ПЛАТОН

.

ПЛАТОН

Художественные дарования Платой» (427-247 гг. до н.э.) проявились в раннем воз­расте в его поэтическом творчестве. В 20 лет он встретил Сократа и до смерти последнего (в течение 8 лет) находился в его кружке. После этого уехал в Мегару, чтобы избежать возможных преследований. А затем отправился в странствия. В возрасте 40 лет из Афин уехал ко двору Дионисия Старшего в Сиракузы, где надеялся осуществить свой проект идеального государства. Был продан в рабство, выкуплен друзьями. По возвращении в Афины открыл философскую школу в гимнасии Академа. Эта школа вошла в историю под названием Академии. Она просуществовала до 929 г. н.э., когда была закрыта визан­тийским императором Юстинианом.

В 367 и З61 гг. до н.э. посещал Сиракузы и двор Дионисия Младшего (племянника предыдущего). Исход был также неблагоприятен. Но от опасности на этот раз спасли вожди могущественного тарентинского государства. Вновь вернулся в Афины, где занимался научной и преподавательской деятельностью. Наряду с философией преподавал и матема­тику, будучи одним из лучших ее знатоков своего времени. Вел диалогическое преподавание, а также читал лекции- Личная связь кружка Платона выражалась в ежемесячных общих обедах (сисситиях). Платон умер пишущим на 81 году своей жизни. Истоки философии Платона:

1) учение Гераклита о вечном становлении материального мира;

2) благодаря учению Парменида Платон ввел понятие Единого. Единое - безличный бог, т.е. принцип организации и первоначало мироздания;

3) пифагорейское учение о бессмертии души;

4) атомизм Демокрита с упором на логический аспект понятия атома или неделимой сущ­ности. Мир, по мнению Платона, складывался из стихий. Буквально греческое слово «стохейон» означает «звук», «буква». Здесь обнаруживается также параллель с атомизмом, с его уподоблением атомов числам.

В диалоге «Федон» Платон развернул систему доказательств бессмертия души:

• взаимный переход противоположностей. Если бы смерть не переходила в жизнь, то в мире воцарилась бы смерть. Раз этого не происходит, то есть нечто неуничтожимое, т.е. душа;

• если знание есть припоминание того, что душа знала до рождения тела, то логически вытекает ее существование вне тела;

• душа самотождественна, будучи ближе к божественному и вечному. Самотождествен­ность означает неуничтожимость;

• душа - это идея, смысл, сущность тела. А как идея она несовместима со смертью. Таким образом, Платон утверждал логическое и бытийное превосходство идей над вещами.

Сумма всех отличий данной вещи от прочих вещей есть ее идея, смысл. Платон понимал идею вещи как идеальную модель, к которой стремится соответствующая вещь, как метод конструирования и познания вещи. Идеи Платона - не чисто логическое понятие. Эйдос в переводе означает «вид», т.е. нечто видимое. Это как бы статуэтки вещей, зримых умом. Идеи и вещи связаны у Платона с помощью трех понятий: подражание, причастность, присутствие.

Философию Платона можно назвать диалектикой мифологии. Мифы в его системе играли роль моделей мысленных экспериментов. Их роль в теории познания Платона сравнима с ролью классических моделей в современной физике.

Теория познания. Благодаря деятельности софистов стала очевидной полная несостоятельность утверждения элеатов о невозможности осмысленной лжи в декларативном высказывании.

В диалоге «Софист» Платон исследовал состав повествовательного предложения. Есть двоякий род выражения бытия с помощью голоса: имена существительные и глаголы. Они соответственно обозначают действующего субъекта и его действия. Произнесенное слово становится осмысленным благодаря соединению предмета и действия, т.е. как установление отношения между субъектом и предикатом высказывания. Осмысленность высказывания не тождественна его истинности Истинность высказывания есть свойство сообщать мысль о существующем. Осмысленные ложные высказывания говорят о несуществующем как о существующем. Значит, небытие должно в некотором смысле существовать. Ведь невозможно, чтобы речь была ни к чему не относящейся. Дело в том, что Платон ограничивался анализом высказываний, в которых утверждалось или отрицалось сущест­вование каких-либо объектов. Осмысленные ложные высказывания возникают как отрица­ние истинных высказываний. «Иное» по отношению к бытию есть небытие. Оно причастно к бытию, не совпадая с ним.

Платон осуществлял подмену отношения противоположности отношением различия. С точки зрения Парменида, небытие есть прямая противоположность бытию. Это абсолютное небытие, оно просто невыразимо. «Иное» в платоновском смысле составляет некоторый аспект бытия. Это относительное небытие. О нем можно говорить. Любая мысль, по мнению Платона, возникает из сочетания идей. Без отношения между идеями их нельзя было бы познать. Нельзя было бы ничего и сказать, т. е. не существовало бы осмысленной речи. Таким образом, «иное» - важный познавательный принцип и принцип небытия. Значит, идеи порождают другие идеи и свое инобытие в виде вещей. Они наделяют вещи качест­венной определенностью, неким подобием сущности. Поскольку материальный мир причастен к идеям, то становится возможным познание истинных сущностей, есть для них слова и высказывания, мнения о них. Смешиваясь с небытием как аспектом бытия речь и мнение становятся ложными. Ведь мнить или говорить о несуществующем есть заблуждение, возникающее в мышлении и в речи. Платон говорил, что чувственное восприятие есть род незнания, а мнение находится между знанием и незнанием.

Диалектик - это тот, кому доступно доказательство сущности каждой вещи. Диалектика - это основанное на знании искусство рассуждения и аргументации. Одновременно, это само знание. Оно позволяет очистить душу от сомнений и предписывает верный путь постижения истинного бытия. Платон превратил искусство диалогического спора в искусство безошибочного доказательства. Диалектический метод предполагает два этапа:

1. Анализ («восхождение»). Разум от образных подобий, выраженных в вещах, устремляется к скрытым основаниям, к началу всего. Это начало не является гипотетическим и не сводимо ни к чему более высокому. Этап анализа связывался с выявлением сущности, с умением возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы дать определение и сделать ясным предмет поучения.

2. Синтез («нисхождение»). Здесь разум приходит к заключению, не пользуясь ничем чувственным, но лишь идеями в их взаимном отношении. Этап синтеза включает проверку основоположений, т.е. единой идеи. Здесь исследуются вытекающие из нее следствия на предмет того, согласуются они между собой или нет.

С логической точки зрения, диалектический метод Платона - это аналитико-синтетический метод доказательства. На первом этапе некоторые высказывания с помощью логических правил вывода преобразуются в утверждения, истинность которых известна. Если все следствия первого высказывания ложны, то ложно и само высказывание, истинность которого исследовалась. Истинность же следствия дедуктивно не влечет за собой истинность исходного предположения. Первый этап - предварительный анализ выдвинутой гипотезы. На втором этапе логическая цепь выводов должна быть пройдена в обратном направлении. Если это удается, то исходное предположение истинно.

Своим методом Платон проложил путь к аксиоматизации геометрии. Сформировалась платоническая концепция математического познания. Образные представления (репрезентации) геометрических объектов рассматривались как реализации определений соответствующих истинных сущностей. Эти истинные сущности актуально существуют еще до их открытия.

Платон в конце жизни развивал учение об эйдетических и математических числах. Математическое число получается из предыдущего прибавлением единицы. Эйдетическое число - это число само по себе, идея числа. Платон хотел применить свой диалектический метод к арифметике и этим преодолеть кризис пифагорейской ма­тематики. Эта программа была утопической, т.к. математика не сводима к логике.

В VII письме Платон выделял такие ступени познания: имя → определение →изо­бражение → правильное мнение → знание сущности или идеи

Непреходящее знание может быть получено только о чистых идеальных формах. Знание относительно идей прочно и неуничтожимо.

Античное учение о первоначале двойственно, с одной стороны, это нечто конкретное - огонь, вода, воздух, земля. С другой, - некое понятие, абстракция. Например, буханку хлеба можно разрезать и съесть, но идею хлеба нельзя разрезать. Она вообще неуничтожима. Всякая идея, однажды родившись, не умирает и существует, пока есть люди. То же самое касается числа. Над числами можно производить арифметические операции. Но идея числа, т.е. числовой закон, не подвержен никаким изменениям. Пифагорейцы, а потом Платон впервые различили существующее независимо от нашего сознания, т.е. материальное, и мир идеальный, мир чистого мышления. Истинно существующим является для Платона именно мир идей, мир числа, т.к. материальный мир течет и изменяется.

Учение о государстве. Платон развил в своих поздних произведениях «Государство» и «Законы» учение о государстве. Он свел политические задачи к нравственным. Человек должен работать над самим собой, и лишь во вторую очередь на пользу общества. Государственная жизнь необходима лишь потому, что она - единственное средство сохранить в мире добродетель и обеспечить ей господство. Основная цель государства - добродетель, а значит, блаженство граждан. Главная его задача -воспитать народ к добродетели. Но всякая истинная добродетель основана на познании, т.е. на философии. Основным условием всякого здорового государства является господство в нем философии. Для Платона это означает аристократический абсолютизм - не ограниченное никаким внешним законом господство разумных философов. Оно может быть доверено лишь немногим людям, т.к. философия не есть дело толпы. Государство должно быть защищено от внешних врагов. Поэтому должно существовать второе сословие - воины. Наконец, народная масса, т.е. земледельцы и ремесленники, образуют третье сословие. Оно не принимает никакого участия в политической жизни и занято добыванием жиз­ненных средств. Платон полагал, что лишь меньшинство людей способно к развитию, необходимому для отправления высших политических функций. Разделение между сословиями приближается к кастовому обособлению.

Платон сравнивал три сословия с тремя частями души: разумной, аффективной (или волевой) и вожделеющей. В правильном устройстве разума состоит мудрость; в том, что аффективная часть души поддерживает решения разума о том, чего следует и чего не следует бояться, состоит мужество. В согласованности всех частей души о том, кому следует повелевать и кому повиноваться, состоит самообладание. В том, что каждая часть души выполняет свою задачу и не выходит за ее пределы, состоит справедливость.

Государство заботится, чтобы его граждане рождались от самых способных родителей и при наиболее благоприятных условиях. Оно воспитывает их посредством музыки и гим­настики. В политической и военной деятельности принимают участие также и женщины. Будущие 'правители специально готовятся для предстоящей деятельности. Их обучают математике и диалектике. Они проходят многолетнюю практику. Если выдерживают дол­госрочные испытания, то только на 50 году жизни включаются в первое сословие, члены которого поочередно управляют государством. Они всецело принадлежат государству, не имеют права обладать частной собственностью и семьей.

Извращенные формы государственной власти:

1.Тимократия - власть, основанная на честолюбии. Это такое заболевание го­сударства, когда аффективная часть его души доминирует. Человек в таком государстве хотя и образован, но не владеет словом. С рабами жесток, хотя их и не презирает. Со свободными учтив, а с властями чрезвычайно послушен. Он считает, что основание власти являются военные подвиги, поэтому он любит гимнастику и охоту. Целью жизни стано­вится нажива.

2. Олигарх и я - строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти стоят самые богатые, а бедняки не участвуют в правлении. Такой государственный строй держится с помощью применения военной силы или же устанавливается путем запугивания. В таком государстве практически все бедны, за исключением правителей, и много преступ­ников. Олигархический человек бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, из всего извлекает прибыль и делает накопления. Таких людей толпа одаряет. Демократия устанавливается в результате восстания бедняков против оли­гархов. Демократия уравнивает всех в гражданских правах и замещении государственных должностей. Это замещение постов в условиях античной демократии осуществлялось по жребию. В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если человек к этому способен, не обязательно подчиняться законам, если нет желания. Таким образом, Платон указывает, что демократия ассоциируется со вседозволенностью Душа граждан делается крайне чувствительной даже к мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое.

4.Тирания возникает из демократии. Ведь чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства в целом оборачивается чрезвычайным рабством. Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Народ, по мнению Платона, привык особенно отличать и возвеличивать кого-то одного, ухаживать за ним. По мере неспособ­ности демократии справиться с насущными проблемами, появляется ставленник народа. Он-то постепенно и становится тираном. Имея в руках чрезвычайную силу, он не удержи­вается от пролития крови соотечественников. Перед тираном стоит выбор: либо обитать среди негодяев, его ненавидящих, либо проститься с жизнью.

В огромном диалоге «Законы» Платон отказался от своего «идеального государства» философов. Место философов-правителей занимает союз наиболее рассудительных граждан без должностных полномочий. В воспитании главная роль отводится математике и рели­гиозной этике. Место мудрости занимает практическое разумение (фронесис), не отличимое от рассудительности. При этом мужество оттесняется на задний план. Основой государственного устройства становится равномерное сочетание олигархических начал с демократическими. Торговля, промыслы и земледелие должны находиться в руках рабов и метеков, т.е. из активных сословий сохраняется в прежнем виде лишь второе. Частная собствен­ность более не запрещается, но ограничивается; неизменно должно сохраняться и число земельных участков (5040). Таким образом, новая модель «идеального государства» - небольшой город-государство. «Законы» - философское самоубийство Платона.

Он говорил о наличии доброй и злой Душ мира. Если космос движется неистово и нестройно, то это дело злой души. Хотя некоторый исследователи полагают, что эту идею внес ученик Платона Филипп Опунтский.