1. ФАЛЕС
.1. ФАЛЕС
Итак, Фалес (по согласному утверждению и Геродота
Отойдя от государственных дел, он обратился к умозрению
природы. По одному мнению, от него не осталось ни единого сочинения, – ибо приписываемая
ему "Судоводная астрономия" принадлежит, говорят, Фоку Самосскому. (А
Каллимаху он был известен как открыватель Малой Медведицы, что видно из таких
стихов в "Ямбах": В небесной колеснице он открыл звезды, По коим финикийцы правят путь в море
По другому же мнению, он написал только две книги:
"О солнцестоянии" и "О равноденствии", считая
остальное непостижимым. Некоторые полагают, что он первый стал заниматься
астрономией, предсказывая затмения и солнцестояния (так утверждает Евдем в
"Истории астрономии", и за это им восторгаются Ксенофан и Геродот
Аристотель
Можно думать, что и в государственных делах он был наилучшим
советчиком. Так, когда Крез пригласил милетян к союзу, Фалес этому
воспротивился и тем самым спас город после победы Кира
Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и
полным божеств. Говорят, он открыл продолжительность года и разделил его на
триста шестьдесят пять дней. Учителей он не имел, если не считать того, что он ездил в
Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по
их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у
Фрасибула, милетского тирана (как сообщает Миний). Общеизвестен рассказ о том треножнике, который был выловлен
рыбаками и который граждане Милета посылали от мудреца к мудрецу. Рассказывают,
что несколько ионийских юношей сторговались купить у милетских рыбаков то, что
вытащит их сеть. Сеть вытащила треножник, и о нем возник спор; наконец,
милетяне послали в Дельфы
Отпрыск Милета, меня ты спросил о треножнике Феба? Вот мой ответ: треножник – тому, кто в мудрости первый! Треножник поднесли Фалесу; он передал его другому мудрецу,
тот – третьему и так далее, до Солона; а тот заявил, что первый в мудрости –
бог, и отослал треножник в Дельфы. Но Каллимах в "Ямбах" повествует иначе, взяв свой
рассказ у Меандрия Милетского. Некий аркадянин Бафикл оставил чашу, завещав: Отдать ее тому, кто в мудрецах лучший. Ее поднесли Фалесу, она обошла всех и вернулась к Фалесу, а
он отослал ее Аполлону Дидимейскому, написав при этом, по словам Каллимаха,
так: Принес царю Нелеевых мужей, Фебу, Меня Фалес, по чести заслужив дважды; в прозе же так: "Фалес Милетский, сын Эксамия, –
Аполлону Дельфинийскому
А Евдокс Книдский и Еванф Милетский утверждают, что это Крез
дал одному из своих ближних золотой кубок, чтобы вручить его мудрейшему из
эллинов, а тот вручил его Фалесу. Кубок обошел всех до Хилона; Хилон спросил
пифию, кто выше его мудростью, и бог назвал Мисона (о Мисоне речь будет далее; последователи
Евдокса включают его в перечень вместо Клеобула, Платон
Есть, говорю я, Мисон, рожденный в Хене на Эте, Лучше, нежели ты, снаряженный пронзительной мыслью, – а с вопросом к богу приходил Анахарсис. А Клеарх и платоник Даимах утверждают, что чаша Креза была
послана Питтаку и уже от него пошла по мудрецам. А в сочинении "Треножник" Андрон говорит, что
жители Аргоса объявили треножник наградой мудрейшему из эллинов; он был
присужден Аристодаму Спартанскому, но тот уступил его Хилону. Этот Аристодам
упоминается и у Алкея вот каким образом: Так молвил Аристодам разумное в Спарте слово: В богатстве – весь человек
кто добр, но убог, – ничтожен. А некоторые сообщают, что это Периандр отправил груженый
корабль к Фрасибулу, милетскому тирану, и, после того как этот корабль потерпел
крушение в косских водах, рыбаки вытащили из моря треножник. Впрочем. Фанодик
говорит, что треножник был найден в аттических водах, доставлен в город и по
решению народного собрания послан Бианту; а почему Бианту – об этом будет сказано
в его жизнеописании. А иные говорят, что треножник был выкован Гефестом в подарок
Пелопу к его свадьбе; от Пелопа он перешел к Менелаю, вместе с Еленою был
похищен Александром, и лаконянка бросила его в Косское море, сказав: "Быть
за него борьбе!" Прошло время, и несколько жителей Лебедоса в этих местах
купили у рыбаков их улов, и вместе с уловом к ним в руки попал треножник; они
стали за него ссориться с рыбаками, ссорились до самого Коса, но ничего не
добились и обратились в Милет, свою метрополию. Милетское посольство было
отвергнуто, милетяне пошли на Кос войною, много народу пало с обеих сторон, и
наконец оракул велел отдать треножник мудрейшему
Не суждено перестать ионийцев с мероцами
Прежде чем брошенный в море треножник, изделье Гефеста, Не устранится отселе, доверенный оному мужу, Коему ведомо все, что было, что есть и что будет. А вещание жителям Милета таково: Отпрыск Милета, меня ты спросил о треножнике Феба? и так далее, как сказано выше
Гермипп в "Жизнеописаниях" приписывает Фалесу то,
что иные говорят о Сократе: будто бы он утверждал, что за три вещи благодарен
судьбе: во-первых, что он человек, а не животное; во-вторых, что он мужчина, а
не женщина; в-третьих, что он эллин, а не варвар. Говорят также, будто однажды
старуха вывела его наблюдать звезды, а он свалился в яму и стал кричать о
помощи, и старуха ему сказала: "Что же, Фалес? ты не видишь того, что под
ногами, а надеешься познать то, что в небесах?"
Между семью мудрецами Фалес – мудрец-звездоведец. В писаниях его (по словам Лобона Аргосского) не менее 200
стихотворных строк. А на статуе его надпись такая: Град ионийский Милет воскормил и воздвигнул Фалеев, В мудрости старшего всех, в звезды вперяющих ум
Из песенных присловий
Многая речь на устах – еще не залог разуменья. Мудрость единую знай, единого блага ищи. Только этим ты и свяжешь празднословиев языки. А изречения его известны такие: Древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего – мир, ибо он творение бога. Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все. Быстрее всего – ум, ибо он обегает все. Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем. Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все. Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. –
"Почему же ты не умрешь?" – спросили его. "Именно поэтому",
– сказал Фалес. На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил:
"Ночь – раньше на один день"
Один прелюбодей спросил его: "Не поклясться ли мне, что
я никогда не блудил?" Фалес ответил: "Прелюбодеяние не лучше
клятвопреступления". Его спросили, что на свете трудно? – "Познать
себя". Что легко? – "Советовать другому". Что приятнее всего? –
"Удача". Что божественно? – "То, что не имеет ни начала, ни
конца". Что он видел небывалого? – "Тирана в старости". Когда
легче всего сносить несчастье? – "Когда видишь, что врагам еще хуже".
Какая жизнь самая лучшая и справедливая? – "Когда мы не делаем сами того,
что осуждаем в других". Кто счастлив? – "Тот, кто здоров телом,
восприимчив душою и податлив на воспитание". Он говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно;
что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. "Не богатей
дурными средствами, – говорил он, – и пусть никакие толки не отвратят тебя от
тех, кто тебе доверился". "Чем поддержал ты своих родителей, –
говорил он, – такой поддержки жди и от детей". А разливы Нила, сказал он,
бывают оттого, что пассатные ветры встречным напором преграждают ему течение. Аполлодор в "Хронологии" пишет, что родился Фалес
в 1-й год 39-й олимпиады
Были и другие мужи по имени Фалес, как о том сообщает
Деметрий Магнесийский в "Соименниках", и было их пять: первый – ритор
из Каллатиса, весьма вычурный; второй – живописец из Сикиона, большого
дарования; третий – из древнего времени, живший при Гомере, Гесиоде и Ликурге;
четвертый – о котором упоминает Дурид в книге "О живописи";
пятый – из недавнего времени, малоизвестный, о нем упоминает Дионисий в
"Критике". Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары,
жажды и старческой слабости. На гробнице его написано: Эта гробница мала, но слава над ней необъятна: В ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес. Есть и у нас о нем такие стихи в I книге сборника
"Эпиграммы, или Все размеры": Солнечный Зевс, ты унес премудрого мужа Фалеса В час, когда он взирал на состязанья борцов. Благо, что ты его принял к себе: очам престарелым Трудно было с земли видеть движенье светил
Ему же принадлежит пословица "Познай себя", хотя
Антисфен в "Преемствах" говорит, будто сказано это было Фемоноей, а
присвоено Хилоном. А обо всех семи мудрецах – именно здесь уместнее всего
упомянуть о них – имеются вот какие известия. Дамон Киренский в сочинении
"О философах" обличает всех, но этих семерых в особенности.
Анаксимен сообщает, что все они занимались и стихотворством. Дикеарх полагает,
что они не были ни мудрецами, ни философами, а просто умными людьми и
законодателями. Архетим Сиракузский записал их беседу у Кипсела, при которой
ему самому случилось быть; Эфор говорит о беседе у Креза, при которой не было,
однако, Фалеса; а некоторые относят эту встречу к Всеионийскому празднику
Лакедемонский Хилон промолвил мудрое слово: "Лишку – ни в чем!" Хорошо то, что блюдет свой
предел. Спорят даже о том, сколько их было. Так, Меандрий вместо
Клеобула и Мисона включает в перечень Леофанта Лебедосского (или Эфесского),
сына Горгия, а также Эпименида Критского; Платон в "Протагоре"
Письма Фалеса известны такие Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа