специфика РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

.

специфика РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

А.Ф. Лосев (1893-1988) в статье «Русская философия», написанной в 1919 г., выделил следующие черты самобытной русской философии:

1. Русская философия избегает систематизированного абстрактного мышления, пользуясь символами и образами вместо логических понятий и определений.

2. Русская философия занимается действительной жизнью со всеми ее положи­тельными и отрицательными сторонами, отчего русские философы часто оказываются на периферии академической жизни среди литературных критиков и публицистов.

3 Художественная литература является кладезем самобытной русской философии. Именно в литературных произведениях решаются основные философские проблемы в их специфически русской, исключительно практической, направленной на жизнь форме.

4. Основание западноевропейской философии - Рацио, разум. Русская философия развивается на основе греко-православных представлений, заимствованных у античности. Она более непосредственно связана с античной культурой, т.к. получила греческие образцы непосредственно из византийских источников. В то же время Запад больше знаком с антич­ностью в его латинизированной форме. Русская философия кладет в основание всего Ло­гос. Рацио есть человеческое свойство и особенность. Логос метафизичен и божественен.

5. Русская философия противостоит картезианскому рационализму и его позитивист­ским последователям. Она отвергает эту форму умозрения как бездушную и механическую, ведущую к так называемому меонизму, т.е. к утверждению того, что все есть ничто, кроме самого разума. Но этот разум безличен, так как цельный человек сводится лишь к абстракции гносеологического субъекта, или к безличной познавательной способности.

6. Истина не есть соответствие чего-то с чем-то, как думает рационализм. Истина обладает бытийной силой. Познание истины мыслится как осознание своего бытия в Истине. Это истина правды. Отсюда вытекает стремление «жить по правде». Степень познания соответствует степени напряженности воли, осваивающей истину. Чтобы познать нечто, необходимо иметь орган познания. Чтобы иметь орган познания, необходимо измениться самому. С этой точки зрения, на вершине познания находятся не ученые и философы, а святые, поскольку познание - это лестница подвига.

7 Русская философия главное внимание уделяет вопросам духа, человеческой судьбы и отношения человека к Богу. Но Бог есть личность, значит, и человек есть лич­ность. Ведь общение с Богом с учетом онтологической дистанции между ними возможно только в сфере личности. Отсюда вытекает персонализм русской философии.

Таким образом, основными чертами западной философии являются рационализм, меонизм, имперсоиализм. Основные черты русской философии - это реализм, логизм, тонизм (степень внутреннего напряжения). Русская философия представляет собой He-прекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным рацио и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим логосом, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом.