Фрэнсис Бэкон

.

Фрэнсис Бэкон

Бэкон (1561-1626) - это мыслитель позднего Возрождения, сформулировавший важ­нейшие принципы философии Нового времени. Основные сочинения: «Новый Органон наук» (1620), «Новая Атлантида» (вышла в свет в 1621 г.).

Метод познания объективных истин предварялся у Бэкона обзором «идолов» или «призраков» познания с указанием на способы их удаления из сознания. Отчасти «идолы» присущи уму человека по самой его природе, отчасти возникли в ходе развития позна­ния, некоторые - результат индивидуального развития. «Идолы» постоянно преследуют человека, создают у него ложные представления и идеи, препятствуют познанию природы.

1. «Идолы рода» присущи самой природе человека, его разуму и чувствам. Их проявления таковы:

• антропоморфизм, т.е. истолкование природы по аналогии с человеком. Например, тако­ва телеология, или учение о цели, т.к. она приписывает природе несвойственные ей ко­нечные цели;

• «жаден разум человеческий»: ищет в природе больше порядка и единообразия, чем в ней есть;

•обобщение, не базирующееся на достаточном количестве фактов. Вот почему к «кры­льям» ума надо «подвешивать гири», чтобы он держался ближе к земле, т.е. к фактам.

«Идолы рода» самые устойчивые. Полностью искоренить их нельзя, можно лишь отчасти нейтрализовать.

2. «Идолы пещеры». Это индивидуальные особенности человеческой психики и восприятия. Человек также пристрастен, он верит в истинность того, что предпочитает. Бесконечным числом способов страсти пятнают и портят разум. Преодоление этого «идола» возможно при помощи коллективного опыта.

3 «И д о л   р ы н к а » (в смысле рыночной площади). Это несовершенства обы­денного мышления, где совместимы научные знания и самые дикие суеверия. Это знание «понаслышке», т.е. из недостоверных источников. Кроме того, сюда включается непра­вильное употребление слов языка, когда спорят о понятиях, за которыми ничего не стоит.

4. «И д о л    т е а т р а». Слепая вера в авторитеты, т.е. догматизм. Здесь Бэ­кон повторял слова философа XII в. Бернара Шартрского: «Истина - дочь времени, а не авторитета»

В учении об «идолах» проявилось понимание Бэконом важнейшей функции фило­софии. Призвание философа состоит в том, что он - иконоборец, ниспровергатель пред­рассудков, авторитетов, суеверий. Его главная задача заключается в свержении «идолов». Однако это занятие не сулит философу никаких выгод.

Бэкон - один из основоположников опытно-индуктивного метода в классической науке. Стержень этого метода состоит в постепенном обобщении фактов, наблюдаемых в опыте Необходима максимальная опора на разум при анализе этих фак­тов. Бэкон порицал тех грубых эмпириков, которые, как муравьи, бездумно собирают все встречающиеся факты (алхимики). Он выступал против умозрительных догматиков, ко­торые, как пауки, тянут нитку знания из себя (схоласты). Свой собственный метод Бэкон уподоблял искусству пчелы, извлекающей нектар из цветов и производящей мед собст­венным умением. По мнению Бэкона, наука есть экспериментальная дисциплина, состоящая в применении рационального метода к чувственным данным. Человеческий дух должен постепенно восходить от частного к общему. В данном утверждении Бэкон обнаруживал полную зависимость от схоластических воззрений и понятий.

Все познание природы имеет целью понимать причины вещей. По аристотелевской схеме, они могут быть материальными, формальными, действующими и конечными. Из них имеют значение лишь «формальные», т.к. все явления коренятся в «формах», в «натурах» вещей. Индукция Бэкона ищет «формы» явлений, т.е. их внутренней сущности. Форма данных восприятия составляется из более простых «форм» и их «особенностей» («диффе­ренциации»). Их-то и следует распознать. Для этой цели сопоставляется как можно большее количество случаев, в которых данное явление встречается (tabula praesentiae). При построении индуктивного вывода важно обращать внимание на случаи, противоре­чащие доказываемому положению, или случаи, где исследуемое явление не встречается (так называемые отрицательные инстанции образуют tabula absentiae). К этому присоеди­няется сравнение степени интенсивности явления с интенсивностью других явлений (tabula graduum). Задача решается затем при помощи исследовательского исключения (exclusio). Например, «формой» теплоты будет то, что встречается везде, где есть теплота;

теплоты нет в случае ее отсутствия; теплоты заметно больше при большей ее интенсивности.

То, что Бэкон предлагал под видом индукции есть сложный процесс абстрагирования, опирающийся на схоластический формализм. Предчувствие новой эпохи скрывалось у Бэкона под старыми формами мышления. Бэкон понимал, что новая наука от бесконеч­ного обсуждения понятий должна обратиться к самим вещам, что она может основываться лишь на наблюдении и постепенно переходить от наблюдений к абстракциям. Бэкон ясно осознавал и то, что при такой индукции речь может идти лишь об отыскании простых элементов действительности. Индукция, полагал он, найдет «формы», которые послужат «интерпретации природы».

В то же время Бэкон требовал приложения эмпиристского принципа к познанию человека. Телесное существование в его нормальных и аномальных жизненных процессах, движение представлений и волевых актов, социальная и политическая орга­низация должны быть изучены по естественнонаучному методу. Во всем должны быть выяснены и беспристрастно указаны движущие силы. Этот антропологический натурализм стремится понять человека и его жизненную деятельность тех же элементов действительности, которые лежат в основе внешней природы По­нимание человека и познание природы не является для Бэкона конечной целью. Вся человеческая наука имеет своей целью путем познания доставлять человеку господство над миром. Знание - сила, притом единственно надежная. Магия стремится ов­ладеть действующими силами с помощью фантастических средств. Но власть над вещами человеку может доставить лишь трезвое исследование их сущности. Интерпретация при­роды является средством подчинить природу человеческому духу. Это и есть «царство человека». Воображение Бэкона поразили возможности науки (часто мнимые) в преобра­зовании общественной жизни. Он приписывал огромное значение «искусству изобретения» и был противником чисто теоретического исследования и «созерцательного знания». В лице Бэкона философия столкнулась с опасностью попасть из-под власти религиозной цели в зависимость от технических интересов.