5.7. Выводы
.5.7. Выводы
1. Эволюция человеческой культуры и эволюция coциальных коммуникаций не просто взаимосвязаны, — они совпадают друг с другом, поскольку коммуникация есть органическая часть культуры. Поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадают со стадиями движения культуры.
2. Обнаруживаются следующие зависимости между стадиями культуры и видами коммуникации:
• археокультура — сфера микрокоммуникации;
• палеокультура — наряду с микрокоммуникацией появляются мидикоммуникации: религиозная, литературная, художественная, материально-производственная;
• неокультура — массовизация и развитие макрокоммуникации: появление технических средств массовой коммуникации, международного культурного сотрудничества и информационных войн, глобализации коммуникационных систем.
3. Различаются три уровня коммуникационной культуры: словесность, книжность, мультимедийность. Книжность включает три поколения: рукописная книжность, мануфактурная книжность, индустриальная книжность.
4. Смена коммуникационных культур и утверждение новых коммуникационных каналов происходило не без борьбы, потому что в них усматривали не только благо, но и зло.
Письменность нарушила архаичную гармонию между индивидуальной памятью и общественным знанием; мануфактурная книжность лишила письменность священного ореола, десакрализовала ее; индустриальная книжность породила коммерциализованную массовую культуру; именно печатный текст стал источником формализма, наконец, мультимедийность угрожает примитивизацией и инфантилизацией массовых аудиторий.
5. На стадии неокультуры появляются специальные дисциплины, изучающие различные коммуникационные явления: палеография, инкунабуловедение, книговедение, библиотековедение, киноведение, библиографоведение, теория массовой коммуникации.
6. В табл. 5.2 сделано сопоставление словесности, книжности, мультимедийности, которое демонстрирует различия между этими видами коммуникационной культуры.
7. Terra incognita эволюции социальных коммуникаций обнаруживается при метатеоретическом ее осмыслении. Известны тысячи отечественных и зарубежных публикаций, посвященных истории книги и книжного дела, библиотек и библиографии, словесности и палеографии, но практически нет исследований, связывающих в единое целое словесность, письменность, книжность, телевизионно-компьютерные средства коммуникации. Поэтому остаются открытыми многие вопросы. Например:
• Как повлиял на психическое развитие читателей переход от чтения вслух, свойственного манускрипту, к молчаливому чтению «про себя», свойственному печатной продукции? Есть мнение, что «дематериализация слова», т. е. освобождение его от звуковой оболочки, способствовали оперированию смыслами в сознании человека и развитию абстрактного мышления, что благодаря чтению «про себя» люди открыли самосознание и мир психики. Так ли это? Действительно ли телесмотрение стимулирует леность мысли и интеллектуальный инфантилизм?
• Какое воздействие на психику человека окажут мультимедийные гипертексты и общение с искусственным интеллектом? Чем коммуникационная деятельность пользователя мультимедийной ОКС
Таблица 5.2
Сопоставление словесности, книжности, мультимедийности
Параметры сопоставления |
Словесность |
Книжность |
Мультимедийность |
Материально- техническая база |
Отсутствует
|
Одна из отраслей ремесла или промышленности |
Приоритетные научно-технические отрасли |
Социальная аудитория
|
Все население
|
Социальные группы грамотных, образованных, ученых |
Все население
|
Формы коммуникационной деятельности |
Подражание, управление, диалог |
Управление
|
Управление, Диалог |
Социальная память |
Распределена в индивид. памяти современников |
Перегружена неконтролир. документными фондами |
Автоматический контроль и поиск в базах данных |
Восприятие сообщения
|
Легкое благодаря разговорному навыку |
Требуется грамотность и навык чтения |
Легкое, но нужен навык обращения с техникой |
Гарантия правдивости
|
Откровенность невербального канала |
Авторитет автора, доказательность текста |
Нет
|
Коммуникационные Барьеры |
Межъязыковой, социальный, психологический |
Трудности чтения, цензура информационный кризис, |
Цензура владельцев теле-компьютерных средств |
Масштабы действия |
Малые социальные группы |
Национальное сообщество |
Глобальные |
Обожествление, фетишизация
|
Слово — дар богов
|
Культ священных книг; книга — светоч Разума и Добра |
Нет
|
будет отличаться от коммуникационной деятельности интеллигента-книжника XX века? Возможна ли свобода творчества коммуникантов в условиях коммерциализации всех коммуникационных каналов, кроме вербального и невербального? Как взаимосвязаны эволюции социальных коммуникаций в Западной Европе и в России? В чем своеобразие русской национальной коммуникации? Возможна ли элитарная культура без средств массовой коммуникации? Возможна ли массовая коммуникация без элитарных коммуникантов?