3.3. Групповая социальная память

.

3.3. Групповая социальная память

Структура и содержание групповой памяти зависит от субъекта-носителя, т.е. социальной группы, которой при­надлежит эта память. В социологии различают малые соци­альные группы, большие социальные группы и массовые совокупности (случайная толпа, массовая аудитория и т.п.). Малыми группами являются семья, первичная возрастная группа («ребята нашего двора»), производственная ячейка (бригада, команда, экипаж, отдел), досуговая компания (клуб по интересам). Для малых групп характерна непос­редственная межличностная микрокоммуникация в фор­мах И п И, И д И, И у И (см. табл. 2.1). Большие соци­альные группы — это совокупность людей, обладающих общими социальными признаками: а) социально-демог­рафические группы формируют такие признаки, как возраст, пол, образование, национальность; б) производствен­но-экономические группы образуются по имущественному цензу, сословно-классовой принадлежности, профессии; в) общественные объединения: политические партии рели­гиозные концессии, профсоюзы, молодежные союзы, сове­ты ветеранов и т.д. Массовые совокупности делятся на эпизодические, существующие кратковременно, например тол­па на улице, и стабильные типа населения или общества.

Очевидно, что эти эпизодические массовые совокупно­сти никакой групповой памятью не обладают и обладать не могут, в отличие от стабильных сообществ, имеющих со­циальную память (см. раздел 3.4). Малые группы с разви­той диалоговой коммуникацией имеют неовеществленную память в виде общих воспоминаний (памятные события, встречи, приключения, смешные истории и т. д.) и овеще­ствленные реликвии (фотографии, символы, охотничьи трофеи, письма, звукозаписи и т.д.). По сути дела групповая память малых групп — это сумма индивидуальных па­мятей их членов и значима только в пределах группы.

В больших социальных группах, да и то не во всех, обнаруживается потребность в специальной групповой памяти и возможности для ее формирования. Многочис­ленные и рассредоточенные социально-демографические группы не нуждаются в специальной памяти; группы с общим имущественным цензом и сословно-классовой принадлежностью также не создают особых мнемических образований. Дело в том, что эти группы не имеют общих социальных смыслов (знаний, умений, эмоций, стимулов), которые требовали бы передачи во времени. Потребность в социальной групповой памяти обнаружи­вают профессиональные группы и общественные объе­динения, которые можно назвать целевыми социальными группами.

Целевые социальные группы берут на себя выполне­ние определенных общественных функций, что требует консолидации группы, фиксирования положительного опыта, сохранения и передачи его между членами груп­пы. Ради этого целевыми и социальными группами созда­ется система социальной коммуникации, включающая особую групповую память. Особенно развитую групповую память с древних времен создавало жречество, скрывая в ней эзотерическое (тайное) знание, в средние века — врачи и юристы, в новое время — ученые и политики.

Групповая память целевых социальных групп вклю­чает следующие разделы:

• специальный язык, изобилующий понятиями и тер­минами, не понятными непосвященным;

• массив недокументированных знаний, изустно пере­даваемых современниками, а также четко осознаваемое самосознание;

• профессиональные нормы, включающие кодекс чести, клятвы и присяги, например, «клятва Гиппократа», а также обычаи общения внутри группы и вне ее; эти нор­мы поддерживают обособленность группы и ее закрытость для прочей массы населения;

• технологические умения, связанные с выполнением профессиональных или специальных общественных функ­ций (особенно характерно для врачей, священнослужи­телей, юристов, политических лидеров);

• документальные фонды специальных произведений письменности и печати — основной источник и носитель группового знания; в этих фондах хранятся также симво­лы, эмблемы, групповые реликвии, подлежащие долговре­менному хранению;

• материальные изделия, например: медицинский ин­струментарий и фармакологические вещества, специаль­ные постройки и помещения (храмы, лаборатории, лек­тории), техника связи и т.д.

Благодаря групповой памяти целевые социальные группы образуют свою субкультуру, которая противосто­ит господствующей массовой культуре, базирующейся на естественно-исторически сложившейся памяти общества. Память национальных диаспор, существующих в ино­язычной среде, по своей структуре приближается к памя­ти целевых групп.

Итак, с точки зрения мнемической деятельности со­циальные группы делятся на три класса:

• «Беспамятные» — эпизодические массовые совокуп­ности и большие статистические группы.

• Групповая память — сумма индивидуальных воспо­минаний — малые группы, включая семью и дружеские компании.

• Групповая память с развитой структурой, имеющей неовеществленную и овеществленную части, свойствен­на целевым социальным группам. Забегая вперед, отме­тим, что структурированная групповая память подобна (изоморфна) культурному наследию общества (см. след, раздел), но есть существенная разница между групповой и общественной памятью: групповая память не имеет бес­сознательной психической основы, а у исторически сло­жившихся обществ она есть.

я (храмы, лаборатории, лек­тории), техника связи и т.д.

Благодаря групповой памяти целевые социальные группы образуют свою субкультуру, которая противосто­ит господствующей массовой культуре, базирующейся на естественно-исторически сложившейся памяти общества. Память национальных диаспор, существующих в ино­язычной среде, по своей структуре приближается к памя­ти целевых групп.

Итак, с точки зрения мнемической деятельности со­циальные группы делятся на три класса:

• «Беспамятные» — эпизодические массовые совокуп­ности и большие статистические группы.

• Групповая память — сумма индивидуальных воспо­минаний — малые группы, включая семью и дружеские компании.

• Групповая память с развитой структурой, имеющей неовеществленную и овеществленную части, свойствен­на целевым социальным группам. Забегая вперед, отме­тим, что структурированная групповая память подобна (изоморфна) культурному наследию общества (см. след, раздел), но есть существенная разница между групповой и общественной памятью: групповая память не имеет бес­сознательной психической основы, а у исторически сло­жившихся обществ она есть.