Ориген

.

Ориген

Ориген (род. ок. 185 г.). Его отец был христианским мучеником. Поскольку имущество было конфисковано, то Ориген зарабатывал на жизнь преподаванием. В 203 г. возглавил Катехиэисную школу. В 231 г. из-за разногласии с епископом покинул Александрию и перебрался в Палестину. В 253 г. был казнен во время гонений на христиан.

В центре размышлений Оригена Бог и Троица. Бог - это простая интеллектуальная природа, т.е. он бестелесен. Бог непознаваем, это - реальность непостижимая и неисповедимая. Ориген находился под сильным влиянием неоплатонизма и слушал в Александрии Аммония Саккаса. Ориген называл Бога разумом, источником любого разума, любой ин­теллектуальной субстанции. Он участвует во всем, что есть бытие, как благо, из которого любое благо истекает.

Ориген рассуждал также о природе Христа как сына Бога. Он порожден Богом с помощью вечной и непрерывной эманации, имеет ту же природу, что и Отец. Ориген, тем не менее, признавал определенную субординацию, подчиненность Сына Отцу. Отец есть абсолютное единство, Сын также сам един, но включает в себя множество активностей, а. потому назван в Писании разными именами. Христос обладает двумя природами: он -истинный Бог и подлинный человек (т.е. с душой и телом)- Душа Христа играет роль по­средника между Божественным Логосом и человеческим телом.

Теория творения Оригена достаточно сложна. Сначала Бог создал рациональные существа, свободные и равные между собой, по своему образу. Их конечная природа и свобода становятся источником несовладения в поведении. В этом разница между анге­лами, людьми и демонами. Первые остались верны Богу, вторые отступились от Него, третьи и вовсе пали. Телесный мир родился как следствие греха. Но Ориген не оценивал тело чисто негативно. Оно также инструмент очищения и искупления.

Оригея считал, что творение - не единовременный акт. Создается целая серия ми­ров, следующих друг за другом. Такой взгляд подразумевает, что все духовное, в конце концов, очистится от греха. Но для этого нужно пережить множество инкарнаций в по­следующих мирах. Однако Христос воплотился в этом мире только один раз, что остается уникальным невоспроизводимым событием.

Сердце Оригена было переполнено любовью. Он не мог смириться с мыслью о веч­ном страдании даже демонов. Ориген отстаивал учение о временности адских мук Оно называлось апокастасис (восстановление, возвращение). Все вернется к Богу. Ведь все имело Его своим началом. Это логично. Но Церковь не приняла такой поворот мысли.

По мнению Оригена, Писание можно читать на трех уровнях: 1) буквальном, 2) моральном, 3) духовном, что наиболее важно, но и более сложно.