ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА. аристотель

.

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА. аристотель

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - величайший древнегреческий мыслитель, один из самых энциклопедических умов. Родина его - полис Стагира на севере Греции, рядом с Македонией. Отец Аристотеля - Никомах - придворный врач македонского царя Аминты III. Аристотель был сверстником его сына, царя Филиппа II, и учителем внука, Алек­сандра. Семнадцатилетним Аристотель приехал в Афины и 20 лет провел в платоновской Академии. По смерти Платона Аристотель не мог по закону возглавить Академию, т.к. не был родственником и не мог стать наследником. Аристотель оставил Афины. Некоторое время он воспитывал юного Александра. Александр Македонский высоко ценил своего учителя, говоря: «Я чту Аристотеля наравне с отцом, ибо отцу я обязан жизнью, а Аристотелю тем, что дает ей цену». Оказавшись вновь в Афинах уже пятидесятилетним, Аристотель открыл философскую школу, названную Ли/сеем, потому что она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского («волчьего»). На территории школы находился те­нистый сад с крытыми галереями для прогулок, поэтому школу Аристотеля называли также «перипатетической» (прогулочной), а членов школы - перипатетиками (прогуливающимися). Двенадцать лет Аристотель преподавал в Ликее. Сведения о смерти Аристотеля противоречивы. 13 июня 323 г. до н.э. в Вавилоне внезапно умер Александр Македонский. Его возвращения в Грецию никто не хотел. В Греции начались волнения. Аристотель за македонские симпатии подвергся судебному преследованию. Но до суда он умер, возможно, покончил с собой.

Философские взгляды. Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, чем отличается аристотелизм от платонизма. Завершенность вещи Аристотель назвал энтелехией:

1) у каждой вещи есть материя, т.е. то, из чего она сделана,

2) в каждой вещи есть ее идея, т.е. ее форм;

3) в каждой вещи причина ее существования;

4) у каждой вещи есть цель ее существования.

Аристотель исследовал самодвижения вещи, т.е. динамический аспект бытия. Каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Поэтому иногда говорят, что учение Платона об идеях, а учение Аристотеля - о формах. Художественность вещи оказывается у Аристотеля тождественна ее материальному во­площению. Природа есть художественно сконструированный организм по четырем аристотелевским принципам. Организм в понимании Аристотеля - такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько ее частей, где целостность присутствует суб­станциально, т.е. удаление этих частей ведет к разрушению целостности. Такой целостностью является для Аристотеля всякая отдельная вещь, живое существо, мир в целом. Э й д о с вещи у Аристотеля - это «чтойность», то, чем она является сама по себе. Поэтому Аристотель мыслит форму и материю как нечто единое.

У Платона космосом управляет Мировая Душа, у Аристотеля же - У м , кото­рый, будучи неподвижен, двигает всем. Ум ни к чему не стремится и ничего не любит. Он вечно самодоволен, а потому пребывает в вечном блаженстве. Ум - мировой принцип, а не личность. Ведь только личность может любить или ненавидеть. А этого понятия греки не знали. Да и сам человек, по мнению Аристотеля, есть только разум.

Учение о сущности. С одной стороны, первичная сущность у Аристотеля -это отдельный индивидуум («вот это», т.е. конкретная вещь). С другой стороны, - это форма вещи, т.е. ее чтойность. Эта двойственность учения о сущности отразилась и в понимании предмета «первой философии», а именно бытия как такового:

1. Сущее рассматривается как самое широкое и абстрактное понятие, которое опре­деляется посредством аксиом. Истинность аксиом устанавливается философией, а конкретные науки принимают эти аксиомы без обсуждения. Первая среди аксиом - закон за­прета противоречия.

2. Сущее, как таковое, может быть понято как высшая из индивидуальных вещей. Это - Ум, Перводвигатель, который есть мышление и источник всякого движения.

В двойственности трактовки Аристотелем сущности заложена основа средневековых философских дискуссий о том, каким способом существуют общие (родовые) понятия (универсалии): раньше вещей (ante rem, в чем состояла версия платонизма), в вещах (in re, вер­сия Аристотеля), после вещей (post rem, в античности такой версии придерживались киники).

Учение, утверждающее первичность общих понятий по сравнению с вещами, называется реализмом. Учение, утверждающее, что общие понятия присутствуют в вещах как их формы, называется концептуализмом. Учение, утверждающее первичность отдельной вещи по сравнению с понятиями, которые выводятся индуктивным способом из наблюдения вещей, называется номинализмом.

Аристотелевская физика. Принципиальным в аристотелевской физике является разделение всех движений на естественные и насильственные. Естественные движения непосредственно соотнесены с неподвижным двигателем. Таковы движения небесных тел, простых элементов и животных. К иному типу движений относятся движения, которые всегда имеют в качестве двигателя нечто движущееся. То, что может двигаться насильственным движением, непременно имеет и какое-то свое естественное движение. Насильственное движение есть нарушение естественного. Поэтому в аристотелевской физике естественное движение имеет приоритет перед насильственным.

Из всех объектов, способных двигаться естественным движением, только для небесных сфер круговое движение есть неотъемлемый признак. Они вечно движутся круговым движением Элементы подлунной сферы и животные могут как двигаться естественно, так и не двигаться. Неподвижный двигатель движет ими как цель, возбуждая стремление. Стремление преобразуется в некоторое движение, завершающееся достижением заранее определенного состояния. Все предметы в космосе имеют свое естественное место. Оно выступает для них как их собственный признак и определяется их формой. Для всех предметов подлунной сферы этот признак отделим, т.к. простые тела могут оказаться в несвойственных им местах. Перемещение является первым движением в аристотелевской системе, тогда как качественные и количественные изменения вторичны по отношению к перемещению.

Осмыслить универсальный механизм действия неподвижного двигателя в космосе помогает аналогия с мыслительно-волевым актом человека. Чтобы предмет мышления выступил как цель, он должен представлять собой некое благо. Благо - некое совершенство, свойственное мыслящему и отсутствующее в данный момент. Такое совершенство мыслящий должен иметь в возможности. Мыслящий должен обладать волей к достижению блага и иметь его в качестве своей цели.

В космическом масштабе Ум есть абсолютное совершенство всего космоса в целом. Он задает стремления всего к этому совершенству. Стремление есть фундаментальное свойство, изначально присущее всему. Стремление определяется формой элемента, т.к. форма определяет собственное место элемента. Стремление каждого элемента в известном смысле определяется строением космоса в целом. Аристотелевский космос сферичен и конечен, вне космоса нет ничего. В целом вселенная неподвижна, вне ее нет никакого места, в отношении которого могло бы происходить движение. Но все вещи, составляющие космос, способны к движению. Строение космоса задается двумя моментами:

• все составлено из различных элементов, обладающих различными свойствами;

• неоднородность мест во вселенной по отношению к материальному наполнителю.

Все вещи в космосе составлены из пяти элементов, которые в несмешанном со­стоянии заполнили пространство послойно в следующей последовательности: земля, водя, воздух, огонь, эфир. Но только эфир, как материал небесных сфер, существует, не сме­шиваясь ни с чем. Эфир не имеет никаких качеств, свойственных элементам земного региона, поэтому ему не свойственны никакие движения, кроме кругового. Четыре эле­мента земного региона способны к взаимопревращениям. Для всех природных объектов этот тип движения относился бы к качественному изменению, но в случае элементов - это возникновение и уничтожение. Элементы могут вступать в смеси в различных пропорци­ях. Они способны к перемещению: естественно - к своему собственному месту, насильст­венно - во всех направлениях.

Понятие «место» у Аристотеля характеризуется двумя моментами:

1) всякой вещи подобает строго определенное место. Но вещь может быть в своем и не своем месте;

2) тело, оказавшись в несвойственном месте, имеет стремление к своему месту. Достигнув его, тело покоится, не испытывая никаких стремлений, ибо его возможности осуществлены.

Причиной нарушения равновесия является то, что Ум приводит в движение космос в целом, не только небесная сфера воспринимает движение прямо от него. Все последующее получает движение уже от движущегося. А то, что приводится в движение движущимся, не движется абсолютно равномерным круговым движением. В порядке передачи движения от неподвижного двигателя ко всем частям космоса и находится источник разнообразия движения в мире.

Способность к превращениям - главная характеристика элементов земного региона. Элементы представляют собой пары качеств, являющихся результатом комбинации проти­воположностей: теплое-холодное, влажное-сухое.

Холодное и сухое - земля, холодное и влажное - вода, теплое и влажное - воздух, теплое и сухое - огонь. Благодаря изменению одного из качеств в паре может происходить превращение одного элемента в другой. Превращения элементов приводят к тому, что вновь возникающие элементы оказываются не на своем месте.

Естественное и насильственное движения понимаются как возмущения, происхо­дящие в сплошной среде. В аристотелевской физике важное значение имеет запрет пус­тоты. Поэтому движение не может быть понято как независимое от Среды. Тела в космосе ведут себя, как пузыри воздуха в воде. Физика Аристотеля строится на двух допущениях: на онтологии вещей и на представлении о космосе как живом организме, являющимся, по сути, натурфилософским.

Эстетика Аристотеля. В античной эстетике было два основных понятия:

прекрасное (Платон), искусство (Аристотель). Человеческие занятия суть занятия троякого рода: изучение, действие, созидание. Искусство есть созидание, т.к. дает продукт (продукт рисования - картины, продукт ваяния - статуи). Искусством является лишь созидание сознательное и основанное на знании, руководстве общими правилами. Искусством владеет лишь тот, кто, производя, знает цель и средства своего производства. Аристотель называет такое знание словом т е х н е, т.е. знание-умение. Латинский аналог - слово «a r s ». Но если Аристотель фиксирует внимание на способности производителя, то в слове «ars» акцент сделан на знании. Искусства либо дополняют природу тем, что она не сумела соз­дать, либо подражают ей в том, что она сделала. Последние - подражательные искусства. Здесь .Аристотель вводит понятие мимезиса (подражания). Миметические искусства - живопись, скульптура, поэзия, часть музыки, т.е. те искусства, которые получили название «изящных». Эти искусства противопоставляются «ремесленным», а также архитектуре и части музыки. Подражание для человека органично, основано на его врожденной склонности, поэтому доставляет ему удовлетворение. Ведь в искусстве хорошо даже подражание тем вещам, которые не хороши в природе. Две стороны искусства выражены в термине м и м е з и с : воспроизведение действительности и ее свободное изображение. Искусство должно изображать такие вещи, которые имеют всеобщее значение.

Через эстетические категории можно выразить глубинный жизненный смысл фи­лософии Аристотеля: тождество эйдоса и материи есть жизнь => это тождество есть ху­дожественное произведение => оно - мировое и всечеловеческое художественное произведение => оно есть трагедия. Жизнь есть трагедия, ведь в трагедии совершаются любые ошибки и любое зло, рисуются любые неудачи и гибель. Трагическое очищение (катарсис) в том и заключается, что гибель героев пробуждает в нас ощущение высшей справедливости. Герои погибли, но в этой гибели мы ощущаем веяние законов жизни, ее ритм.

Назначение человека - в разумной деятельности. Аристотелем разработано учение о «золотой середине». Человеческие пороки обусловлены избытком или недостатком какого-либо качества. Недостаток умеренности в себе рождает трусость, а ее избыток - безрассудство. Когда этого качества в меру, то получаем некую добродетель, т.е. в данном случае - мужество. Данное учение Аристотеля опиралось на общегреческие убеждение о том, что главное в жизни мера.