4.5. Древо коммуникационных каналов
.4.5. Древо коммуникационных каналов
В разделе 4.1, открывавшем настоящую главу, произведен обзор эволюции коммуникационных каналов (рис. 4.1), начиная стадией пракультуры и заканчивая нынешней электронной коммуникацией. Поскольку новые каналы, например письменность или кино, возникали не на пустом месте, а на основе предшествовавших каналов, возникает вопрос о преемственности коммуникационных каналов. Хомо сапиенс получил в наследство от своих предков-пралюдей два канала устной коммуникации — невербальный и вербальный, к которым вскоре, т. е. в период верхнего палеолита (40―15 тыс. лет назад), присоединились искусственные иконический и символьный каналы. Таким образом, в каменном веке, на стадии археокультуры, возникли четыре исходных канала. В недрах этих каналов в виде первобытного искусства образовались художественные каналы, которые невозможно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и риторика — продукты вербального канала; живопись выросла из иконической графики, а скульптура — из амулетов, талисманов и прочих вещественных символов.
Подлинной коммуникационной трансформацией было зарождение в III тыс. до н. э. письменности, т. е. образование нового коммуникационного канала. Канал письменной документации возник на базе иконического канала путем бифуркации последнего. Бифуркация («фуркация» лат. разделение) — раздвоение, разветвление, разделение чего-либо на две части: в географии бифуркацией называют разделение реки на два русла, которые в дальнейшем не сливаются; в анатомии — разделение трубчатого органа на две ветви, например, трахеи на два бронха; в педагогике — разделение класса на два потока, изучающих разные иностранные языки и т. п.
Бифуркация в документных каналах продолжалась и дальше: в XV веке произошла бифуркация письменности, в результате которой появился канал книгопечатания; в XIX веке из книгопечатания выделился канал прессы, основанный на машинной технике, а в XX веке средством массовой коммуникации стали компьютерные сети (вспомним Интернет).
Замечательная особенность бифуркации документной коммуникации состоит в том, что она инициировала бифуркации в каналах устной коммуникации. Письменность была изобретена жрецами для записи в священных книгах Откровений Бога, переданных людям через пророков, а также учений о Боге, о мире, вере, спасении. Записи эти производились на пророческих (апостольских) языках, которые лексически и грамматически удалялись от разговорной речи. В христианской Европе пророческими языками почитались греческий и латинский, у православных славян — церковнославянский (старославянский). Пророческие языки использовались при богослужениях, поэтому они относятся к устной коммуникации; вместе с тем их можно считать первыми литературными языками. Собственно литературные языки в качестве национально принятой нормы культурной речи (как устной, так и письменной) образовались в европейских странах на стадии неокультуры. В литературных культурно-нормативных языках нашел отражение не только опыт письменной речи, но и опыт художественного устного слова (фольклор), хранящийся в неовеществленной социальной памяти. Формирование литературных языков — бифуркация вербального канала.
Явление бифуркации каналов устной коммуникации продолжалось и дальше согласованно с бифуркациями документных каналов. Книгопечатание не довольствовалось литературным языком, оно вызвало к жизни искусственные языки (математическая, химическая символика, впоследствии — языки международного общения типа эсперанто). Параллельно с книгопечатанием человечество освоило еще один недокументный канал получения знаний — познавательные путешествия, т. е. пространственная коммуникация не ради торговли или войны, а ради познания. Великие географические открытия, начатые X. Колумбом, открыли этот канал, в наши дни продолженный космонавтами и туристами. Появление технических каналов для дистанционной передачи звука (телефон, радио), а затем — движущегося изображения (телевидение) — свидетельства бифуркаций в каналах устной коммуникации. Таким образом обнаруживаются четыре бифуркации:
Бифуркация I ― появление письменности и литературного языка;
Бифуркация II — изобретение книгопечатания и великие географические открытия;
Бифуркация III — промышленный переворот, обусловивший появление первичных технических каналов, в том числе машинной полиграфии, фотографии, телефона;
Бифуркация IV— научно-техническая революция XX в., вызвавшая к жизни электронную коммуникацию — телевидение и компьютер.
Преемственность между каналами устной коммуникации (правая часть) и документной коммуникации (левая часть) иллюстрирует рис. 4.7.
Комментарии к рисунку:
• Хронологическая шкала построена в десятично-логарифмическом масштабе: четыре деления этой шкалы, представленные на рисунке равными отрезками, имеют цену деления, отличающуюся десятикратно. Первое деление охватывает 100 лет — от 2000 до 1900 гг.; второе деление охватывает 1000 лет — от 1900 до 900 гг.; третье деление соответствует 10000 лет — от 900 н. э. до 9000 до н. э. (―9000); четвертое деление соответствует 100000 лет. Благодаря десятично-логарифмическому масштабу удалось в обозримом виде представить всю историю человечества: от появления неантропа 40 тыс. лет назад (конец пракультуры и начало археокультуры) до наших дней — перехода к постнеокультуре.
• На рисунке не воспроизведены синтетические каналы, соответствующие театру, кино, мультимедиа.
• «Традиционными» считаются каналы, образовавшиеся до XIX века, а каналы индустриальной неокультуры именуются «нетрадиционными».
Рис. 4.7 при всей его нарочитой схематичности, а может быть, благодаря ей, позволяет легко распознать несколько соотношений, имеющих характер закономерностей эволюции социальных коммуникаций.
• Закон кумуляции коммуникационных каналов (закон ККК). Если принять за точку отсчета четыре исходных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем прогрессию роста: 4, б, 8, 10, 12, которая представляет собой классическую арифметическую профессию. Закон ККК читается так: по ходу цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии с основанием 2. При этом можно предположить, что материальные затраты общества на обеспечение коммуникаций (технические средства, капитальные вложения, кадровые ресурсы) увеличиваются сегодня насчитывается 12 каналов, то, может быть, завтра их станет 14 или 16? Всякий рост имеет естественные пределы и рано или поздно прекращается, поэтому бесконечного ветвления древа коммуникационных каналов ожидать не приходится. Мы находимся в переходном периоде от эры документной коммуникации и книжной культуры к эре электронной коммуникации и мультимедийной культуры. Может быть, электронная коммуникация обладает достаточным потенциалом, чтобы стать поворотным пунктом в развитии коммуникационных каналов от постоянной кумуляции к постепенной концентрации?
Прежде всего оказалась под угрозой печатная книга. Кино и телевидение конкурировали с книгой лишь тем, что сокращали время, посвящавшееся ранее чтению. Теперь у книги появился более опасный конкурент — видеокассета. Формы их бытования почти тождественны, момент обращения к видео, как и момент встречи с книгой, определяется по желанию пользователя; возможности выбора на рынке видео постоянно расширяются и скоро догонят предложения книжного рынка; как и чтение, просмотр видеозаписи можно по желанию прервать, сделать «стоп-кадр», ускорить или замедлить просмотр фильма; короче говоря, общение человека с видеофильмом оказывается столь же непринужденным, как общение с книгой. Что же касается доходчивости, наглядности, выразительности, информативности, то здесь преимущества видео фильма очевидны — на его стороне не только письменное слово и застывшая иллюстрация, но и слово звучащее, музыка, движущееся цветное изображение. Книга — синтез двух искусств — словесности и графики, видеофильм — это синтез всех искусств, это синкретическое мультимедийное сообщение. Но главное преимущество видео, пожалуй, даже не в этом. Главное заключается в том, что, как и всякий продукт радиоэлектроники, видеомагнитофон легко объединяется с компьютером, образуя единый агрегат обладающий «интеллектуальными способностями» компьютера и «изобразительными способностями» видео. Видео — это органичный элемент мультимедийной культуры и ему, конечно, легче адаптироваться к условиям электронной коммуникации, чем книге, изначально связанной с книжной культурой.
Еще более мощным, чем видеозаписи, конкурентом типографских изданий обещает стать электронная книга, первые образцы которой появились на рынке. Например, «Софтбук» — электронная пластина с экраном в кожаном переплете; вместимость — 100 000 страниц, вес 15 кг, цена — 300 долларов плюс 10 долларов в месяц за абонентскую связь; «Дедикейтед ридер» — электронный справочник с двойным экраном стоимостью 1500 долларов. Главное отличие электронной книги от бумажного кодекса в способности «переиздаваться», т. е. менять одно содержание на другое. Она становится таким образом «книгой книг», делающей ненужными издательства и библиотеки. Электронная книга может напрямую связать автора и читателя, убирая всех посредников, существующих между ними.
Ясно, что электронное писание не может не повлиять па творческий процесс писателей электронных книг. Потребуется иная поэтика, соответствующая многомерности виртуальных компьютерных пространств. Предполагается, что линейное чтение текста художественного произведения традиционным способом — страница за страницей с началa до конца — будет вытеснено нелинейным чтением, когда можно двигаться по тексту в вертикальном, горизонтальном или другом направлении. Читатель вовлекается в компьютерную игру с электронным текстом, комбинируя его по своему усмотрению. Есть мнение, что именно игровая компьютерная литература сможет вернуть в когорту читателей молодежь, выросшую в мультимедийной среде.
Итак, можно предположить, что мультимедийные средства будут постепенно впитывать прикладные функции литературы и прессы, и в итоге закон ККК трансформируется в закон концентрации коммуникационных каналов.