Исаак Ньютон

.

Исаак Ньютон

Ньютон (1643-1727) пережил шестерых королей, гражданскую войну, диктатуру Кромвеля, реставрацию Стюартов, но все это мало отразилось на его судьбе. Он никогда не был женат, никогда не.выезжал за пределы Англии, практически, не имел учеников. Но его творческая жизнь была бурной и богатой событиями, как и его эпоха.

1640-1660 - Английская революция;

1642 - король начинает войну против Парламента;

1649 - казнь короля Карла I;

1б88 - смена династии: на престол взошел штатгальтер Голландии Вильгельм Оранский;

1702-1714 - правление королевы Анны, последней из Стюартов. Власть перешла к Ганноверскому дому.

Ньютон происходил из семьи фермера в Линкольншире. В средней школе не полу­чил даже элементарного математического образования. Неожиданно в нем проявился интерес к техническому моделированию. Строил модели ветровых и водяных мельниц, хитроумные мышеловки, построил самодвижущуюся четырехколесную повозку, приводя­щуюся в движение через кривошипный механизм.

Страстью молодого Ньютона были солнечные часы. По положению тени он мог оп­ределять дни равноденствий, солнцестояний, даже дни месяца. Всю жизнь он смотрел на положение теней, а не на часы, когда его спрашивали о времени.

4 июня 1661 г. поступил в Кембридж, в известный Тринити-колледж, который был основан в 1546 г. королем Генрихом VIII. Ввиду подчиненного положения вел очень замк­нутую жизнь, общаясь лишь со своим тьютором. Им был профессор Пуллейн, филолог, занимавший кафедру, где первым профессором был Эразм Роттердамский. В 1664 г. на частные средства в колледже была учреждена кафедра математики. Ее первым профес­сором стал Исаак Барроу, в то время 33-летний, весьма одаренный ученый, знавший ма­тематику так же хорошо, как и древние языки. К моменту их встречи Ньютон прочитал «Геометрию» Декарта (но не читал Евклида) и был искушен в вопросах математики. В1664 г. Ньютон стал стипендиатом колледжа; январь 1665 г. - бакалавр искусств;

1665-1666 г. была эпидемия чумы. Ньютон поехал домой к матери, где и провел все время чумы.

Anni mjrabiles - чудесные годы. Восемнадцать месяцев Ньютон непрерывно зани­мался математикой. Ему пришла в голову идея дифференциального и интегрального ис­числения. Он догадался о существовании закона всемирного тяготения.

Лишь когда Ньютон показал связь законов Кеплера с концепцией тяготения, он смог говорить о гравитации как фундаментальном принципе. Закон Кеплера гласит, что кубы расстояний от солнца главных планет обратно пропорционально квадратам их пе­риодов. На этом основании Ньютон вывел закон обратных квадратов: стремление планет удалиться от солнца обратно пропорционально квадратам их расстояний от светила (связь центробежной силы и квадрата расстояния).

1667-1668 - член Тринити-колледжа, магистр искусств.

В 1669 г. сменил Барроу на посту профессора кафедры математики. Занимал эту кафедру 27 лет. Барроу же стал духовником короля, а потом - главой Тринити-колледжа.

В эти годы Ньютон оттачивал метод флюксий. Под флюксиями он понимал производные х, у, z по времени dx/dt, dy/dt, dz/dt. В первых своих работах он называл их «движениями», а потом «скоростями». Кинематический подход Ньютона к понятиям ма­тематического анализа чрезвычайно характерен для английской школы натуральной фи­лософии. Вильям Томсон (лорд Кельвин) (1819-1907) сказал: «dx/dt - это скорость!»

Под натуральной философией понимаются основные исследования Ньютона, т.е. оптика, механика и астрономия, объединенные на основе математики.

Понятие силы. В 1684 г. Ньютон написал небольшой трактат «О движении тел по орбите» (всего 9 страниц). В нем Ньютон пользовался тремя различными концепциями силы:

1) с и л а - и м п у л ь с , производящая дискретное приращение движения

2) непрерывно действующая сила, производящая ускорение;

3) врожденная сила, понимаемая как внутренний движитель, который поддер­живает постоянную скорость движения

Вскоре Ньютон пришел к осознанию двух важнейших понятии новой науки:

инерция - присуща материи и измеряется ее количеством; движущая сила -внешняя по отношению к телу. Она может быть измерена по изменению движения, ею производимому. Тело - все, что может быть движимо и осязаемо, в чем есть сопротив­ление осязаемым вещам.

5 июля 1687 г. была издана книга «Математические начала натуральной философии». Второе издание - в 17!3 г., третье - в 1724 г.

Правила рассуждения в науке:

• гипотезам не место в натуральной философии;

• истина всегда должна заключаться в простоте;

• все в природе построено по аналогии.

Ввел гипотезу о существовании эфира. Эфир - это такая субстанция, в которой тела движутся или плавают без сопротивления, которая не обладает инерцией и действует согласно немеханическим законам. Существование эфира было призвано объяснить перенос тепла в вакууме, затухание колебаний маятника в пустоте, передачу раздражения от ор­ганов чувств в мозг. Эфир, по мнению Ньютона, состоит из частиц, более малых, чем час­тицы света, но обуславливает силы огромной величины по сравнению с их размерами. Функция эфира состоит в заполнении пространства между телами и действие в нем. Со­гласно Ньютону, материя во Вселенной занимает значительно меньше места, чем пустота. Материя пориста. Ньютон верил в первичность силы по отношению к материи.

Онтология. Материя, пустота, сила, эфир.

С конца 60-х годов XVII в. Ньютон начал интересоваться алхимией. Построил лабо­раторию, собирал книги, прорабатывал источники (свыше 5000 страниц). Полагают, что Ньютон был членом тайного общества алхимиков. Алхимия Ньютона - это магическое искусство, ключ к которому надо искать в рукописях древних авторов. Он был убежден, что в них содержится доказательство существования универсального растворителя и фи­лософского камня. Ньютон пытался постичь искусство трансмутации элементов посред­ством проникновения во внутреннюю структуру материи. Этим он стремился компенсиро­вать узость механической философии. У алхимиков заимствовал идеи единства живой и неживой природы, верил в существование принципиально немеханических законов.

Ньютон был также и теологом. Дело в том, что Тринити-колледж главный свой предмет видел в теологии. Член колледжа должен был принять  сан или покинуть его стены. В марте 1675 г. Ньютон (благодаря протекции Барроу) получил спе­циальное разрешение короля не принимать сана.

На основании своих исследований Ньютон пришел к утверждению правоты арианства. Протестантизм отрицал наличие посредников между Богом и человеком (в мире церкви), но оставил тезис о троичности неизменным. Однако многочисленные секты того времени довели до логического завершения представление о едином, мони­стическом начале, лежащем в основе природы и человека. Распространение унитаризма в XVII-XV1II вв. является проявлением острого чувства единства мира, которое было при­суще и Ньютону. В «Математических началах натуральной философии» Бог характеризу­ется как Пантократор, единолично осуществляющий абсолютную власть над творением.

Протестантизм оценивал католическую церковь как Великое отступничество, власть Антихриста. Сам же Ньютон видел отступничество именно в тринитарной проблеме. Ньютон искал также древнейшую и истинную религию, которую связывал с культом Весты - сим­волом гелиоцентрического универсума. Будучи рационалистом, Ньютон понимал ограни­ченность механического мировоззрения. Свойственное Ньютону острое, религиозно окра­шенное чувство единства мира обусловило и целостность его мировоззрения: веру в Бога, чувство нравственного долга, поиск совершенной во всех частях натуральной философии.

Ныотон видел два пути познания Бога: через изучение природы и через изучение истории. В гуманитарное исследование стремился внести стандарты научного доказательства.

С 1696 г. стал директором Монетного двора в Лондоне.

­стическом начале, лежащем в основе природы и человека. Распространение унитаризма в XVII-XV1II вв. является проявлением острого чувства единства мира, которое было при­суще и Ньютону. В «Математических началах натуральной философии» Бог характеризу­ется как Пантократор, единолично осуществляющий абсолютную власть над творением.

Протестантизм оценивал католическую церковь как Великое отступничество, власть Антихриста. Сам же Ньютон видел отступничество именно в тринитарной проблеме. Ньютон искал также древнейшую и истинную религию, которую связывал с культом Весты - сим­волом гелиоцентрического универсума. Будучи рационалистом, Ньютон понимал ограни­ченность механического мировоззрения. Свойственное Ньютону острое, религиозно окра­шенное чувство единства мира обусловило и целостность его мировоззрения: веру в Бога, чувство нравственного долга, поиск совершенной во всех частях натуральной философии.

Ныотон видел два пути познания Бога: через изучение природы и через изучение истории. В гуманитарное исследование стремился внести стандарты научного доказательства.

С 1696 г. стал директором Монетного двора в Лондоне.