9.3.2. Либерально-демократическая схема функционирования социально-коммуникационных институтов

.

9.3.2. Либерально-демократическая схема функционирования социально-коммуникационных институтов

Либерально-демократическая концепция правового го­сударства отстаивает право гражданского общества на не­контролируемую государством хозяйственную, полити­ческую, семейную и социально-культурную деятельность. За государством остается роль «ночного сторожа», охра­няющего общественный порядок, безопасность, нрава и свободы граждан.

На рис. 9.2. представлена схема индустриальной ОКС, построенной согласно либерально-демократическим принципам.

Схема включает 4 функциональных узла:

1. Публика — социальный заказчик в лице граждан­ского общества, добровольного потребителя коммуника­ционных продуктов и услуг.

2. Самоуправляющиеся социально-коммуникацион­ные институты (СКИ) в составе которых действуют:

• коммуникационные работники;

• менеджеры СКИ.

3. Государственное правовое регулирование — законо­дательные и нормативные акты, регулирующие права и свободы субъектов коммуникационной деятельности.

4. Правительственные, общественные, частные хозяй­ственные органы (учреждения, фирмы, предприятия, обще­ства), выступающие в качестве источников финансирования (учредителей, спонсоров) коммуникационных учреждений.

 

Рис.9.2. Схема либерально-демократической индустриальной ОКС

 

Частные фирмы охотно финансируют коммуникаци­онные учреждения, которые способны приносить при­быль. В этом качестве часто выступают шоу бизнес, ин­формационный сервис, средства массовой коммуникации. Общественные организации (профессиональные обще­ства, ассоциации) обеспечивают социальную коммуника­цию между своими членами, как правило, не преследуя коммерческих целей. На долю правительственных орга­нов приходится финансовая поддержка социально-ком­муникационных проектов национального значения и бес­прибыльных коммуникационных учреждений (учебных заведений, библиотек, музеев, архивов). Правительствен­ная поддержка осуществляется в следующих формах:

• Предоставление налоговых льгот частным лицам или фирмам, жертвующим деньги на образование, куль­туру, искусство.

• Прямое субсидирование через независимые эксперт­ные советы, принимающие решение о распределении суб­сидий без участия правительственных чиновников. Действу­ет так называемый принцип «длины руки», который при­зван держать политиков и бюрократов на расстоянии «длины руки» от распределения денежных средств, а также ограж­дать СКИ от прямого политического давления. Экспертные советы поддерживают, как правило, элитарное искусство и бесприбыльные проекты, следуя советам профессионалов.

• Прямое субсидирование через правительственные органы (министерство культуры, департамент культуры), которые ориентируются на принятые государственные программы и спрос населения, а не творческий поиск.