Дальний Восток и Юго-Восточная Азия
.Дальний Восток и Юго-Восточная Азия
Дальневосточный регион — это страны конфуцианской традиции; регион Юго-Восточной Азии в цивилизационном плане более сложен, хотя и тут конфуцианская традиция .не только ощутима, но и порой, при посредстве хуацяо, явственно доминирует как раз в той самой сфере экономики, развития, которая прежде всего важна для анализа. Много общего в судьбе этих двух соседних регионов было в те решающие годы, которые для большинства стран определили выбор пути. Стоит напомнить в этой связи, что почти все страны, о которых идет речь, были в годы второй мировой войны оккупированы Японией, а это практически означало ликвидацию или сведение на уровень марионеток правительств соответствующих государств там, 1де эти государства существовали. Там, где до того были колоний, это означало ликвидацию колониальной администрации и замену ее оккупационным режимом. Поражение Японии означало освобождение оккупированных стран и территорий обоих регионов с последующей их деколонизацией. Но деколонизация в подобного рода обстоятельствах как раз и вела к ситуации вакуума власти и выхода на передний план субъективных факторов, потенции которых выявлялись под заметным воздействием извне, со стороны того или иного поля напряжения.
В первую очередь упоминания в этой связи заслуживает Вьетнам.
Сразу же после капитуляции Японии в условиях не просто вакуума, но
практического отсутствия власти и системы администрации наиболее организованной
силой оказались коммунисты, чья ориентация на определенное поле напряжения в
аргументах не нуждается. Вьетнам — северная его часть — был первым из
государств Востока, если не считать Монголию и советские азиатские республики,
где был сделан решительный выбор в пользу марксистского социализма. Выбор
вполне осознанный и активно поддержанный местным населением, охотно
солидаризировавшимся с коммунистическими лозунгами о равенстве, социальной
справедливости, осуждении частной собственности и т. п. В том, что на этот
выбор оказало решающее воздействие влияние извне, т. е. поле идеологического
воздействия, сомневаться не приходится; и сам Хо Ши Мин, и другие руководящие
деятели вьетнамской компартии получали свое образование и становились
коммунистами во Франции, где в те годы соответствующие идеи были широко
распространены, особенно в студенческих кругах. Но в той же Франции получали то
же образование и заражались теми же идеями и представители иных стран Востока.
Однако коммунистическое правительство возникло именно на севере Вьетнама, а не
где-либо еще, по крайней мере в
Нечто подобное при сходных, хотя и заметно иных
обстоятельствах случилось с родственными в цивилизационном плане Вьетнамом,
Китаем и Кореей. Вступление СССР в войну с Японией в августе
Китайские коммунисты и Коминтерн еще в 30-х годах создали
это поле, которое в условиях политической нестабильности, вызванной поражением
Японии и советской оккупацией, и становившегося все более очевидным вакуума
силы сыграло в
Ситуация в целом достаточно понятна и убедительна. Конфуцианский цивилизационный фундамент не только не был несовместим с идеями и принципами марксистского социализма, но,напротив, оказался в чем-то внутренне близок такого рода идеям, что не могло не сыграть своей роковой роли в судьбах соответствующих стран. Более того, укрепление режима марксистского социализма в странах, о которых идет речь, позволило резко усилить соответствующее поле напряжения на всем Дальнем Востоке и даже в близлежащем регионе Юго-Восточной Азии. Среди наиболее слабых частей этого региона, отмеченных тем же знаком вакуума власти, оказались Лаос, Камбоджа, Индонезия, Малайзия и даже Филиппины; косвенно поле повлияло и на события в Бирме. Однако во всех этих странах, чей цивилизационный фундамент существенно отличался от конфуцианского, многое происходило иначе, чем в Китае, Корее и Вьетнаме. Иными были даже сами марксистско-социалистические режимы там, ще они все-таки были установлены, как в Лаосе и Камбодже. В Лаосе этот режим оказался заметно ослабленным, умеренным, в Камбодже, напротив, экстремальным, но зато и кратковременным.
Вообще регион Юго-Восточной Азии, хотя и оказался под заметным воздействием со стороны коммунистов, сумел найти в себе силы не только противостоять им, но и обнаружить серьезные внутренние потенции, позволившие усилить в этом регионе влияние капиталистического поля напряжения. Частично этому способствовала возрождавшаяся быстрыми темпами Япония. Но не только она. Нельзя забывать, что конфуцианский цивилизационный фундамент благоприятен отнюдь не только для коммунистических идей, как о том ранее говорилось. На этот же фундамент со столь же очевидной легкостью в иных обстоятельствах опираются и противостоящие коммунизму идеи и принципы капитализма. Об этом свидетельствует не только пример Японии. Китайское гоминьдановское правительство до своего поражения шло таким же путем. Более того, ситуацию на Дальнем Востоке в середине XX в. можно было бы описать с помощью классического закона физики: действие рождает противодействие. Особенно когда каждое из них опирается на свое поле напряжения, а оба поля активно противостоят друг другу именно в этом регионе.
Превращение Китая, северных частей Кореи и Вьетнама в бастионы
мирового коммунизма и соответствующее резкое усиление его позиций на Дальнем
Востоке заметно нарушило баланс сил в мире в пользу коммунизма, и s»to вызвало
мощную ответную реакцию. Активизировались военные действия во Вьетнаме, хотя
они в конечном счете завершились в пользу севера. Был не только принят вызов
Северной Кореи в
Хотя коммунистическое поле напряжения затронуло, таким образом, значительную часть Индокитая (нельзя забывать и о Бирме, военные власти которой в немалой мере питались за счет все тех же идей), Юго-Восточная Азия в целом и тем более в островной ее части оказалась в ином положении. Здесь было заметным соприкосновение обоих полей, но цивилизационный фундамент региона оказался менее податлив для коммунистических идей и более подходящ для капиталистических. Преимущество капитализма и воздействие соответствующего поля ощутили на себе и реализовали в первую очередь китайские мигранты-хуацяо, сыгравшие роль дрожжей в экономическом тесте Юго-Восточной Азии. А коль скоро процесс начался, то в условиях нейтральности буддийского цивилизационного пласта и слабости исламского именно конфуцианский пласт сыграл решающую роль в развитии стран региона. В сочетании с Японией, Южной Кореей, Гонконгом и Сингапуром страны Юго-Восточной Азии, за исключением четырех индокитайских (Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Бирмы), настолько усилили, особенно за последние десятилетия, капиталистическую активность, что баланс сил на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии вновь изменился в пользу некоммунистического юга. Этому содействовал и общий кризис марксистского социализма, вынудивший коммунистические страны, прежде всего Китай, уже в 70-х годах пойти на радикальные реформы и тем заметно подорвать позиции прежде столь высоко чтившейся и тщательно соблюдавшейся утопической доктрины.