Иммануил Кант

.

Иммануил Кант

Кант родился в семье скромных ремесленников, происходивших из Шотландии. Среднее образование получил в коллеже Фридриха в Кенигсберге, откуда он почерпнул внешнее превосходство знания языков и литературы. В 1740 г. поступил в местный уни­верситет. К шалостям юности можно отнести только любовь к игре на бильярде. В сту­денческие годы Кант этим зарабатывал некоторые суммы. В первой самостоятельной работе выразил свое жизненное кредо: «Для нас нет ничего более достойного, чем то, чтобы не следовать, подобно овцам, за стадом идущих впереди, и двигаться не тем путем, по кото­рому идут все, а тем, по которому должно идти». По окончании университета Кант 9 лет проработал домашним учителем и гувернером. С 1755 г. - приват-доцент Кенигсбергского университета, с 1770 г. - профессор философии.

Сам Кант никогда не отдалялся от стен родного города более, чем на несколько миль, однако, путем чтения и пристального изучения окрестностей Кант приобрел тонкое знание света и людей. Его лекции по прагматической антропологии приносили многочисленным слушателям истинное наслаждение. Кант был мудрецом в античном смысле этого слова. Его сограждане ценили это и ждали наставления от Канта по различным вопросам, будь то землетрясение в Лиссабоне или появление авантюристов.

Во второй половине 70-х гг. XVIII в. в философе произошли великие духовные пе­ремены. Во всем существе Канта обнаруживалась строгая и суровая серьезность. Из ост­роумного доцента, легко и охотно вращавшегося в обществе, он превратился в размыш­ляющего в одиночестве профессора. Характер Канта может служить доказательством того, что нет истинного величия умственной силы без величия воли. Есть универсальные натуры, которые воплощают в себе полноту жизни и занятий. Возможна рациональная аскеза: делать в жизни что-то одно, но сделать это качественно. Таков Кант.

Вошла в историю правильность образа жизни и распределения занятий Канта. Бу­дучи от природы болезненным, Кант придерживался несложной гигиенической программы:

1) держать в холоде голову, ноги и грудь; мыть ноги ледяной водой; 2) меньше спать, т.к. постель - гнездо заболеваний; 3) больше двигаться, гулять в любую погоду. Все это позволя­ло Канту усилием воли останавливать у себя болезни, в частности, простуду и насморк.

Обычно выделяют два периода в творчестве Канта:

1. докритический, когда Кант занимался, в основном, естественными науками;

2. критический (с 1770 г.), когда Кант целиком отдал себя занятиям философией.

Философ сводил свою теорию к трем основным вопросам: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Все три вопроса охватываются более широким:

Что такое человек? Таким образом, теория Канта допускает дальнейшее развитие в ан­тропологическом плане: подход к миру определяется границами человеческой природы.

Довольно рано, в 1764 г., Кант ограничил свою позицию от просветительской. Извест­но, что в 1750 г. Ж-Ж.Руссо получил приз Дижонской академии за рассуждение на тему:

«Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» Ответ Руссо был отрицательный. Пока умножаются жизненные удобства, совершенствуются искусства и распространяется роскошь, истинное мужество хиреет, а доблести исчезают. Все это вина наук и искусств, развивающихся в тиши кабинетов. Значит, Руссо отстаивал идеал «есте­ственного человека». Кант же особо подчеркивал, что исходит из человека цивилизованного.

В работе 1786 г. «Предполагаемое начало человеческой истории» Кант возвел начало истории к тому пункту, когда стали обнаруживаться уникальные по сравнению с приро­дой силы и способности человека:

1) приобретать независимость от природных побуждений;

2) избирать образ жизни по своему усмотрению, а не придерживаться, подобно животно­му раз и навсегда установленного порядка;

3) не только наслаждаться настоящим, но и приближать к себе весьма отдаленное будущее;

4) вступать в равноправные отношения с другими людьми, к какому бы классу они ни принадлежали. Безусловное желание самому быть целью, встречать со стороны всякого другого именно такую оценку, не быть уподобляемым средству для целей других людей. Для Канта - это важнейшие определения человека как цивилизованного существа и главные составляющие прогрессивного развития человечества.

Пафос работ Канта - убедить человека в его великом цивилизационном предназначении. В теории познания Кант не обращался непосредственно к предметам, а спрашивал:что позволяет создавать об этих предметах теорию, которая не просто выражение субъ­ективности, а претендует на всеобщую значимость? Кант подверг разум всеобъемлющей критике. Вслед за Ньютоном, философ развивал подход, который можно назвать феноменологическим. Специфика этого подхода может быть сформулирована так: не спрашиваю как это устроено, но могу показать, как это работает в мире. Ньютон не определил, что такое сила в механике, но сформулировал важнейшие законы механи­ческих сил. Так же подходил к миру и Кант: не важно, что представляют собой вещи по себе (это, вероятно, и не познаваемо). Гораздо более существенно то, как эти вещи проявляют себя в человеческом опыте .Сам опыт становится проблемой философии. Кант разделил мир «вещей-в-себе» (ноуменов) и мир «явлений» (феноменов) Терминоло­гически Кант отличал трансцендентное (т.е. имеющее отношение к вещи-в-себе) от трансцендентального (относящегося к явлению). Свою философию Кант называл поэтому трансцендентальной.

Канта упрекают в агностицизме. Действительно, Кант полагал, что человеку доступен только мир явлений. Отсюда вытекает печальный практический вывод: для нас принципиально не достижима наша действительная сущность, наше подлинное Я.

Но Канту принадлежат значительные открытия в области исследования познаватель­ной способности человека, его познавательной активности. Кант пришел к убеждению, что неразложимые понятия, которые нужно отыскать в метафизике, являются понятиями отношения и формами функций разума. Разум с их помощью синтезирует материал, данный опытом, и доводит его до сознания. Таким образом, опыт для Канта является синтезом. Содержание опыта дается a posteriori чувственностью, а форма - а р г i о r i paзумом. Условием возможности опыта является априорное знание. Априорное значит - универсально нормативное. Категории - такие универсальные нормы знания, которые вытекают из его общей цели и не зависят от содержания. В каждую эпоху человеческое знание формируется в существующих категориях, опираясь на них, как на непреложный базис. Такова, например, категория причинности, выражающая наиболее общие принципы нашего подхода к миру, связь закономерности и случайности. Априорные формы мышле­ния, которые фиксируют универсальные формы бытия и познания, связаны не только с разумностью человека как биологического вида. Имеется в виду разумность вообще, если она имеет фундаментом деятельность и расширение ее возможностей в качестве цели. Учение о категориях - трансцендентальная аналитика. Существование категории делает возможным естествознание.

Но этому предшествует трансцендентальная эстетика, т.е. учение о пространстве и времени как априорных интуициях, делающих возможной чистую математику. Априор­ность пространства и времени Кант доказывал несколькими способами. Представления о пространстве и времени не могут возникать путем абстрагирования из представлений о единичных пространствах и единичных промежутках времени. Наоборот, эти последние заключают в своих признаках смежности и последовательности всеобщий признак пространственности и временности

1. Представления о пространстве и времени не имеют эмпирического основания.

2. Они обладают характером необходимости, т.к. можно мысленно удалить из них все предметы, но не сами эти представления из предметов.

3. Пространство и время не являются дискурсивными понятиями, т.к есть одно и только одно всеобщее пространство и одно всеобщее время. С логической точки зрения, представление, которому может соответствовать только один объект, есть не родовое по­нятие, а интуиция.

Отношение пространства и времени к единичным пространствам и единичным промежуткам времени иное, чем отношение родового понятия к своим видам или экзем­плярам. Конкретные пространства и промежутки времени - это реальные части всеобщего пространства и всеобщего времени. Но единичный стол вовсе не есть реальная часть все­общего понятия «стол». Наоборот, общее представление «стол» есть лишь часть пред­ставления о единичном столе.

4. Понятие никогда не может мыслиться так, чтобы предмет соответствующий это­му понятию, заключал в себе в виде реальных частей бесконечное множество единичных предметов. Но пространство и время мыслятся именно таким способом. Значит, с точки зрения Канта, они возникают вследствие неограниченности интуитивной деятельности.

Таким образом, пространство и время необходимые и всеобщие формы созер­цания, априорные интуиции. Благодаря им математика имеет полное право на всеобщее и необходимое значение.

Пространство и время - всеобщая и необходимая форма организации нашего воспри­ятия. Вывод: Кант говорил о субъективном пространстве и времени. Его подход является сугубо философским. Представления о пространстве и времени отличаются от культур­ных стереотипов, т.к. присущи людям всех рас и времен, всем людям эпохи цивилизации. В каждом элементарном акте восприятия человек является как бы «теоретиком». Ведь любое временное «до» и «после» подразумевает идею целостности времени.

Субъективность чувственных качеств отличается индивидуальностью и случайностью, субъективность же пространства и времени - общезначимостью и необходимостью. По­этому пространство и время имеют для Канта значение объективных определений явлений.

Во втором предисловии к «Критике чистого разума» Кант так сформулировал ос­новное содержание своей философии: «Я должен был устранить знание, чтобы получить место для веры». Имеется ввиду следующее:

• необходимо осознать ограниченность человеческого знания, чтобы освободить место для чисто моральной ориентации, для личного нравственного убеждения;

• необходимо осознать моральную ответственность ученого и необходимость нравствен­ного решения. Страшна аморальная наука.

Кант сформулировал также идеал универсальной философии. В этом смысле фило­софия есть наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума. Философ - не виртуоз разума, а его законодатель. Культурное предназначение философии обнаруживается в ее значении для развития, сохранения, упорядочения всего массива знания человечества и для служения высшим общечеловеческим целям. Фило­софия есть завершение всей культуры человеческого разума.

Кант придавал термину «идея» новое значение, отличающееся от платоновского. Идея, по мнению Канта, есть необходимое представление о задачах человеческого позна­ния. Идея лишь указывает на задачу познания, но не заключает в себе само познание. Идеям не соответствует никакой предмет. Они не даны, но лишь заданы. Трансценден­тальная иллюзия заключается в том, что идеал принимается за само познание, т.е. за представления о самих предметах. Но идея - это тот свет, который ведет познающий рассудок через царство опыта. Но этот свет превращается в иллюзию, если рассудок уст­ремляется в мир сверхчувственный.

В системе Канта таких идеи три: идея души, идея мира и идея Бога.

Непознаваемость идея мира доказывалась Кантом с помощью антиномии чистого разума. Все познаваемое должно подчиняться закону противоречия, по которому два про­тивоположных утверждения одновременно не могут быть правильными. Если относительно данного предмета логически неоспоримо может быть высказано как утвердительное, так и отрицательное суждения одинакового содержания, то из этого следует, что он не есть действительно существующий предмет.

С точки зрения количества, можно доказать, и что мир ограничен, и что он   безграничен в пространстве и времени.

Относительно качества - что мир состоит из атомов, и что он не может из НИХ СОСТОЯТЬ.

С точки зрения отношения, оказывается и что все в мире закономерно, и что  все в мире случайно.

По отношению к модальности, можно доказывать и опровергать существование Бога.

В математических антиномиях оба суждения неверны, т.к. покоятся на одном и том же неверном предположении, будто бы мир, эта недоступная опыту идея общей связи явлений, есть объект возможного познания. В динамических антиномиях противоречие уничтожается потому, что оба суждения правильны. Но одно имеет значение по отноше­нию к вещам-в-себе, второе - к явлениям.

То, что мир - бесконечная цепь закономерных связей, и Бога нет, - это мир явлений, мир классического естествознания. Кроме закономерности есть и свобода, есть Бог - суж­дения о вещах самих по себе. Никогда не может быть найдено теоретическое обоснование реальности свободы и Бога. Научную трактовку идеи о Боге Кант называл идеалом чистого разума. Этот идеал - необходимая, последняя и самая высокая задача, которую должна ставить перёд собой познавательная деятельность. Рациональная теология поддается трансцендентальной иллюзии, будто бы идеал разума может быть предметом объективного познания. Атеизм же вообще разрушает идеал как некую видимость. Но жизнь познания все время обуславливается этическим стремлением к сверхчувственному миру, которое сама жизнь никогда не может удовлетворить. Это - примат практического разума над теоретическим.