Давид Юм

.

Давид Юм

Юм (1711-1776) родился в семье шотландского дворянина. После учебы в Эдинбургском университете и кратковременной работы в качестве коммерсанта он отправился в 3-летнюю поездку по Франции (1734-1737). Там он написал свой главный философский труд «Трак­тат о человеческой природе». В 1748 - «Исследование о человеческом познании», 1751 -«Исследование о принципах морали». Был другом Адама Смита, внес вклад в становление английской классической политэкономии. Подготовил 8-томную «Историю Англии». Пред­ставляет также интерес как создатель одной из версий ассоциативной психологи. В 1767-1768 гг. был помощником государственного секретаря в Лондоне. Умер в Эдинбурге.

Юм видел источник нашего знания во впечатлениях, т.е. присоединялся к линии английского сенсуализма. Но в то же время он очень уважительно относился к Лейбницу, книги которого внимательно читал. Отсюда вытекает его классификация знания:

• демонстративное знание, т.е. абсолютно необходимое. Сюда входит математика, в кото­рой невозможны ложные суждения, т.к. они содержат в себе противоречие.

• звание о фактах. В этой области ложное суждение незаметно, т.к. оно может не содер­жать в себе логического противоречия.

Вслед за Лейбницем Юм полагал, что отчетливость и непротиворечивость тождест­венны. Юм утверждал идеал математизированного знания. Он понимал, что такое знание не применимо к обыденным фактам. Отсюда вытекает скептицизм Юма, аргументы которого таковы:

• демонстративное заключение - это такое суждение, противоположное которому проти­воречиво;

• все, что мыслится отчетливо, не содержит противоречия, я значит, возможно;

• все существующее можно признать несуществующим, т.к. противоположные суждения не содержат противоречий.

Таким образом, никакое существование не может быть демонстративно доказано.

За такие мысли Юм получил упрек в агностицизме, т.е. в утверждении не­познаваемости мира. Хотя для самого Юма не существовало такой проблемы. Он считал причинность привычкой или инстинктом, свойственным человеку. Это лишь устойчивая ассоциация следующих друг за другом событий.

С одной стороны, Юм отрицал объективную связь между явлениями. С другой сто­роны, он верил в предустановленную гармонию (Лейбниц: «Все к лучшему в этом лучшем из миров»). Именно эта гармония (т.е. Бог) обеспечивает объективность результатов на­шей деятельности. Наше мышление основано на привычке, но эта привычка объективна в силу предустановленной гармонии.

Важным результатом Юма было утверждение, что путем рассуждении можно дока­зать все, что угодно, но только действие выводит из «скептического сна».

Основной принцип сенсуализма - Esse est perzipi. Основной принцип рационализма -Cogito ergo sum. В философии Нового времени они не противоречат друг другу. Различны взгляды на природу мышления, но сходными являются схемы рассуждения. Общей является идея метода. То же самое мы видим и у Юма: органически слились сенсуализм и рационализм.

По мнению крупнейшею немецкого философа XX в. Э.Кассиреря (1874-1945), фило­софия Юма наиболее ярко отражает взгляды Просвещения В XVII в полагали, что только из самых общих принципов или законов разум должен дедуцировать все факты, все мно­гообразие явлении природы. Мысль XV11I в. удаляет из своих построений все лишенное фактического основания, все предрассудки богословского или философского происхождения. Все выходящее за рамки опыта, должно быть отброшено как предрассудок. В XVIII в. исчезла вера в существование объективного порядка, в силу которого все реальные объ­екты определенным образом взаимосвязаны. Воцаряется новый взгляд, согласно которому вселенная складывается из изолированных объектов. Это и есть так называемый метафи­зический (антидиалектический) взгляд на мир.