9.5. Выводы
.9.5. Выводы
1. Существуют нормативные и учрежденские коммуникационные институты. Нормативные институты (естественный язык, фольклор, искусство, народные традиции и народные промыслы) представлены во всех общественных коммуникационных системах; они базируются на четырех исходных коммуникационных каналах. Рукописная и мануфактурная ОКС обогатились коммуникационными службами, обеспечивающими функционирование каналов письменности и книгопечатания; эти ОКС представляли собой суммативные системы. Индустриальная ОКС является структурированной системой систем, включающей нормативные институты, социальные службы и институты, доинституционные службы.
2. Социально-коммуникационный институт — это элемент индустриальной ОКС, представляющий собой формально учрежденную, т. е. имеющую свой орган управления, совокупность организационных и технологических систем, обладающую определенным, социально признанным назначением. Различаются кумулятивные и некумулятивные СКИ.
3. Всем коммуникационным явлениям — от устной коммуникации до индустриальной ОКС свойственны две основополагающие сущностные функции — коммуникационно-пространственная и коммуникационно-временная. На базе этих функций в документных системах развиваются дополнительные сущностные функции: ценностно-ориентационная, формирования документных потоков, поисковая.
4. Поскольку сущностные функции социально-коммуникационных институтов не зависят от социально-культурных, экономических, политических условий в пределах индустриальной неокультуры, они остаются одними и теми же в либерально-демократическом обществе и в тоталитарном обществе. Зато коренным образом различаются их прикладные функции.
5. Социально-коммуникативные права и свободы являются важнейшей частью международно-признанных прав человека.
6. Главная организационная особенность либерально-демократической схемы ОКС — субъект-субъектные отношения между публикой и социально-коммуникационными институтами.
7. Ленинский принцип партийности — руководящий принцип коммуникационной деятельности всех институтов и служб советской ОКС. Главная организационная особенность тоталитарной схемы ОКС заключается в субъект-объектных отношениях между идеологическими органами и СКИ, которые трансформируются в субъект-объектные отношения между СКИ и Публикой. В результате получается иерархическая административно-командная система.
8. Тоталитаризм невозможен без массированного коммуникационного воздействия на сознание людей. В Советском Союзе за время его существования получен уникальный опыт тотальной цензуры, который показал как силу, так и ограниченность коммуникационного насилия.
9. Принципиальные различия между либерально-демократической и тоталитарной ОКС наглядно проявляются при сопоставлении их характеристик в табличном виде (таб. 9.2)
Таблица 9.2
№ п/п
|
Характеристика
|
Либерально-демократическая ОКС |
Тоталитарная ОКС
|
1.
|
Основополагающий принцип
|
Свободное предпринимательство
|
Принцип партийности
|
2.
|
Попечитель- владелец учреждений |
Государство, общества, частные лица |
Партийно-государственная монополия |
3.
|
Отношение Попечитель/СКИ
|
Субъект-субъектное, кооперация
|
Субъект-объектное, административно-командное |
4.
|
Отношение СКИ/Публика |
Субъект-субъектное, маркетинговое |
Субъект-объектное, манипулятивное |
5.
|
Схема управления
|
Самоуправление, децентрализованная |
Иерархическая, централизованная |
6.
|
Критерии эффективности |
Рыночная конкуренция
|
Идеологическая выдержанность |
10. Terra incognita социально-коммуникационных институтов включает следующие проблемы:
• Многоаспектная типологизация институтов и служб, входящих в различные общественные коммуникационные системы (ОКС).
• Разработка функционального подхода к ОКС, раскрывающего динамику сущностных и прикладных социальных функций в связи с эволюцией коммуникационных систем.
• Нуждается в дальнейшем развитии системный подход к индустриальной ОКС, представляющей собой сложную структурированную систему систем. Этот подход должен раскрыть элементный состав этой системы, отношения между элементами, конфигурацию, т.е. состав подсистем.
• Какова возможная функционально-структурная конфигурация мультимедийной ОКС? Какие органы управления могут возникнуть в этой конфигурации? Сохранятся ли социально-коммуникационные права и свободы в мультимедийных ОКС?
• Возможно ли возрождение в будущем тоталитарных принципов и схем функционирования социально-коммуникационных институтов?