Фрэнсис Бэкон
.Фрэнсис Бэкон
Бэкон (1561-1626) - это мыслитель позднего Возрождения, сформулировавший важнейшие принципы философии Нового времени. Основные сочинения: «Новый Органон наук» (1620), «Новая Атлантида» (вышла в свет в 1621 г.).
Метод познания объективных истин предварялся у Бэкона обзором «идолов» или «призраков» познания с указанием на способы их удаления из сознания. Отчасти «идолы» присущи уму человека по самой его природе, отчасти возникли в ходе развития познания, некоторые - результат индивидуального развития. «Идолы» постоянно преследуют человека, создают у него ложные представления и идеи, препятствуют познанию природы.
1. «Идолы рода» присущи самой природе человека, его разуму и чувствам. Их проявления таковы:
• антропоморфизм, т.е. истолкование природы по аналогии с человеком. Например, такова телеология, или учение о цели, т.к. она приписывает природе несвойственные ей конечные цели;
• «жаден разум человеческий»: ищет в природе больше порядка и единообразия, чем в ней есть;
•обобщение, не базирующееся на достаточном количестве фактов. Вот почему к «крыльям» ума надо «подвешивать гири», чтобы он держался ближе к земле, т.е. к фактам.
«Идолы рода» самые устойчивые. Полностью искоренить их нельзя, можно лишь отчасти нейтрализовать.
2. «Идолы пещеры». Это индивидуальные особенности человеческой психики и восприятия. Человек также пристрастен, он верит в истинность того, что предпочитает. Бесконечным числом способов страсти пятнают и портят разум. Преодоление этого «идола» возможно при помощи коллективного опыта.
3 «И д о л р ы н к а » (в смысле рыночной площади). Это несовершенства обыденного мышления, где совместимы научные знания и самые дикие суеверия. Это знание «понаслышке», т.е. из недостоверных источников. Кроме того, сюда включается неправильное употребление слов языка, когда спорят о понятиях, за которыми ничего не стоит.
4. «И д о л т е а т р а». Слепая вера в авторитеты, т.е. догматизм. Здесь Бэкон повторял слова философа XII в. Бернара Шартрского: «Истина - дочь времени, а не авторитета»
В учении об «идолах» проявилось понимание Бэконом важнейшей функции философии. Призвание философа состоит в том, что он - иконоборец, ниспровергатель предрассудков, авторитетов, суеверий. Его главная задача заключается в свержении «идолов». Однако это занятие не сулит философу никаких выгод.
Бэкон - один из основоположников опытно-индуктивного метода в классической науке. Стержень этого метода состоит в постепенном обобщении фактов, наблюдаемых в опыте Необходима максимальная опора на разум при анализе этих фактов. Бэкон порицал тех грубых эмпириков, которые, как муравьи, бездумно собирают все встречающиеся факты (алхимики). Он выступал против умозрительных догматиков, которые, как пауки, тянут нитку знания из себя (схоласты). Свой собственный метод Бэкон уподоблял искусству пчелы, извлекающей нектар из цветов и производящей мед собственным умением. По мнению Бэкона, наука есть экспериментальная дисциплина, состоящая в применении рационального метода к чувственным данным. Человеческий дух должен постепенно восходить от частного к общему. В данном утверждении Бэкон обнаруживал полную зависимость от схоластических воззрений и понятий.
Все познание природы имеет целью понимать причины вещей. По аристотелевской схеме, они могут быть материальными, формальными, действующими и конечными. Из них имеют значение лишь «формальные», т.к. все явления коренятся в «формах», в «натурах» вещей. Индукция Бэкона ищет «формы» явлений, т.е. их внутренней сущности. Форма данных восприятия составляется из более простых «форм» и их «особенностей» («дифференциации»). Их-то и следует распознать. Для этой цели сопоставляется как можно большее количество случаев, в которых данное явление встречается (tabula praesentiae). При построении индуктивного вывода важно обращать внимание на случаи, противоречащие доказываемому положению, или случаи, где исследуемое явление не встречается (так называемые отрицательные инстанции образуют tabula absentiae). К этому присоединяется сравнение степени интенсивности явления с интенсивностью других явлений (tabula graduum). Задача решается затем при помощи исследовательского исключения (exclusio). Например, «формой» теплоты будет то, что встречается везде, где есть теплота;
теплоты нет в случае ее отсутствия; теплоты заметно больше при большей ее интенсивности.
То, что Бэкон предлагал под видом индукции есть сложный процесс абстрагирования, опирающийся на схоластический формализм. Предчувствие новой эпохи скрывалось у Бэкона под старыми формами мышления. Бэкон понимал, что новая наука от бесконечного обсуждения понятий должна обратиться к самим вещам, что она может основываться лишь на наблюдении и постепенно переходить от наблюдений к абстракциям. Бэкон ясно осознавал и то, что при такой индукции речь может идти лишь об отыскании простых элементов действительности. Индукция, полагал он, найдет «формы», которые послужат «интерпретации природы».
В то же время Бэкон требовал приложения эмпиристского принципа к познанию человека. Телесное существование в его нормальных и аномальных жизненных процессах, движение представлений и волевых актов, социальная и политическая организация должны быть изучены по естественнонаучному методу. Во всем должны быть выяснены и беспристрастно указаны движущие силы. Этот антропологический натурализм стремится понять человека и его жизненную деятельность тех же элементов действительности, которые лежат в основе внешней природы Понимание человека и познание природы не является для Бэкона конечной целью. Вся человеческая наука имеет своей целью путем познания доставлять человеку господство над миром. Знание - сила, притом единственно надежная. Магия стремится овладеть действующими силами с помощью фантастических средств. Но власть над вещами человеку может доставить лишь трезвое исследование их сущности. Интерпретация природы является средством подчинить природу человеческому духу. Это и есть «царство человека». Воображение Бэкона поразили возможности науки (часто мнимые) в преобразовании общественной жизни. Он приписывал огромное значение «искусству изобретения» и был противником чисто теоретического исследования и «созерцательного знания». В лице Бэкона философия столкнулась с опасностью попасть из-под власти религиозной цели в зависимость от технических интересов.