8.4. Общественные коммуникационные потребности

.

8.4. Общественные коммуникационные потребности

Общество представляет собой самовоспроизводящу­юся устойчивую массовую совокупность, сложившуюся естественноисторическим путем. Общество — не искус­ственно созданный механизм и не результат соглашения (общественного договора) между людьми, а совокупный субъект — живая система, являющаяся носителем специ­фических общественных потребностей. Эти потребности, как показано в табл. 8.2, делятся на три типа: абсолютные (AM), вторичные (ВМ), спонтанные (СМ).

Абсолютные общественные потребности (AM) во мно­гом подобны, скажем, изоморфны личностным абсолют­ным потребностям. Правда, биогенные потребности обще­ству не свойственны; все общественные потребности социогенны, но являются естественными для человеческого общества, так же как социогенные личностные потребно­сти естественно свойственны хомо сапиенс. АМ-потребности делятся на материальные и духовные.

AM1. Материальные общественные потребности:

АМ1.1. Экономическая потребность — потребность в общественно организованном материальном производстве, т. е. создании и распределении ма­териальных продуктов и услуг.

AMI.2. Потребность биологического воспроизвод­ства населения.

АМ1.3. Потребность в защите от стихийных бед­ствий и агрессии врагов.

AMI.4. Общественно-политическая потребность — потребность в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества.

АМ2. Духовные общественные потребности:

АМ2.1. Потребность в самоутверждении и самосоз­нании общества; она психологически базируется на МЫ ― чувстве, которое может служить источни­ком патриотизма и национализма; эта потребность аналогична индивидуальной потребности в само­реализации (АИ5.1).

АМ2.2. Потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в общественную жизнь; очевидно что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности (АИ5.2).

АМ2.3. Познавательная потребность, состоящая в производстве, накоплении, хранении и использо­вании общественного знания и опыта.

АМ2.4. Этическая потребность — потребность в справедливом, т.е. отвечающем общественно принятым нормам справедливости, общественно-политическом устройстве.

АМ2.5. Эстетическая потребность — потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкуса­ми и обычаями.

АМ2.6. Коммуникационная потребность, выражаю­щаяся, во-первых, в лингво-семиотической по­требности, т. е. потребности в национальном язы­ке и вспомогательных знаковых системах; во-вто­рых, в социально-мнемической потребности — потребности в социальной памяти. Как перечисленные общественные потребности соот­носятся с социально-коммуникационной деятельностью? Это соотношение принимает вид причинно-следственной связи в случае коммуникационной потребности АМ2.6, которая инициирует макрокоммуникацию в виде устно­го общения и неовеществленной социальной памяти. Про­дуктами устной макрокоммуникации являются фольклор, нравственные нормы, народные обычаи, которые пред­ставляют собой нормативные социальные институты. Здесь налицо непосредственная причинно-следственная связь П → Д. Для удовлетворения общественных потреб­ностей в цивилизованном обществе, использующем документные каналы, создаются учрежденческие социальные институты, обслуживающие абсолютные социальные потребности. Так, экономический социальный институт удовлетворяет АМ1.1; институт семьи — АМ1.2; инсти­тут государства — АМ1.3 и AMI.4; институт народного образования — АМ2.2 и т. д. Эти социальные институты и выступают в качестве субъектов коммуникационных ВМ-потребностей, которые удовлетворяются специаль­ными коммуникационными службами, участвующими в миди― или макрокоммуникации. Например, государство инициирует цепочку:

AMI.4 Общественно политическая потребность → Государство→ Деятельность по организации общественно­го бытия →  Коммуникационная ВМ-потребность →  Го­сударственные средства массовой коммуникации →  Мас­совое коммуникационное управление.

Таким образом, вместо простой зависимости П → Д, действовавшей на личностном уровне, появляется слож­ная цепочка П → Социальный  институт →  Деятельность → В-потребность и т. д.

Социальные институты, участвуя в массовой комму­никации в качестве социального коммуниканта (форму­ла ГуМ), приобретают собственные групповые коммуни­кационные потребности (АГ, ВГ, СГ), рассмотренные в предыдущем разделе. Мы специально остановимся на де­ятельности коммуникационных социальных институтов в следующей главе.

Коммуникационные СМ-потребности проявляются в спросе на форму предлагаемых коммуникационных сооб­щений, прежде всего — в области искусства и литерату­ры. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны — привлекать новизной, с другой стороны — не противоречить привычным образцам; не быть старомодной и вместе с тем соблюдать общепри­нятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Разрешение этого противоречия — дело мастерства социально-культурных работников, взаи­модействующих с массовыми аудиториями. Если творчес­ким работникам и работникам культуры удается уловить суть СМ-потребностей и найти соответствующие формы, новаторов ждет успех, в противном случае — неудача. Опыт подсказывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на спонтанные потребности, которых в со­временном им обществе нет. Если с течением времени та­кие потребности возникнут, творчество новаторов полу­чит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, нередко посмертно).