Ансельм Кентерберийскгш

.

Ансельм Кентерберийскгш

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) родился в Аосте в Северной Италии. У него рано возникло религиозное чувство, и после смерти матери Ансельм покинул родной дом, разоренный расточительным отцом, и отправился в скитания. Ок. 1060 г. Ансельм стал монахом монастыря Ле Бек в Нормандии. Ансельм был человеком больших орга­низационных способностей и быстро продвинулся в церковной иерархии. В 1078 г. он стал аббатом.

Хронология. В 1066 г. Вильгельм П Нормандский с благословения папы Алексан­дра П захватил власть над Англией после смерти бездетного короля Эдуарда Исповедника.

После смерти Вильгельма Завоевателя его преемником стая второй сын Вильгельм Рыжий. Он захватил доходы с церковных владений и шокировал этим даже грубый XI в.

В 1043 г. Вильгельм Руф сильно заболел и попытался заручиться поддержкой Ансельма, которого назначил архиепископом Кентерберийским. Ансельм просил амнистии врагам короля и улучшения законодательства, но от назначения отказался. Тогда епи­скоп посвятил Ансельма в сан насильно.

В 1098 г. Ансельм участвовал в соборе католической церкви в Бари. Произвел на­столько хорошее впечатление на участников, так что собор хотел отлучить Руфа, как недоброжелателя Ансельма от церкви, но Ансельм этому воспротивился.

В 1099 г. Вильгельм Рыжий был застрелен на охоте. Ему наследовал брат Генрих. Благодаря помощи Ансельма он заручился поддержкой англов, и устроил брак с дочерью шотландского короля. Затем вышел конфликт из-за инвеституры, т.е. светской присяги епископов. Несколько лет Ансельм бастовал, но все-таки победил.

Умер в 76 лет в 1109 г. При жизни получил прозвище «doctor magnificus» («чудес­ный доктор»).

Так называемое онтологическое доказательство бытия Бога изложено в сочинении Ансельма «Прослогион» (1077-1078)

1. ТЫ есть нечто, больше чего нельзя помыслить;

2. ТО, больше чего нельзя помыслить, не может быть только в понимании. Ведь ес­ли оно есть хотя бы в понимании, то можно помыслить, что оно есть и реально, in re, a это больше (т.е. больше того, больше чего нельзя помыслить). А это противоречие. Зна­чит, то, больше чего нельзя помыслить существует и в понимании, и реально;

3. О Нем нельзя помыслить, что оно не существует. Ведь в этом случае оно было бы меньше того, больше чего нельзя помыслить.

Ансельм определил Бога как «то, больше чего нельзя помыслить». Определение включает в себя: «то» - патель такой степени совершенства, которой вещь обладает изначально в силу иерархического устроения мира .Значит, «совершенство» имеет раз­личные степени Степень совершенства не вытекает из сравнения вещей, а является аб­солютной шкалой, благодаря которой вещь занимает свое место в мире. Причастность вещи к определенной степени совершенства делает возможными и относительные харак­теристики вещи, ее свойства.

«Степень совершенства» и «бытие» находятся в определенном соотношении.

С логической точки зрения, исходное понятие доказательства напоминает понятие, полученное путем непредикативных определений. Так, давая характеристику предмета, мы ссылаемся на всю совокупность предметов, к которым он принадлежит. Например, это - самая красивая птица в мире Но если обращаться с такими понятиями

некорректно, можно прийти к парадоксам. Так бывает, когда  совокупность, с помощью которой характеризуется данный предмет, не может быть определен без обращения к данному предмету. Например, «множество всех множеств», будучи определено, предполагает совокупность, в которую входит определенное множество. Сам факт обращения Ансельма к такому понятию - важный шаг а развитии логических возможностей теоретической мысли. Но Ансельм вышел за пределы чисто теоретического утверждения, обратился к понятию реальности как имеющему внетеоретический смысл. Гносеологический аспект доказательства, в котором бытие противопоставляется мышлению, был сразу про­чувствован читателями Ансельма

Монах Гаунилон, первый критик доказательства, выразил свое возражение так: «Можно ли, имея некоторое понятие, умозаключать к его реальности?». Ансельм в принципе допускал возможность перехода от «того, больше чего нельзя помыслить» к «тому, что больше всего», т.е. от мыслимого предмета к предмету вне всякой мысли. Гаунилон сравнил понятие Ансельма с затерянным островом. Этот остров очень плодороден, но его нельзя найти. Тогда некто говорит: «Он есть, т.к. каждый поймет его словесное отношение».

В доказательстве Ансельма понятие «реальность» использовалось в двух смыслах: реальность мыслимого предмета в мышлении и реальность сама по себе. Но ведь Ансельм не считал Бога понятием .Бог есть бытие само по себе и верхняя отметка шкалы совер­шенства. Для Ансельма Бог был несомненной реальностью.

В теоретическом плане Ансельм опирался на аристотелевскую трактовку идеальной теоретической сферы. В вещах присутствуют концепты - независимые единицы смысла, которые делают вещь именно этой вещью. Наличие в реальности тех же самых предметов мысли, что и в теоретической сфере, делало естественным умозаключение от понятия к реальности. Такое умозаключение незаконно, если субъект рассматривается как конечное существо, замкнутое в чисто теоретической сфере. Ансельм это понимал. Он опирался на следующее допущение:

• тождество бытия и мышления, где границы между ними размываются,

• наличие интеллекта, обладающего бесконечной способностью мышления

В противном случае Ансельм ничего не доказал.

ень плодороден, но его нельзя найти. Тогда некто говорит: «Он есть, т.к. каждый поймет его словесное отношение».

В доказательстве Ансельма понятие «реальность» использовалось в двух смыслах: реальность мыслимого предмета в мышлении и реальность сама по себе. Но ведь Ансельм не считал Бога понятием .Бог есть бытие само по себе и верхняя отметка шкалы совер­шенства. Для Ансельма Бог был несомненной реальностью.

В теоретическом плане Ансельм опирался на аристотелевскую трактовку идеальной теоретической сферы. В вещах присутствуют концепты - независимые единицы смысла, которые делают вещь именно этой вещью. Наличие в реальности тех же самых предметов мысли, что и в теоретической сфере, делало естественным умозаключение от понятия к реальности. Такое умозаключение незаконно, если субъект рассматривается как конечное существо, замкнутое в чисто теоретической сфере. Ансельм это понимал. Он опирался на следующее допущение:

• тождество бытия и мышления, где границы между ними размываются,

• наличие интеллекта, обладающего бесконечной способностью мышления

В противном случае Ансельм ничего не доказал.