10.2. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации
.10.2. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации
Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной коммуникации занимает центральное место (служит ядром) системы социально-коммуникационных наук. Это ее положение в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины — частными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.
Объектом метатеории является социальная коммуникация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.
Предметом метатеории служат не конкретные социально-коммуникационные явления, а знания об этих явлениях, добытые частными теориями. Поскольку эти теории относятся к различным научным комплексам, метатеория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.
Функции межнаучных теорий в системе научного знания заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые выполняются всеми научными теориями, метатеории имеют особые функции:
• трансляционную — перенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;
• стратегическую — ориентация в направлениях дальнейших научных поисков;
• терминологическую — упорядочение и согласование терминологических систем частных наук;
• практическую — содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;
• методологическую — уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;
• общенаучную — раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае — понятия социальной коммуникации и производных от него;
• мировоззренческую — содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (социально-коммуникационных работников).
Содержание метатеорий складывается из обобщения проблематики частных дисциплин, а также собственной проблематики, не затрагиваемой последними и связанной с выполнением стратегических, практических, методологических и общенаучных функций. Это содержание в общих чертах представлено в десяти главах настоящего издания.
Методическому аппарату метатеорий не свойственны такие методы эмпирического познания, как эксперимент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками знания, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержание частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений.
В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной коммуникации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем между частными дисциплинами.
Таблица 10.1.
Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание
№ п/п
|
Метатеоретические проблемы
|
Обобщаемое научное знание
|
|
Фундаментальные науки |
Прикладные учения |
||
1.
|
Смыслы и понимание |
Философия: теория познания; Психология понимания |
― |
2.
|
Коммуникационная деятельность
|
Психология общения; Педагогика; Теория массовой коммуникации; Риторика
|
Культура речи; Деловое общение; Паблик рилейшенз; Рекламное дело; Конфликтология; Журналистика |
3.
|
Социальная память
|
Культурология; Книговедение; Психология памяти; Социальная психология |
Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение |
4.
|
Коммуникационные каналы
|
Лингвистика; Литературоведение; Искусствознание; Книговедение; Теория информации |
Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация
|
5.
|
Эволюция социальных коммуникаций
|
История; Культурология; Антропология; Археология |
Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика
|
6.
|
Семиотика социальных коммуникаций
|
Семиотика; Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология |
Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело; Тайнопись |
7.
|
Социальная информация
|
Философия информации; Теория информации
|
Научнаяин форматика; Компьютерная информатика |
8.
|
Коммуникационные потребности
|
Общая психология; Социальная психология; Общая социология |
Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры |
9.
|
Социально-коммуникационные институты |
Общая социология; Политология; Социология культуры |
Менеджмент
|
10.
|
Система социально-коммуникационных наук |
Философия: классификация наук; Науковедение |
Библиотечно-библиографические классификации |