Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины
.Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины
Четыре государства Юго-Восточной Азии, о которых теперь пойдет речь, являют собой нечто вроде второго эшелона стран, активно развивающихся по капиталистическому пути — с ориентацией на японскую модель — и добивающихся при этом заметных результатов. У всех этих стран немало общего: парламентский демократический многопартийный режим (при президентском либо конституционно-монархическом правлении), курс на развитие частнособственнического предпринимательства и свободного рынка, опора на поддержку со стороны развитых стран и открытость для внешних инвестиций. Но самым основным для всех них общим фактором, сыгравшим решающую роль в процессе развития, следует считать определенное место хуацяо в экономике.
Таиланд (ок. 55 млн. населения) — единственная из стран
региона, не бывшая колонией,— после второй мировой войны открыл свои рынки для
иностранного капитала, особенно американского, что принесло свои результаты и
способствовало ускоренному промышленному развитию. К этому уже в 50-х годах
была добавлена американская экономическая и военная помощь, масштабы которой
были весьма существенны хотя бы потому, что территория страны служила
плацдармом для противостояния США странам Индокитая, избравшим марксистскую
модель развития. Вплоть до 70-х годов внутриполитическое положение страны было
неустойчивым, что нашло свое отражение в спорадических военных переворотах.
Государственный сектор в экономике был весьма значительным, а злоупотребления в
этой сфере со стороны военно-бюрократических верхов были столь велики, что
время от времени вызывали грандиозные скандалы. Естественно, это не вело к
быстрому и эффективному экономическому развитию. Ситуация заметно изменилась в
конце 70-х годов, когда очередной государственный переворот привел к принятию
новой конституции, восстановившей принципы конституционной монархии (заложенные
еще в
Последние годы характеризуются уверенной поступью страны по
пути промышленного развития и стремлением ее правительства наладить
добрососедские отношения с окружающими ее странами, в первую очередь с Лаосом и
Камбоджей. Как известно, остатки войск красных кхмеров вплоть до
Для современного развития Таиланда характерно не только
наращивание производства и экспорта сельскохозяйственной продукции (риса и
каучука), но также и энергичный акцент в сторону развития ряда новых отраслей
промышленности, в том числе современных и наукоемких, таких, как
электротехника, электроника, нефтехимия. Центр тяжести перенесен на частные
инвестиции — здесь стоит напомнить о солидных позициях китайской общины,
хуацяо,— а правительство взяло на себя обеспечение экономического развития
необходимыми элементами инфраструктуры. Кроме того, Таиланд взял курс на
создание отраслей производства, ориентированных на экспорт (готовое платье,
драгоценности, текстиль, электроника). Все эти усилия содействуют росту темпов
развития страны (с 1960 по
Малайзия (ок. 17 млн. населения), т. е. Малайя и соединенные с ней в рамках единого государства территории Северного Калиманта-на, Саравак и Сабах, являет собой конституционную монархию, хотя монарх здесь больше напоминает президента: из 13 штатов Малайзии 9 являются султанатами и именно из числа 9 наследственных монархов-султанов избирается сроком на пять лет правитель Малайзии. Двухпалатный парламент на многопартийной основе и назначенный монархом, но ответственный перед парламентом кабинет управляют страной. Нефть, олово и каучук — национальные богатства страны, в немалой степени обеспечивающие ее успехи в развитии: по темпам роста среди стран Малайзия вышла на второе место (после Сингапура).
В 80-х годах произошла приватизация заметной доли
государственного сектора в экономике страны, что еще больше способствовало
увеличению темпов роста. Как и в Таиланде, здесь еще в 70-х годах был взят курс
на производство трудоемкой экспортной продукции. Системой льгот и поощрений
правительство стимулирует частное предпринимательство в промышленности.
Заботится оно и о создании необходимой инфраструктуры. Специально принятая в
70-е годы так называемая новая экономическая политика поставила своей целью
усилить социальную защищенность основной, наиболее отсталой и бедной части
населения страны — самих малайцев. Речь идет о предоставлении малайцам большей
части рабочих мест в городах, где до того преобладали китайцы-хуацяо и индийцы.
Дело в том, что мигрировавшие из деревни в город коренные жители Малайзии с
трудом адаптировались к городской жизни. Следствием этого стали
национально-социальная напряженность в городах и связанные с этим конфликты.
Целью новой политики было посредством льгот, кредитов и специальной помощи
помочь малайцам адаптироваться, найти им рабочие места (не менее 50%) и даже
довести долю малайского капитала в современных отраслях промышленности к
Индонезия с ее свыше чем 170 млн. населения после
деколонизации и обретения независимости напряженно искала свой путь развития. 40
— 50-е годы здесь прошли под знаком острого соперничества между правыми и
левыми силами, в качестве верховного арбитра по отношению к которым выступал
президент Сукарно, сформулировавший в конце 50-х годов свою концепцию
направляемой демократии, сводившейся к укреплению его личной власти. На рубеже
50 — 60-х годов президент опубликовал программу, получившую наименование
Политического манифеста и включившую в себя ряд теоретических позиций —
индонезийский социализм, направляемая экономика, самобытность страны и др.
Последовавшие за тем реформы привели к разбуханию государственного сектора в
экономике и злоупотреблениям управлявшей этим сектором бюрократии. Пожалуй, в
рамках «направляемой демократии» по Сукарно едва ли не с наибольшей
отчетливостью проявилась неэффективность государственной экономики, особенно в
условиях политической нестабильности, обострявшихся противоречий между
национально-религиозными партиями и компартией. Провалы в экономике ощущались
на каждом шагу. Инфляция за 6—7 лет к
Однако антималайзийский лозунг, хотя он и сплотил
националистические силы, не сыграл той роли, которую должен был сыграть (явно
имелось в виду ослабить значимость экономических кризисных явлений в условиях
роста патриотического накала страстей). Напротив, он внушил угрозу левым силам
во главе с компартией, что и послужило одной из причин заговора этих сил с
последующим их разгромом армией, которая и взяла после этого в
Развитие промышленности и особенно современных ее отраслей идет в Индонезии много медленней, чем в Таиланде или Малайзии, которые активно, как о том говорилось, работают на экспорт. В Индонезии намного больше и внутренних проблем, связанных как с огромным населением страны, так и с исходно низким уровнем подавляющего его большинства, индонезийской деревни, для развития которой серия аграрных реформ пока что предоставила лишь потенциальные возможности. Словом, Индонезия по развитию стоит заметно ниже Таиланда, Малайзии и даже Филиппин. Однако важно заметить, чте- взятый -в—1965-р. курс развития за четверть века-дал немалые позитивные результаты и привел страну к заметному развитию капитализма, а активность индонезийских хуацяо этому во многом способствовала. Новым условиям экономической жизни соответствуют и конституционные преобразования: страна объявлена унитарной республикой с президентским правлением. Существует многопартийная система (деятельность компартии запрещена). Страна играет активную роль в мировых делах, способствует урегулированию разногласий в регионе, в частности решению камбоджийской проблемы.
Послевоенная ситуация на Филиппинах (ок. 60 млн. жителей) чем-то напоминает индонезийскую. Как и в Индонезии, на филиппинском архипелаге большую роль играла компартия с весьма радикальной установкой на вооруженные методы решения проблем. Борьба с коммунистами на Филиппинах привела в начале 50-х годов к успеху правительственных войск, а последовавшая за тем серия реформ закрепила этот успех. В эти же годы на передний план вышел курс на филиппинизацию экономики страны, что способствовало развитию по капиталистическому пути. Такое развитие было также активно поддержано США, которые вели дело к ликвидации остатков колониального феодализма времен испанского господства и содействовали преобразованиям в соответствующем духе. Хотя влияние США на ход дел на Филиппинах было косвенным, от этого оно не было незначительным, ибо тесные связи с США здесь долго сохранялись. Словом, на Филиппинах все послевоенное время осуществлялся последовательный курс на развитие капитализма, причем существенную роль в его реализации играла община китайцев-хуацяо. В деревне усилиями правительства и зарубежных инвеститоров создавалась необходимая для реализации принципов «зеленой революции» инфраструктура (дорожная сеть, ирригация, система снабженческих, сбытовых пунктов и т. п.). Велась работа по созданию перерабатывающей сельскохозяйственные продукты местной промышленности, по организации экспорта. И хотя эта программа пока еще не дала значительных результатов и даже вызвала побочные негативные явления (рост нищеты вытесненных из деревни маргинальных слоев населения), она тем не менее имеет будущее, которое выражается в постоянном увеличении сельскохозяйственного экспорта и доходов от него, в развитии первоклассного плантационного хозяйства.
Филиппины не имеют нефти и вынуждены ее импортировать. Акцент в капиталистическом развитии страны делается на трудоемкие отрасли хозяйства, прежде всего сельского. Однако с конца 70-х годов был взят курс на создание современной промышленности, причем практически целиком за счет усилий частного капитала, включая и иностранный. Правда, заметных успехов пока нет.
Политический баланс в целом соответствует уровню развития и
состоянию экономики в стране. При президенте Ф. Маркосе этот баланс сохранялся
с помощью силы, в том числе и поддержки военных. После поражения и изгнания
Маркоса в
Сравнивая все четыре государства, можно заметить разницу между ними и даже вытянуть их в некую линию на шкале развития. Можно легко заметить, что всем им, особенно Индонезии и Филиппинам, весьма далеко до развитой японской модели и даже до тех стран дальневосточной конфуцианской культуры, которые вплотную подошли к реализации такой модели. Видимо, здесь сыграли свою роль многие причины и не в последнюю очередь исходный уровень развития и цивилизационный фактор. Совершенно очевидно, что рассматриваемым четырем странам, особенно последним двум из них, предстоит еще большой путь и что большинство населения в этих странах долго еще не достигнет приемлемого стандарта жизни. Но одно несомненно: с избранного пути эти страны уже не сойдут. Более того, альтернативные пути развития, представляемые экстремистскими группировками, явно в этих странах не имеют будущего, тогда как развитие по еврокапиталистическому пути набирает темпы. В заключение стоит еще раз напомнить о той роли, которую сыграли при этом хуацяо.