7.3.3. Социальная информатика III  (90-е гг.)

.

7.3.3. Социальная информатика III  (90-е гг.)

И социальная информатика I, и социальная информа­тика II объективируют социальную информацию, т. е. при­держиваются некорректного информационного подхода, рассматривая социально-коммуникационные процессы через призму «информационных очков». В разделе 7.2 обо­снована методология корректного информационного подхода, которая требует четкого разделения информации как исследовательского инструмента (научной фикции) и ре­ально существующих в действительности процессов ком­муникации, управления, познания (объектов исследо­вания). Практика беспечного использования информаци­онного подхода в корректном и некорректном режимах объясняется тем, что этот методологический подход по­чти не разработан и не осмыслен в современной науке.

Фактически не обобщен имеющийся опыт его исполь­зования в общественных, биологических, технических науках, не выявлены даваемые им положительные позна­вательные эффекты, не установлены ограничения на его использование и т. д. Короче говоря, актуальна разработ­ка методологической теории, предметом которой стал бы информационный подход.

Аналогом подобной теории является общая теория систем, изучающая методологию системного подхода. Поскольку эта методологическая теория имеет решающее значение для раскрытия феномена социальной информа­ции, ее правомерно назвать социальная информатика III (СИ III).

Нет оснований отрицать жизнеспособность каждой из социальных информатик или других информационных учений. Будущее даст им достойную оценку. Важно толь­ко с самого начала отдавать себе отчет в их научном стату­се и четко определить их место в системе научного знания. На рис. 7.2 показано расположение в системе наук: обоб­щающей СИ I, частной социально-философской СИ II и методологической СИ III. Важно обратить внимание на то, что каждая социальная информатика решает свою, свойственную ей задачу, и вместе с тем партнерски взаимодей­ствует с другими информатиками и заинтересована в их развитии.

 

Рис.7.2. Место социальных информатик в системе

научного знания

 

Комментарии к рис. 7.2. Рисунок построен исходя из следующих науковедческих положений:

• каждой науке соответствует определенный, суще­ствующий независимо от познающего субъекта реальный объект (R); в данном случае (некорректный информационный подход) R — социальная информация;

 • познающий субъект выбирает аспект (грань, часть) объекта, служащий предметом изучения в данной науке (r);

• каждой науке присущ свой арсенал исследователь­ских методов, образующих ее методологию (т); в информационных науках в их методологии представлен информационный подход;

• результат научного исследования — конкретное зна­ние, которое образует содержание конкретных наук (s);     

• содержание конкретных наук служит предметом ме­татеории (Sо), использующей методологию обобще­ния (mо), включающую информационный подход;

• методологии конкретных наук и метатеории явля­ются предметом методологической теории инфор­мационного подхода (Мо).

 

Рис.7.2. Место социальных информатик в системе

научного знания

 

Комментарии к рис. 7.2. Рисунок построен исходя из следующих науковедческих положений:

• каждой науке соответствует определенный, суще­ствующий независимо от познающего субъекта реальный объект (R); в данном случае (некорректный информационный подход) R — социальная информация;

 • познающий субъект выбирает аспект (грань, часть) объекта, служащий предметом изучения в данной науке (r);

• каждой науке присущ свой арсенал исследователь­ских методов, образующих ее методологию (т); в информационных науках в их методологии представлен информационный подход;

• результат научного исследования — конкретное зна­ние, которое образует содержание конкретных наук (s);     

• содержание конкретных наук служит предметом ме­татеории (Sо), использующей методологию обобще­ния (mо), включающую информационный подход;

• методологии конкретных наук и метатеории явля­ются предметом методологической теории инфор­мационного подхода (Мо).