8.2. Личностные коммуникационные потребности

.

8.2. Личностные коммуникационные потребности

Личностные потребности отличаются тем, что их но­ситель — индивид является природным существом, но сущность его не биологична, а социальна. В связи с этим абсолютные индивидуальные потребности (АИ) делят­ся на биогенные (витальные, органические), принадлежа­щие биологическому виду хомо сапиенс, и социогенные (общественные, социально-Культурные), свойственные членам общества. Биогенные АИ весьма многочисленны; перечислим важнейшие из них:

АИ1. Материальные физиологические: потребности в пище, тепле, движении, отдыхе, половая и т. п.; потреб­ность в нормальном физическом развитии в соответствии с генетической программой.

АИ2. Физиологические предпосылки духовной дея­тельности:

АИ2.1. Интеллектуальная потребность — потребность в упражнении умственных способностей.

АИ2.2. Эмоциональная потребность — потребность в поддержании положительного баланса эмоциональной сферы, т. е. преобладании положительных эмоций над от­рицательными.

АИ2.3. Потребность в свободе, вольном проявлении жизненных сил индивида.

АИ2.4. Волевая потребность — потребность преодо­левать препятствия и страх.

Таблица 8.1

Общее сопоставление потребностей

разного происхождения

 

Типологические

признаки

А. Абсолютные

Потребности

В. Вторичные

потребности

С. Спонтанные

потребности

 

Типы рассогласований

 

Рассогласование

между наличными и необходимыми условиями стабильности (гомеостаза)

субъекта-носителя

Рассогласование наличных

и требуемых инструментов целенаправленной

деятельности; неполнота структуры деятельности

Субъективно переживаемое

рассогласование между наличным и желаемым состоянием дел

Осмысленность

субъектом-носителем

Необязательна

Обязательна

Необязательна

Эмоциональная

окраска

Всегда имеется

 

Нейтральная

 

Ярко выраженная

 

Происхождение

 

Естественны.

Диктуются внешней средой

(генетической программой

или программой социогенеза)

Зависят от исторически обусловленной структуры деятельности

 

Возникают и изменяются непредсказуемым образом

Условия

возникновения и удовлетворения

 

Действуют постоянно в

коле­бательном режи­ме; дезактивируются

при насыщении

Возникают эпизодически и исчезают при до­полнении струк­туры деятельно­сти до нормального состояния

Возникают спонтанно,

не дезакти­вируются, а

напро­тив, усиливаются в результате удовлетворения

Следствия

не­удовлетворения

 

Нарушение цело­стности

или даже гибель субъекта;

компенсация одних

потребно­стей за счет удовлетворения других недопус­тима

 

Неудовлетворение ведет к компенсации недос­тающих инстру­ментов другими, либо к изменению вида

дея­тельности

 

 

Неудовлетворение переживается болезненно, но не представляет угро­зы для существова­ния субъекта; не­возможна замена одних предметов потребности другими

Количество

Конечно, исчислимо

Не менее числа

 видов деятельности

Бесконечно

 

 

Таблица 8.2

Типизация коммуникационных потребностей

 

              Субъекты

 

  Происхождение

Индивидуальная личность (И)

Целевая социальная группа (Г)

Общество в целом

(М)

А-потребности

 

АИ. Абсолютные, индивидуальные

АГ. Абсолютные групповые

AM. Абсолютные общественные

В-потребности

 

ВИ. Вторичные индивидуальные

ВГ. Вторичные групповые

ВМ. Вторичные общественные

С-потребности

 

СИ. Спонтанные индивидуальные

СГ. Спонтанные групповые

СМ. Спонтанные общественные

 

АИ2.5. Потребность в игре.

АИ2.6. Мнемическая потребность — потребность в памяти.

АИ2.7. Контактная потребность — потребность в обще­нии с другими людьми, «потребность в другом человеке»; сюда же относится «лингвистическая потребность» — по­требность говорить и понимать услышанную речь.

АИ3. Другие биогенные абсолютные личностные потребности.

Среди биогенных потребностей обнаруживаются та­кие, которые можно считать предпосылками социогенных коммуникационных потребностей: это прежде всего мнемическая потребность (АИ2.6) и контактная потребность (АИ2.7), а также потребность в игре (АИ2.5), интеллек­туальная (АИ2.1) и эмоциональная (АИ2.2) потребности, порождающие смыслы, образующие содержание социаль­ной коммуникации. Если бы человек не владел этими смыслами, коммуникация была бы невозможна, так как ему нечего было бы сказать.

Социогенные АИ-потребности — результат обще­ственного образа жизни хомо сапиенс и культурной транс­формации биогенных потребностей. Они столь же есте­ственны для хомо сапиенс, как и биогенные потребности. Их делят на материальные и духовные.

АИ4. Материальные социогенные потребности:

АИ4.1. Потребность в целесообразном преобразова­нии окружающей среды; потребность в творческом физи­ческом труде и изготовлении орудий.

АИ4.2. Потребность в организации социальной жиз­ни — социально-политическая потребность, включающая потребность в обеспечении личной безопасности и безо­пасности рода (семьи).

АИ4.3. Другие социогенные материальные потребно­сти личности.

АИ5. Духовные социогенные потребности:

АИ5.1. Потребность в самореализации (самоутверж­дении, самоактуализации), совпадающая с потребностью в индивидуализации.

АИ5.2. Потребность в социализации, совпадающая с потребностью в принадлежности и устранении одиноче­ства, зарубежными учеными именуемая потребностью в аффилиации.

АИ5.3. Познавательная потребность.

АИ5.4. Этическая потребность.

АИ5.5. Эстетическая потребность.

АИ5.6. Коммуникационная потребность.

В психологическом пространстве личности различные потребности взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети; вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с людьми (по­давление контактной потребности АИ2.7), необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7 лет не возвращаются в человеческое общество. Другой пример. Потребность в свободе АИ2.3 согласуется с потребностью в самореали­зации АИ5.1, но она может войти в конфликт с потребно­стью в социализации АИ5.2, который редко разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жиз­ненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых хорошо социализированные и, стало быть, конформированные личности стремятся избежать.

В состав духовных социогенных потребностей входит коммуникационная потребностей (АИ5.6), которая раз­вивается на базе биогенных контактной и мнемической потребностей (АИ2.6 и АИ2.7). Эта потребность побуж­дает человека к использованию не только естественных (вербальный и невербальный), но и искусственных (документных) коммуникационных каналов. Так как комму­никации ради коммуникации не бывает, АИ5.6 удовлет­воряется не сама по себе, а во взаимосвязи с другими соци­огенными потребностями, как материальными, так и духовными. Однако взаимосвязи получаются разные. При взаимодействии с потребностями в творческом физичес­ком труде и организации социальной жизни (АИ4.1 и АИ4.2) коммуникационная потребность реализуется в виде духовного сопровождения материальной интеракции в процессе общения (см. раздел 2.4), т. е. в виде В-потребности, а при взаимодействии с духовными социогенными потребностями АИ5.6 образует с ними единство. Пока­жем это.

Психологи и философы утверждают, что всем людям, но в разной степени присущ бессознательный импульс к самореализации (самоутверждению) («человеческая воля к жизни» А. Шопенгауэра, «воля к власти» Ф. Ниц­ше, «стремление к превосходству» А. Адлера, «притяза­ние» К. Левина) и врожденные духовные способности для реализации этого импульса (потребность АИ5.1). Когда советуют человеку «найти себя», «стать самим собой», идет речь о нахождении такой области, где данный инди­вид мог бы воплотить свой импульс самореализации наи­более полным образом. Различаются внешняя и внутрен­няя самореализация. Внешняя реализация личностных способностей состоит в приобретении материальных (имущество, хороший дом, финансовый капитал и т. д.) или социальных (почетные звания, ордена, известность, слава) ценностей. Внутренняя реализация — самосовер­шенствование, развитие личных способностей и задатков, дающие чувство удовлетворения. И внешняя, и внутрен­няя самореализации невозможны без коммуникационной деятельности в форме управления и диалога. Отсюда — единство АИ5.1 и АИ5.6.

Социализация представляет собой не что иное как ос­воение индивидом социально признанных смыслов, т. е. коммуникационную деятельность в чистом виде; значит АИ5.2 и АИ5.6 совпадают. Разница в том, что в процессе самореализации индивид выступает в роли коммуниканта, а в процессе социализации — в роли реципиента.

Познавательная потребность (АИ5.3) основана на био­генной интеллектуальной потребности (АИ2.1) и удовлет­воряться она может двояко: либо путем познавательного понимания (познание сути явлений), либо путем комму­никационного понимания (познание содержания сообщений) — см. раздел 1.3. В первом случае при благополучном исходе — получении нового знания — познание завершает­ся созданием коммуникационного текста, сообщающего о полученных результатах; здесь познающий субъект превращается в коммуниканта, и значит, АИ5.3 становится АИ5.6. Во втором случае познание тождественно с воспри­ятием сообщения, и единство АИ5.3 и АИ5.6 очевидно.

Этическая потребность (АИ5.4) заключается в целе­сообразном управлении свободной самодеятельностью ин­дивида в интересах социума, а значит, и в его собственных интересах. Этическая потребность связана с биогенной по­требностью в свободе (АИ2.3), являясь ее социальным противовесом. В той мере, в какой этическое воспитание лю­дей осуществляется путем коммуникационного управле­ния, а не физического воздействия, потребности АИ5.4 и АИ5.6 сливаются друг с другом.

Эстетическая потребность (АИ5.5) как потребность в прекрасном, в гармонии и упорядоченности мира, оче­видно, связана с биогенной эмоциональной потребностью АИ2.2 и удовлетворяется в единстве с коммуникацион­ной потребностью АИ5.6. Если взыскующий прекрасное субъект обращается к художественному творчеству, он становится коммуникантом в том или ином коммуника­ционном канале искусства, если он довольствуется чис­тым созерцанием, «бескорыстным наслаждением гармо­нией» (И. Кант), то он оказывается в роли реципиента (зрителя, слушателя, читателя).

К числу абсолютных, врожденных духовных потреб­ностей богословами и многими учеными относится рели­гиозная потребность, имеющая, кстати сказать, сильно выраженный коммуникационный аспект. Наличие такой потребности у верующих людей несомненно, но предме­том спора является ее происхождение: является ли она первичной, свойственной каждому человеку, или вторич­ной, а может быть, — спонтанной, проявляющейся лишь у некоторых индивидов? Этот вопрос мы отнесли к terra incognita данной главы.

О жизненной важности коммуникационной деятельно­сти для нормального существования хомо сапиенс свиде­тельствуют издавна практикуемые меры наказания путем лишения контактов с другими людьми. В средние века од­ним из самых страшных кар было отлучение — excommunicatio — от церкви. Отлученный еретик ставился вне рели­гии и вне земных законов, он как бы переставал существо­вать в социальной реальности. В неокультуре аналогичной мерой наказания служит одиночное тюремное заключение.

Биогенные и социогенные потребности, образовавшие тип АИ, есть потребности общечеловеческие, вытекающие из биопсихологической природы человека. Но «человека вообще» не бывает. Человеческая жизнь детерминирует­ся общественной жизнью, профессиональным трудом, досуговыми занятиями. Они и образуют содержание вто­ричных и спонтанных потребностей личности, конкрети­зирующих абсолютные личностные потребности в данных общественно-исторических условиях. Человек рождает­ся с набором абсолютных потребностей в виде неразви­тых форм и потенциальных структур. В процессе жизне­деятельности эти форма и структуры заполняются В- и С-потребностями, и в результате образуется уникальная потребностно-мотивационная сфера индивидуальной личности.

Вторичные индивидуальные потребности (ВИ) обус­ловлены профессионально-производственной и досуговой деятельностью людей. Коммуникационные профессионалъные потребности отдельного исполнителя в системе общественного производства безличны. От смены испол­нителей потребности не меняются. Поэтому профессио­нальные коммуникационные потребности специалистов представляются в виде объективных информационных потребностей (ОИП), которые можно планировать апри­ори, исходя из производственных заданий. Получается, что индивидуальные коммуникационные потребности растворяются в коллективных потребностях целевых социальных групп (см. следующий параграф).

  Непрофессиональные коммуникационные потребнос­ти — это потребности в знаниях, умениях, стимулах, эмо­циях, вытекающих из интересов, увлечений, хобби, кото­рым люди отдаются на досуге. Но эти интересы и увлече­ния не что иное, как спонтанные потребности личности. Получается, что непрофессиональные ВИ = СИ.

Спонтанные коммуникационные потребности изучают­ся социологией культуры, где они именуются «культурны­ми потребностями». «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном простран­ством и временем общении людей». Далее выясняется, что «содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические и др.» аспекты. Таким образом тождество коммуникацион­ных и культурных потребностей очевидно. Именно эти потребности влекут людей в театры, библиотеки, клубы, на стадионы, в музеи и в туристические путешествия.

Накоплен большой эмпирический материал, характе­ризующий зависимость индивидуальных культурных по­требностей от образования, места жительства (город — село), возраста и других социально-демографических ха­рактеристик. Известны попытки группировки спонтанных потребностей, но они малоуспешны, ибо СИ-потребности субъективны и личностно-уникальны, подобно ху­дожественным вкусам и читательским интересам. Тем не менее обнаруживаются следующие спонтанные коммуни­кационные потребности, которые правомерно назвать «культурными»:

СИ1. Потребность в освоении культурного наследия, в том числе — потребность в непрерывном образовании;

СИ2. Потребность в самостоятельном духовном твор­честве, реализуемая в художественной самодеятельности, техническом конструировании, литературном сочини­тельстве и т. д.;

СИЗ. Потребность в самопознании и саморазвитии, вплоть до реинкарнации, телепатии, ясновидения, экст­расенсорной диагностики и лечения.

История показывает, что прогресс человеческой куль­туры обеспечивается самопроизвольно возникающими и развивающимися спонтанно личностными потребностя­ми; отсюда его замысловатость, противоречивость, непред­сказуемость.