5.7. Выводы

.

5.7. Выводы

1. Эволюция человеческой культуры и эволюция coциальных коммуникаций не просто взаимосвязаны, — они совпадают друг с другом, поскольку коммуникация есть органическая часть культуры. Поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадают со стадиями движения культуры.

2. Обнаруживаются следующие зависимости между стадиями культуры и видами коммуникации:

• археокультура — сфера микрокоммуникации;

• палеокультура — наряду с микрокоммуникацией по­являются мидикоммуникации: религиозная, литера­турная, художественная, материально-производ­ственная;

• неокультура — массовизация и развитие макроком­муникации: появление технических средств массо­вой коммуникации, международного культурного сотрудничества и информационных войн, глобали­зации коммуникационных систем.

3. Различаются три уровня коммуникационной куль­туры: словесность, книжность, мультимедийность. Книжность включает три поколения: рукописная книжность, мануфактурная книжность, индустриальная книжность.

4. Смена коммуникационных культур и утверждение новых коммуникационных каналов происходило не без борьбы, потому что в них усматривали не только благо, но и зло.

Письменность нарушила архаичную гармонию между индивидуальной памятью и общественным знанием; ма­нуфактурная книжность лишила письменность священ­ного ореола, десакрализовала ее; индустриальная книжность породила коммерциализованную массовую культу­ру; именно печатный текст стал источником формализма, наконец, мультимедийность угрожает примитивизацией и инфантилизацией массовых аудиторий.

5. На стадии неокультуры появляются специальные дисциплины, изучающие различные коммуникационные явления: палеография, инкунабуловедение, книговедение, библиотековедение, киноведение, библиографоведение, теория массовой коммуникации.

6. В табл. 5.2 сделано сопоставление словесности, книж­ности, мультимедийности, которое демонстрирует разли­чия между этими видами коммуникационной культуры.

7. Terra incognita эволюции социальных коммуникаций обнаруживается при метатеоретическом ее осмыслении. Известны тысячи отечественных и зарубежных публика­ций, посвященных истории книги и книжного дела, биб­лиотек и библиографии, словесности и палеографии, но практически нет исследований, связывающих в единое целое словесность, письменность, книжность, телевизионно-компьютерные средства коммуникации. Поэтому остаются открытыми многие вопросы. Например:

• Как повлиял на психическое развитие читателей пе­реход от чтения вслух, свойственного манускрипту, к молчаливому чтению «про себя», свойственному печатной продукции? Есть мнение, что «дематериализация слова», т. е. освобождение его от звуковой оболочки, способствовали оперированию смыслами в сознании человека и развитию абстрактного мыш­ления, что благодаря чтению «про себя» люди от­крыли самосознание и мир психики. Так ли это? Действительно ли телесмотрение стимулирует леность мысли и интеллектуальный инфантилизм?

• Какое воздействие на психику человека окажут мультимедийные гипертексты и общение с искус­ственным интеллектом? Чем коммуникационная де­ятельность пользователя мультимедийной ОКС

 

Таблица 5.2

Сопоставление словесности, книжности, мультимедийности

 

Параметры сопоставления

Словесность

Книжность

Мультимедийность

Материально-

техническая база

Отсутствует

 

Одна из отраслей ремесла

или промышленности

Приоритетные

научно-технические отрасли

Социальная

аудитория

 

 

Все население

 

Социальные группы грамотных, образованных, ученых

 

Все население

 

Формы коммуникационной деятельности

Подражание, управление, диалог

Управление

 

Управление,

Диалог

Социальная память

Распределена в индивид. памяти современников

Перегружена неконтролир. документными фондами

Автоматичес­кий контроль

и поиск в базах данных

Восприятие сообщения

 

Легкое благодаря разговорному навыку

Требуется грамотность

и навык чтения

Легкое, но нужен навык обращения  с техникой

Гарантия правдивости

 

Откровенность невербального канала

Авторитет автора, доказательность текста

Нет

 

Коммуникацион­ные

Барьеры

Межъязыковой, социальный, психологический

Трудности чтения, цензура

информационный кризис,

Цензура вла­дельцев

теле-компьютерных средств

Масштабы действия

Малые социальные группы

Национальное сообщество

Глобальные

Обожествление, фетишизация

 

Слово — дар богов

 

Культ священных книг; книга — светоч Разума и Добра        

Нет

 

 

будет отличаться от коммуникационной деятельно­сти интеллигента-книжника XX века? Возможна ли свобода творчества коммуникантов в условиях коммерциализации всех коммуникацион­ных каналов, кроме вербального и невербального? Как взаимосвязаны эволюции социальных комму­никаций в Западной Европе и в России? В чем сво­еобразие русской национальной коммуникации? Возможна ли элитарная культура без средств мас­совой коммуникации? Возможна ли массовая ком­муникация без элитарных коммуникантов?