Рене Декарт

.

Рене Декарт

Рене Декарт (1596-1650) родился во Франции в дворянской семье. Учился в приви­легированном учебном заведении - иезуитском Коллеже Ла Флеш. Принимал участие в 30-летней войне в качестве офицера. Долгое время прожил в Голландии, затем в Швеции. Главные философские труды «Рассуждения о методе», Метафизические размышления».

В математике ввел прямоугольную систему координат, переменную величину. В оп­тике открыл закон преломления света. В физиологии обратил внимание на важнейшее значение кровообращения. В философию внес радикальное методическое сомнение. Если из истины человек делает долг, то за него он ответственен прежде всего перед самим собой. Быть правдивым по отношению к самому себе есть основное условие всяческой правдивости. Большинство хвалится своей искренностью по отношению к другим, но живет в величайшем ослеплении относительно самого себя. Из всех обманов самообман - самый худший и наиболее часто встречающийся. Всякая мнимая истина и воображаемое познание состоят в интеллектуальном самообмане, который, в сушности, является мо­ральным самообманом. В борьбе с самообманом в любой форме Декарт проявил себя как бесстрашный и величайший мыслитель.

В 1619-162] гг. Декарт пережил внутренний кризис, особенно во время зимнего стояния в Нейбурге. Озарение пришло 10 ноября 1619 г. Философия предстала перед ним как темный хаос. Математика же светила полной ясностью. Он захотел внести свет в этот хаос. Познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и от­четливое мышление. Темные представления следует разлагать на составные части и по­степенно прояснять их шаг за шагом.

Декарт поставил вопрос: как доказать, что все окружающее меня не сон? Для это­го он ввел принцип корректности: если мое переживание тесно связано со всем ходом предшествующей жизни и вытекает из нее, то велика вероятность того, что данное переживание не сон.

Цель картезианского сомнения: будь правдив по отношению к самому себе, не позволяй себя убеждать, что ты таков, каким ты не являешься, что ты познал то, что тебе не вполне ясно, что ты веришь в то, в чем в сущности сомневаешься или должен бы сомневаться. Если демон меня обманывает, то становится ясно, что и я суще­ствую, так как того, кого нет, нельзя и обмануть. Значит, можно сомневаться во всем, кроме достоверности самого сомневающегося. Мыслю, следовательно, существую.

Я - последний принцип философии и радикальное новшество Декарта. Декарт впервые в европейской философии установил абстракцию субъекта как мыслящей вещи. Он также противопоставил субъект и объект. Сознание у Декарта тождественно разуму. Сознанием, с точки зрения Декарта, человек обладает не от рождения, а лишь после прохождения школы философского метода: его легко освоить, он может быть сообщен любому человеку, он всегда приводит к истине. В сфере познания Декарт был рациона­листом, т.е. полагал, что истинное познание возможно лишь с помощью разума. Наилуч­шими методами познания представлялись те, которые основаны на разуме, т.е. дедукция и интеллектуальная интуиция.

Декарт выстроил такую онтологическую триаду: Я-Бог-мир. Бог - это путь, который выводит субъекта в мир. Природа подвергалась Декартом такому обесцениванию, которо­го не испытывала во всей предшествовавшей истории. Ценно лишь то, что изготовлено руками человека. Декарт настаивал на том, что растения и животные суть машины, не имеющие внутреннего мира. Это имело в дальнейшем социокультурные следствия:

• отвергалось этическое сомнение по поводу опытов над животными (картезианская биология);

• отвергалась загадка чужой душевной жизни. Метод один, значит, и сознание у всех одинаково. Безумие есть социальная бесполезность. Безумец, по сути, - не человек. Его и жалеть нельзя (картезианская психология и психиатрия). «Иллюзия изготовимости». Стремление европейской науки создать «вторую природу», технический мир Прежнее понятие природы лишается своей эмоциональной окраски. Классическая наука и картезианская философия порождают идею машины, так как эксперимент есть машина в зародыше. Правила метода:

1. Никогда не принимать за истинное ничего, что не признается таковым с очевид­ностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения- Включать в свои рассуж­дения только то, что представляется ему столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

2. Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько по­требуется, чтобы лучше их разрешить.

3. Располагать свои мысли в определенном порядке. Начинать с предметов про­стейших и легко познаваемых, восходить, как по ступеням до познания наиболее слож­ных. Допускать существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе ве­щей не предшествуют друг другу.

4. Делать всюду полные перечни, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.