8.5. Выводы

.

8.5. Выводы

1. Движение смыслов в социальном времени и простран­стве происходит не самопроизвольно, а в силу коммуника­ционных потребностей, действующих на личном, групповом и общественном уровне. Эти потребности взаимосвя­заны с другими материальными и духовными потребностя­ми личности, социальной группы, общества в целом.

2. Коммуникационные потребности по происхождению делятся на: А — абсолютные (первичные), В — вторичные и С — спонтанные, которые свойственны всем субъектам — носителям потребностей. Типизация коммуникационных потребностей, как и общая типизация человеческих потребностей, насчитывает 9 гипотетических типов. Типи­зация гипотетична, потому что деление потребностей на типы А, В, С есть авторская гипотеза.

3. Коммуникационная потребность — функциональ­ное свойство субъектов активно реагировать на рассо­гласование между наличным и нормальным состоянием их сознания. Эта реакция заключается в пространствен­но-коммуникационной или мнемической деятельности в различных их видах и формах.

4. Посредством социально и коммуникации удовлетво­ряются две абсолютные коммуникационные потребности: потребность в передаче смыслов в социальном простран­стве и потребность в передаче смыслов во времени; эти потребности представлены на всех субъектных уровнях: личностном (АИ), групповом (АГ) и общественном (AM) в качестве социогенных духовных потребностей; кроме того, на личностном уровне имеются их физиологические предпосылки (АИ2.6 и АИ2.7).

5. Личностные духовные потребности образуют един­ство с коммуникационной потребностью, вследствие чего духовное творчество, т.е. создание новых культурных смыслов, органически связано с социальной коммуника­цией. Тем самым подтверждается формула: культурная деятельность = творчество + социальная коммуникация. Эта формула действует и в области материального про­изводства, но здесь коммуникационная деятельность по­буждается не абсолютными, а вторичными коммуникаци­онными потребностями.

6. Судить о человеке как о личности следует не по аб­солютным потребностям, которые являются общечелове­ческими и присутствуют у всех людей, а по развитости профессиональных В-потребностей и непрофессиональ­ных, культурных С-потребностей.

7. Информационный подход оправдывает себя при изучении вторичных коммуникационных потребностей целевых социальных групп, где возможна обезличенная объективация коммуникационных потребностей их чле­нов. В других случаях он не получил применения.

8. Абсолютные общественные коммуникационные потребности, выражающиеся в абсолютной лингво-семиотической потребности и в абсолютной социально-мнемической потребности (АМ2.6), не образуют единства с другими абсолютными социальными потребностями, а служат основой для формирования вспомогательных ком­муникационных потребностей социальных институтов (ВМ-потребностей).

9. Существует формальное подобие (изоморфизм, между личностными и общественными духовными абсо­лютными потребностями (АИ5 изоморфно АМ2): оба пе­речня содержат одинаковое количество одноименных по­требностей. Однако, содержание одноименных потребностей совершенно различно. Так, познавательная или эстетическая потребность личности удовлетворяются совсем иначе, чем общественные социальные и эстетичес­кие потребности, обслуживаемые такими социальными институтами, как наука и искусство.

10. В обществознании давно известен закон возвыше­ния потребностей, который заключается в стремлении людей к наиболее полному и комфортному удовлетворе­нию их материальных и духовных потребностей, в том чис­ле — потребностей коммуникационных. Стало быть, мож­но говорить о законе возвышения коммуникационных по­требностей. Этот закон приводит  к  постоянному  росту коммуникационных В-потребностей и С-потребностей, что обусловливает развитие коммуникационных средств и услуг. Смена книжной культуры культурой мультимедийной — одно из проявлений возвышения закона коммуникационных потребностей; другое его проявление — образование в усло­виях индустриальной неокультуры социально-коммуника­ционных институтов (см. главу 9).

11. Terra incognita в проблематике коммуникацион­ных потребностей, да и в теории потребностей вообще весьма обширна. Перечислим некоторые проблемы.

• Соотношение категорий «потребность» и «интерес» нуждается в уточнении. Некоторые исследователи пола­гают, что интерес — это осознанная потребность, другие считают, что интересы и потребности — самостоятельные инстанции, в равной мере управляющие поведением людей, третьи думают, что интерес — это ценностная ориен­тация, обуславливающая действие спонтанных потребно­стей. Психологи утверждают, что интересы — субъектив­ное психическое образование, поскольку они не совпадают у разных людей, а экономисты и социологи склонны счи­тать интересы объективно заданными характеристиками социальных групп, ссылаясь на то, что, независимо от субъектного состава, интересы потребителей и произ­водителей, как правило, противоречат друг другу, а инте­ресы капиталистов и эксплуатируемых рабочих антагонистичны. В этом свете соотношение категорий «коммуни­кационная потребность» и «коммуникационный интерес» приобретает значение одной из проблем метатеории со­циальной коммуникации.

• Нуждается в уточнении перечень абсолютных по­требностей, определяющих в конечном счете жизнедея­тельность личностей и обществ. Можно ли считать рели­гиозную потребность абсолютной? Религии, культ сверхъестественных сил сопровождают человечество со времен археокультуры до наших дней, подтверждая абсо­лютный статус этой потребности для рода человеческого. На этом основании многие ученые включают религиозную потребность в перечень исходных, врожденных, первич­ных потребностей. Другие полагают, что первичной яв­ляется потребность в социализации, иначе — потребность в аффилизации, потребность в принадлежности к какому-либо сообществу, дающему ощущение безопасности и комфорта (АИ5.2). Именно эта духовная потребность по­буждает людей в поисках защиты и спасения обращаться к всевышним и всемогущим силам. Тогда религиозная потребность становится вторичной, ВИ-потребностью. Подвиги религиозных подвижников, монашеская аскеза, религиозный фанатизм свидетельствуют о наличии рели­гиозной СИ-потребности; но есть и атеисты, равнодуш­ные к религии. Итак, каков статус религиозной потребно­сти: абсолютная? вторичная? спонтанная?

• Начатое теорией информационных потребностей изу­чение феномена спонтанных групповых коммуникацион­ных потребностей пока не получило развития. Остаются загадкой успех или неудача культурных новаций, предла­гаемых вниманию массовых аудиторий различными коммуникантами. Если успех, то талант новатора или чуткость аудитории? Если неудача, то бездарность автора или рав­нодушие толпы? Со столь прямолинейными объяснения­ми трудно согласиться, а других мы не знаем, потому что феномен спонтанных потребностей остается тайной.