10.2. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации

.

10.2. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации

Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной ком­муникации занимает центральное место (служит ядром) си­стемы социально-коммуникационных наук. Это ее положе­ние в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины — част­ными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.

Объектом метатеории является социальная коммуни­кация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.

Предметом метатеории служат не конкретные соци­ально-коммуникационные явления, а знания об этих яв­лениях, добытые частными теориями. Поскольку эти тео­рии относятся к различным научным комплексам, мета­теория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.

Функции межнаучных теорий в системе научного зна­ния заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые вы­полняются всеми научными теориями, метатеории име­ют особые функции:

• трансляционную — перенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;

• стратегическую — ориентация в направлениях даль­нейших научных поисков;

• терминологическую — упорядочение и согласование терминологических систем частных наук;

• практическую — содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;

• методологическую — уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;

• общенаучную — раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае — понятия социальной коммуникации и производных от него;

• мировоззренческую — содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (соци­ально-коммуникационных работников).

Содержание метатеорий складывается из обобщения проблематики частных дисциплин, а также собственной про­блематики, не затрагиваемой последними и связанной с вы­полнением стратегических, практических, методологических и общенаучных функций. Это содержание в общих чертах представлено в десяти главах настоящего издания.

Методическому аппарату метатеорий не свойствен­ны такие методы эмпирического познания, как экспери­мент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками зна­ния, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержа­ние частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений.

В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной комму­никации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем меж­ду частными дисциплинами.

Таблица 10.1.

Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание

п/п

 

Метатеоретические проблемы

 

Обобщаемое научное знание

 

Фундаментальные науки

Прикладные учения

1.

 

Смыслы и понимание

Философия: теория познания;

Психология понимания

2.

 

Коммуникационная деятельность

 

Психология общения;

Педагогика;

Теория массовой коммуникации;

Риторика

 

Культура речи;

 Деловое общение;

Паблик рилейшенз; Рекламное дело; Конфликтология; Журналистика

3.

 

Социальная память

 

Культурология;

 Книговедение;

 Психология памяти;

Социальная психология

Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение

4.

 

Коммуникационные каналы

 

Лингвистика;

Литературоведение; Искусствознание;

Книговедение;

Теория информации

Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация

 

5.

 

Эволюция социальных коммуникаций

 

История;

Культурология;

Антропология;

Археология

Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика

 

6.

 

Семиотика социальных коммуникаций

 

Семиотика;

Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология

Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело;

Тайнопись

7.

 

Социальная информация

 

Философия информации;

Теория информации

 

Научнаяин форматика; Компьютерная информатика

8.

 

Коммуникационные потребности

 

Общая психология;

Социальная психология;

Общая социология

Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры

9.

 

Социально-коммуникационные институты

Общая социология;

 Политология;

 Социология культуры

Менеджмент

 

10.

 

Система социально-коммуникационных наук

Философия:

классификация наук; Науковедение

Библиотечно-библиографические классификации