9.1. Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем, институтов

.

9.1. Происхождение и виды социально-коммуникационных служб, систем, институтов

Археокультурная общинная коммуникационная си­стема не имела коммуникационных служб. Для удовлет­ворения абсолютных и вторичных коммуникационных потребностей первобытных общин было достаточно двух естественных (невербальный и вербальный) и двух искус­ственных (символьные и иконические документы) комму­никационных каналов. Посредством этих каналов общин­ная ОКС осуществляла сущностные функции: функцию распространения смыслов в социальном пространстве (коммуникационно-пространственную) и мнемическую (коммуникационно-временную) функцию, а также при­кладные функции: магическую и социализации молодежи. Сущностные функции коммуникационной системы удов­летворяли абсолютные коммуникационные потребности общины (см. сущностные функции языка, речи и докумен­тов — пункты 4.2.2. и 4.3.2.); а прикладные функции — вто­ричные потребности. Таким образом установилась при­чинно-следственная связь

 

Коммуникационные потребности

дописьменной общины:                     →    Общинная ОКС:

 

А — потребности                                 →    Сущностные функции

В — потребности                                 →     Прикладные функции

 

С появлением письменности возникла потребность в службах оформления и размножения документов (писцы, переписчики, скриптории) и в службах хранения, обра­ботки и распространения документов (библиотеки, книж­ная торговля). Сформировалась рукописная документная система (ДОКС), включающая два контура: контур обоб­ществления и контур хранения, обработки и распростра­нения (см. рис. 4.5). ДОКС — важнейшая подсистема ру­кописной ОКС, которая удовлетворяет как абсолютные, так и вторичные потребности ранних палеокультурных цивилизаций.

Поскольку потребности цивилизованных обществ го­раздо разнообразнее, чем потребности первобытных общин, значительно расширились функции рукописной ОКС. В число сущностных функций ОКС, помимо исходных со­циально-пространственной и социально-временной функ­ций, стали входить функции формирования документных потоков, ценностно-ориентационная (отбор и рекоменда­ция ценных сообщений) и поисковая (разыскание нужных сообщений по запросу). Вместо двух получилось пять сущ­ностных функций, из которых три новых инициированы ДОКС. В составе прикладных функций появились: образовательно-просветительская, идейно-воспитательная (идеологическая), бюрократическая, гедонистическая, на­учно-вспомогательная (точнее сказать — схоластическая), художественно-эстетическая, товарная, библиофильская функции. Сохранилась магическая функция, которая рас­пространилась на священные писания, а также функция социализации молодежи не по книге, а путем показа. Мож­но сделать вывод, что в рукописной ОКС документы стали необходимым коммуникационным каналом в социальных институтах духовного производства (религия, литература, наука, философия, право), в государственном управлении и образовании, но коммуникационные социальные инсти­туты еще не сформировались, хотя службы документальной коммуникации были налицо.

Становление мануфактурной ОКС несомненно сти­мулировалось ростом коммуникационных потребностей духовной жизни и социально-культурной практики. Сущностные и прикладные функции мануфактурной ОКС  внешне остались теми же, что и при рукописной ОКС, но средства их реализации качественно изменились благо­даря механизации печатного процесса, формированию книжной культуры и литературоцентризму, когда основ­ные культурные смыслы стали распространяться и хра­ниться в книжной форме. Появились новые службы в со­ставе ДОКС: типографии и книгоиздательские дома, кни­готорговые предприятия, библиографические службы, различные библиотеки, включая национальные. В век Просвещения (XVIII век) магическую функцию книги сменила национально-символическая прикладная функция — национальный литературный язык, национальные биб­лиотеки, национальная библиография стали символом самосознания формирующихся европейских наций.

Можно ли говорить о появлении социально-коммуни­кационных институтов в это время? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уточнить понятие «социальный ин­ститут», которое понимается двояко. Первое понимание можно назвать нормативным, поскольку здесь институт понимается как совокупность исторически сложившихся неформальных социальных норм (обычаев или стереоти­пов), концентрирующихся вокруг какой-то главной цели, ценности или потребности. Типичные примеры: институт семьи, экономический институт (производство и распре­деление товаров), институт морали. Нормативными ин­ститутами в области социальной коммуникации являют­ся естественный язык, фольклор, искусство, народные традиции и народные промыслы.

Второе понимание социального института учрежден­ческое, кстати сказать, ближе подходящее этимологии слова «институт», которое изначально имело значение «учреждение». Социальный институт в этом случае пони­мается как формально организованная система учреждений (служб, центров) и профессиональных групп, обладающая определенным, социально признанным назначением. Нор­мативные институты отличаются от учреждений тем, что они являются неформальными, т. е. не учреждаются вла­стью, не имеют профессиональных кадров и не нуждаются в официальном признании их общественного назначения.

Учрежденческие социальные институты вырастают из нормативных институтов, что хорошо видно на примере ком­муникационных служб. Рукописная ОКС и особенно ману­фактурная ОКС располагали разными службами производ­ства, хранения и распространения документов, где трудились профессиональные работники. Но формально организован­ной системы учреждений не было. Поэтому на этапе ману­фактурной ОКС, соответствующей второму поколению книжной культуры, есть основания говорить о нормативных социально-коммуникационных институтах (СКИ). Уч­режденческие СКИ появляются в период индустриальной ОКС и третьего поколения книжной культуры.

Индустриальной ОКС свойственно новое сущностное качество, отличающее ее от предыдущих коммуникацион­ных систем, это качество — системная структурность. Раз­личают две трактовки понятия «система»:

• Система — любая совокупность, всякая сумма, в том числе — груда камней, толпа людей, звездное небо и т. д.

• Система — внутренне структурированная (органи­зованная, упорядоченная) совокупность, образую­щая единое целое.

Первую трактовку можно назвать широкой, вторую — узкой; первая относится к суммативным системам, вто­рая — к структурированным системам. В суммативной си­стеме части предшествуют целому, чтобы познать целое, нужно знать его части. В структурированной системе це­лое обладает интегративными (системными, эмерджентными) свойствами, которыми части ее, каждая в отдель­ности, не обладают. Например, если разделить живой орга­низм на составные части, он перестанет быть живым; если разделить стих на отдельные слова, он утратит свой смысл.

Рукописные и мануфактурные общественные комму­никационные системы были суммативными системами. Исчезновение или появление той или иной библиотеки, типографии или издательского дома не вызывало суще­ственных изменений в системе в целом, поскольку все ее элементы автономны и не зависят друг от друга. В индуст­риальной ОКС элементом является не отдельное учреж­дение, а система служб, поэтому изменения в ее составе не могут остаться незамеченными. Системность и явля­ется тем интегративным качеством, которое делает инду­стриальную ОКС структурированной системой систем. Как происходит преобразование суммативных ОКС в структурированную коммуникационную систему?

Резкое возрастание социальных коммуникационных потребностей на стадии неокультуры вызывает стреми­тельный количественный рост коммуникационных служб всех видов (книгоиздательств, библиотек, книжных ма­газинов, музеев и т.д.). Возникает потребность в рационализации их деятельности, которая видится в сотрудни­честве, специализации и разделении труда между ними. Прежде независимые и конкурирующие друг с другом службы начинают объединяться в системы, элементами которых становятся функционально специализированные службы, образовавшиеся на базе прежних, неспециализи­рованных служб. Системы делятся на организационные, объединяющие функционально сходные службы и тех­нологические, объединяющие функционально различные службы. Например, сеть детских библиотек или сеть академических библиотек образуют организационную систе­му, а централизованная каталогизация или путь книги в крупной библиотеке — технологическая система. Призна­ком структурности является наличие органов управления в коммуникационных системах.

Итак, индустриальная ОКС — это управляемая систе­ма систем, располагающая мощными коммуникационны­ми ресурсами, распределенными по различным подсистемам. Так, ДОКС (рис. 4.5.), есть одна из подсистем совре­менной индустриальной коммуникационной системы. Она представляет собой технологическую суперсистему, включающую в свой состав различные функционально специализированные системы, объединенные в контур А и контур Б. Но ДОКС — не социально-коммуникацион­ный институт, она объединяет в своем составе документные СКИ.

Теперь можно дать определение социально-коммуни­кационному институту. Социально-коммуникационный институт — это элемент индустриальной ОКС, представ­ляющий собой формально учрежденную, т.е. имеющую свой орган управления, совокупность организационных и технологических систем, обладающих определенным, со­циально признанным назначением. В современной индуст­риальной ОКС различаются следующие виды институтов.

1. Кумулятивные институты, выполняющие в числе своих сущностных функций социально-временную (социально-мнемическую) функцию:

•    архивное дело;

•    библиотечно-библиографическое дело;

•    музейное дело;

•    система научно-технической информации;

•    телекоммуникационные сети, например Интернет.

2. Некумулятивные институты, не выполняющие социально-мнемическую функцию и не входящие в состав социальной памяти:

•    народное образование;

•    система массовой коммуникации (радио, телевиде­ние);

•    средства связи: почта, телеграф, телефон;

•    газетно-журнальное дело;

•    книгоиздательское дело;

•    книготорговое дело;

•    туристическое дело;

•    культурно-досуговая система.

Каждый институт располагает профессионально под­готовленными кадрами, занятыми практическим удовлет­ворением общественных коммуникационных потребно­стей, обусловивших возникновение института. Кроме того, в его состав входят: отраслевая наука, занятая совершенствованием практики и самопознанием института; от­раслевое образование, обеспечивающее подготовку и пе­реподготовку кадров профессионалов; органы управления, организующие работу института; групповая специальная коммуникация — профессиональная пресса, литература, устное общение, формирование специальных фондов.

Кроме социальных институтов, в составе индустриаль­ной ОКС находятся службы или даже системы, не достиг­шие уровня институциализации. Такими доинституционными элементами являются: агентства по рекламе, фирмен­ные маркетинговые службы, службы паблик рилейшенз, службы референтов-переводчиков, команды имиджмей­керов, биржи труда и справочные городские службы, орга­низаторы массовых праздников, шоу, чемпионатов и т. п.

Перечисленные социально-коммуникативные инсти­туты ориентированы на удовлетворение коммуникацион­ных потребностей общества в целом, поэтому входящие в них службы называются общими, или публичными, мас­совыми, общедоступными. В дополнение к общим, различ­ными ведомствами и общественными организациями уч­реждаются специальные коммуникационные службы: издательства, редакции журналов, библиотеки, информационные органы, архивы, которые призваны обслуживать групповые потребности тех или иных категорий специалистов. Эти службы обладают двойственностью: с одной стороны они входят в состав индустриальной ОКС, где заимствуют технологии и используют общедоступные ресурсы; с другой стороны они принадлежат некоммуникационным специальным институтам (армия, государ­ственное управление, материальное производство и т. д.) и подчиняются органам управления этих институтов. Эта двойственность обусловила разделение коммуникационных служб индустриальной ОКС на две категории: общие и спе­циальные, нередко соперничающие друг с другом за приори­теты обслуживания специалистов. Специальные службы об­разуют свои организационные и технологические системы, но до формирования коммуникационных институтов дело не доходит. Исключением является Государственная систе­ма научно-технической информации (ГСНТИ), достигшая статуса специального социального института.

Наконец, можно по масштабам деятельности разделить коммуникационные службы на международные, нацио­нальные, региональные (областные, краевые), городские, районные, локальные (точечные). По признаку собствен­ности те же службы подразделяются на государственные (федеральные), ведомственные, муниципальные, общественные, частные, личные.

Сказанное не означает, что в индустриальной ОКС не сохранились нормативные социальные институты. Они есть, и ими остаются с давних пор естественный язык, фольклор, искусство, народные промыслы и традиции, создателем и потребителем которых являются массовые аудитории.

В итоге получается четырехслойная структура индуст­риальной ОКС:

•    нормативные коммуникационные институты;

•    учрежденческие коммуникационные институты об­щего назначения, включающие кумулятивные и не­кумулятивные институты;

• коммуникационные службы некоммуникационных социальных институтов и специальные коммуника­ционные институты (ГСНТИ);

•    доинституционные коммуникационные службы.

В качестве социальных коммуникантов и реципиен­тов индустриальной ОКС выступают: население, массо­вая аудитория (М) и специальные социальные группы (Г). При посредничестве ОКС происходит диалог МдМ и  ГдГ, а также управление ГyМ, соответствующие миди- и макро- коммуникации (см. рис. 2.2). Взаимодействие индустри­альной ОКС со своими коммуникантами и реципиента­ми наглядно представлено на рис. 9.1.

            

 

Рис.9.1. Социальные коммуниканты и реципиенты

индустриальной ОКС