Фома Аквинский

.

Фома Аквинский

Св Фома аквинский (1225-1274) не признавал доказательства Ансельма, извлеченное из одного только понятия о Боге. Во-первых, не все признающие единого Бога, мыслят Его в качестве наивысшего существа. Многие из древних мыслителей считали Богом мир. Во-вторых, даже если допустить, что все представляют себе Бога таким образом, то отсюда

не вытекает Его объективное существование. Имя и объяснение имени всегда будут означать одно и то же. Из того, что я думаю о Боге, еще не следует, что Бог на самом деле суще­ствует, точно так же, если я объясняю имя Бог и понимаю под ним существо, над которым немыслимо ничто высшее, то из этого еще не следует, чтобы это существо действительно было объективным. От одного мышления нельзя еще заключать к бытию. Доказательства существования Бога могут быть только апостериорными, поскольку лишь от тво­рений Бога мы можем заключать к Его существованию как их причины. Св. Фома привел пять главных доказательств существования Бога:

1) от движения заключаем к первой движущей причине;

2) от несамобытности вещей к самобытности их причины;

3) от случайности вещей к необходимому существу;

4) от различных степеней совершенства к всесовершенному существу;

5) от целесообразности природы и всех вещей к высшей целеполагающей, разумной и волевой причине.

Доказательства Св. Фомы прямо опираются на Аристотеля. Этим знаменовался пе­реход от платонизма к аристотелизму.В культурологическом плане это означало, что средневековая культура состоялась. Человеку больше не нужно искать иных реальностей. В этом мире он у себя дома.