального выбора; 2) осмысленность высказывания тождественна истинности.

С одной стороны, Сократ опирался на мнение Парменида и Зенона, т.е. проявилось влияние философии элейской школы, где истинность высказывания была критерием его осмысленности. С другой стороны, на Сократа оказала влияние греческая речевая культура с особой верой в магию слова. Высказывая нечто, мы порождаем соответствующие сущности. Назвать означает призвать к существованию.

Для философа Сократ устанавливал требование, чтобы каждый исследовал, насколько его собственные представления соответствуют идее знания. Самоиспытание закончилось для Сократа признанием собственного неведения: «Знаю, что ничего не знаю». В этом Сократ видел свое преимущество над согражданами, мнящими себя сведущими во всем, однако, некомпетентными. Знание о своем незнании - показатель мудрости Сократа.

Поиск истины приобретал у него форму общего диалогического исследования. Философ обращался к другим, чтобы с их помощью приобрести недостающее знание. Но для этого нужно было их испытать, обладают ли они идеей знания. Как правило, разговор сводился к доказательству чужого неведения, так как испытуемые лица сами лишены истинной идеи знания. Это называется иронией, т.е. нарочитым самоуничижением, когда человек знает, что, в сущности, не заслуживает его. Ведя беседу, Сократ хотел породить в душах людей чувство идеального, какой-то внутренний опыт внешних реально­стей, хотя про эти высшие реальности отчетливо и не говорилось.

В сократовской иронии, по словам Платона, очень много насмешки, словесного задора. Сократ всегда находился а окружении тех, кто был одержим «философским неистовством», т.е. жаждой исследования. Ирония Сократа иногда была близка к чисто эстетической игре тонкого и глубочайшего ума. С помощью нее он хотел активно вмешиваться в чело­веческую жизнь, изменять ее и сознательно совершенствовать в определенном направлении.

Согласно греческому воззрению, философ есть э р о т и к Но эрос Сократа направ­лен не на красоту тела, а на красоту души. Его исследование всегда было определением понятий. Путь, которым он достигал этого, - диалектический индуктивный вывод. Индукция Сократа исходила из опыта ежедневной жизни, из общепризнанных положений. Всякий предмет он рассматривал со всех сторон, привлекая более новые случаи, проверяя всякое определение контрпримерами. В результате философ принуждал мышление составлять такие понятия, которые согласуются со всей совокупностью фактов и непроти­воречиво сочетают все существенные признаки объекта. Свой метод порождения истины в душе собеседника Сократ называл м а й е в т и к о й , т.е. повивальным искусством. Сократ вел своего ученика к определению понятия с помощью вопросов и ответов. Но он не стремился уничтожить саму интуицию выбора альтернатив, оставляя окончательный вывод за самим учеником, что раздражало их, т.к. многие хотели получить готовую истину. В платоновском диалоге «Теэтет» Сократ утверждал, что ученики ничему от него нау­читься не могут. Просто, сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, обладают им, и «производят на свет». Сам же Сократ с божественной помощью принимал эти «роды» души, по мере сил облегчая страдания.

Демон (даймоний) Сократа. С юношеских лет Сократ слышал некий внутренний голос, который удерживал его от какого-нибудь шага. Он считал это присущим ему внутренним даимоном. Этот голос проявлялся как в отношении обыденных дел Сократа, так и в отношении гражданских обязанностей, в частности, отклоняя его от политической деятельности. «Демон» Сократа может быть истолкован как голос его совести.

Античные исследователи, в частности Плутарх, размышляли о природе этого голоса и были склонны трактовать его мифологически как некий смысл, транслируемый суще­ствами более высокого порядка, к восприятию которых был способен Сократ в силу чисто­ты ума и своей свободы от страстей. Грекам же казалось странным то, что Сократ говорил о своем «демоне», т.к. они полагали, что божества вещают людям только в сновидениях. Согласно Плутарху, демонами, занимающими промежуточное положение между богами и людьми, становятся души мудрецов и праведников. Демон способен оказывать помощь близкому по духу человеку, душа которого вправе отвергнуть или принять ее. В зависи­мости от этого демон или воодушевляет душу или оставляет в неблагополучии.

Смерть Сократа. Своей деятельностью Сократ показывал пороки современной ему античной демократии с назначением на государственные посты по жребию. С помощью своей иронии он указывал на некомпетентность как политиков, так и поэтов и ремесленников. Этим Сократ возбудил против себя общественное недовольство. Многие расценивали его как архи-софиста. Кроме того, правящая демократическая партия хотела положить предел новшествам софистического воспитания. Именно на него возлагалась ответственность за неудачи в Пелопонесской войне. Было решено наказать того, кто ка­зался главным представителем софистики. Группа лиц (Мелет, Анит, Ликон) подала в суд на Сократа, обвиняя его в плохом влиянии на юношество. Его виной считалось отрицание государственных богов и попытка ввести новых. Среди обвинений значился и атеизм, т.к. Сократу приписывали натурфилософские взгляды Анаксагора. Сократ не использовал испытанную тактику поведения перед судом, вел себя с непреклонной гордостью и был приговорен к смерти.

Поведение Сократа перед смертью отражено в раннем диалоге Платона «Притон». В нем изложены аргументы, почему Сократ выбрал смерть: 1) необходимо сохранять вер­ность убеждениям, глубоко продуманным и выстраданным, невзирая на то, что говорят враги и к чему склоняют друзья; 2) следует отстаивать справедливость, даже если возни­кает альтернатива: справедливость или жизнь; 3) нельзя отвечать на несправедливость несправедливостью, т.к. несправедливость - это зло и позор для совершающего ее;

4) справедливость состоит в исполнении законов, даже если этим законом злоупотребляют и действуют против тебя. Поэтому жизнь Сократа называют воплощенной философией.