7.4. Выводы

.

7.4. Выводы

1. Информации, как и изумрудных городов, нет в объективной действительности. Правы информационные нигилисты: «никто еще не видел ни как субстанцию, ни как свойство эту загадочную информацию». Информация — искусственно созданный умственный конструкт, плод информационного подхода. Причем информационный подход первичен (сперва оденьте «информационные очки»!), а информация вторична.

2. Информационный подход — методологический принцип научного познания, заключающийся в рассмот­рении объектов изучения через призму категории инфор­мации. Возможны два режима использования информационного подхода: корректный, когда информационные модели и реальная действительность отделяются друг от друга, и некорректный, когда информация отождествля­ется с реальными объектами (сигналы, знания, свойство отражения, структура и др.). Некорректный подход ши­роко распространен в науке и практике, потому что он способен выполнять полезные функции: номинативную, конструктивную, описательно-объяснительную.

3. Общенаучное распространение корректного и некор­ректного информационного подхода объясняется количе­ственным ростом коммуникационных каналов и повыше­нием значимости социальных коммуникаций в индуст­риальной неокультуре. Этой же причиной обусловлено формирование цикла информационных наук, включаю­щего семейство информатик.

4. Информационные науки, изучающие социальную информацию или ее разновидности (научную, экономи­ческую, эстетическую и т.д. информацию) используют некорректный информационный подход.

5. Социальная информация является объектом изуче­ния трех социальных информатик: СИ I — обобщающей; СИ II — частной социально-философской; СИ III — ме­тодологической.

6. Информационными науками накоплен богатый и разнообразный багаж знаний относительно социальной коммуникации, ее видов, форм и элементов, поэтому они могут служить в качестве источника для обобщений ме­татеории социальной коммуникации.

7. Terra incognita в области информационной пробле­матики гораздо больше области позитивного знания о феномене информации.

• Ни одна из онтологических концепций информации не может быть признана методологически коррект­ной; агностические и нигилистические утверждения также не внушают доверия. Корректная математи­ческая интерпретация информации имеет слишком узкую и частную зону приложения. Вопрос «что такое информация?» фактически не получил отве­та. Наши соображения по этому поводу, изложен­ные в разделе 7.2, следует рассматривать как гипо­тезу, нуждающуюся в критической оценке. Для успешной разгадки феномена информации клю­чевое значение имеет информационный подход. Од­нако имеющаяся практика его использования осмыс­лена очень мало, а методология информационного подхода не разработана вообще. Отсюда — потреб­ность в развитии социальной информатики III.

И III — ме­тодологической.

6. Информационными науками накоплен богатый и разнообразный багаж знаний относительно социальной коммуникации, ее видов, форм и элементов, поэтому они могут служить в качестве источника для обобщений ме­татеории социальной коммуникации.

7. Terra incognita в области информационной пробле­матики гораздо больше области позитивного знания о феномене информации.

• Ни одна из онтологических концепций информации не может быть признана методологически коррект­ной; агностические и нигилистические утверждения также не внушают доверия. Корректная математи­ческая интерпретация информации имеет слишком узкую и частную зону приложения. Вопрос «что такое информация?» фактически не получил отве­та. Наши соображения по этому поводу, изложен­ные в разделе 7.2, следует рассматривать как гипо­тезу, нуждающуюся в критической оценке. Для успешной разгадки феномена информации клю­чевое значение имеет информационный подход. Од­нако имеющаяся практика его использования осмыс­лена очень мало, а методология информационного подхода не разработана вообще. Отсюда — потреб­ность в развитии социальной информатики III.