Николай Кузанский

.

Николай Кузанский

Николай Кузанский (1401-1464) был крупнейшим мыслителем всей новой философии. Будучи простонародного происхождения (отец - рыбак и винодел), Николай Кузанский стал кардиналом.

Диалектика Кузанца иллюстрирует две основные интеллектуальные тенденции Ре­нессанса - все на свете представлять геометрически и как уходящее в бесконечную даль. Эти неоплатонические идеи пропущены через призму ренессансной личности, такая лич­ность хочет все видеть и осязать, все геометрически оформлять, постоянно стремиться  в бесконечные дали.

Характерной чертой философии Николая Кузанского является структурно-ма­тематический метод. Кузанец первым ввел понятие актуальной беско­нечности в поле зрения философии и работал с этим понятием необычайно смело.

В 1440 г. Николаи Кузанский завершил свою работу «Об ученом незнании».

Корень знающего незнания находится в понимании неуловимости точной истины. Наш разум относится к истине как многоугольник к кругу: будучи вписанным в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет . Но даже при бесконечном числе углов, он никогда не станет равен кругу, не разрешится в тождество  с ним. Точно также точного равенства в мире совершенно не может быть, что и определяет неповторимую индивиду­альность вещей. Наш разум относится к истине, как возможность к абсолютной необхо­димости, ни могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. Максимум, больше кото­рого не может быть, есть бесконечная истина. Она превышает всякую способность нашего понимания Мы постигаем такой максимум только через его непостижимость.

Абсолютный максимум пребывает в истинной актуальности. Он все, чем он может быть. По той же причине, по какой он не может быть больше, он не может быть и меньше. Ведь он есть все то, что может существовать. Но то, меньше чего не может быть ничего, есть минимум. Н.Кузанский разъяснил это через количественные определения. Максимальное количество максимально велико, минимальное количество максимально мало. Максимум превосходит все, и минимум превосходит все. Они за пределами коли­честв, т.е. совпадают. Они за пределами всех противоположностей.

Абсолютный максимум есть абсолютная актуальность всего могущего быть, причем настолько без всякого противоположения, что совпадает с минимумом. Он одинаково выше и всякого утверждения и всякого отрицания.

Максимальность - не количество определенного бытия, а само по себе бытие. Мак­симум и минимум берутся как трансцендентальные пределы с абсолютной значимостью:

возвышаясь над всем определившимся в количестве объема или силы, они заключают в своей абсолютной простоте все. Чего не может быть ни больше, ни меньше, того нельзя именовать. Ведь имена приписываются движением рассудка только вещам, в том или ином отношении допускающим превышаемое и превышающее. Множественность сущего без числа не может быть. С изъятием числа прекратятся различенность, порядок, про­порция, гармония, да и сама множественность. Здесь Кузанец опирался на мысль Авгу­стина о том, что начиная мыслить, мы начинаем исчислять более глубоко: всякий опыт сознания начинается с различения. Актуальная бесконечность есть совпадение максимального и минимального из чисел. Невозможность актуально дойти до бесконеч­ности прибавлением единиц убеждает, что предел числа не есть число. Этот предел Н.Кузанский называл словом unitas (единство, единое, единица). Это - Абсолютная Еди­ница, т.е. бытийное (эйдетическое) число. Сами по себе непостижимые духовные вещи можно исследовать только символически и с помощью математических сущностей.

Если бы существовала бесконечная линия, она была бы прямой, она была бы тре­угольником, она была бы кругом и она была бы шаром.

Бесконечное есть действительность всего, что заключено в возможности конечного.

Если у треугольника одна из сторон бесконечна, две другие будут не меньше. Зна­чит, все три линии будут совпадать. Единственная бесконечная линия с необходимостью оказывается в таком треугольнике тремя, а три - одной, простейшей. Точно так же бес­конечная кривизна есть бесконечная прямизна.

Всякая многоугольная фигура своим простейшим первоэлементом имеет треугольник, т.е. минимальную многоугольную фигуру, меньше которой не может быть. Но доказано, что простой минимум совпадает с максимумом. Треугольник занимает в ряду многоуголь­ников такое же положение, какое единое занимает в числовом ряду. Как всякое чис­ло разрешается в единство, так многоугольник разрешается в треугольник. Ничто простое не может возникнуть из составного. Поэтому бесконечный максимум не может быть че­тырехугольным. Это аргумент в пользу троичности Божества.

Основная тенденция Ренессанса представлять все существующее - абсолютное и относительное, конечное и бесконечное - обязательно наглядно и неопровержимо, с точки зрения здравой мысли, поэтому вполне доступно для человека. По мнению Кузанца, бес­конечность также имеет структуру, даже бесконечное множество структур. Особый интерес представляет один из  типов бесконечности, -который неделимо и цельно находится (почил на -) в каждом отдельном элементе такой бесконечности. В каждой делимой части присутствует вся бесконечность целиком, присутствует в каждой отдельной вещи, «любое» существует в «любом», т.е. все решительно существует во всем. Это неоплатонический мотив, восходящий к Проклу.