2. СОЛОН
.2. СОЛОН
Солон, сын Эксекестида, с Соломина, прежде всего произвел в
Афинах "снятие бремени"
Самое же главное: так как Саламин, его родное место, был
предметом спора между афинянами и мегарянами и афиняне, претерпев в этой войне
много поражений, постановили казнить смертью всякого, кто предложит вновь
воевать за Саламин, – то Солон, притворившись сумасшедшим, в венке
Лучше бы мне позабыть об Афинах, оставить отчизну, Лучше бы родиной мне звать Фолегандр и Сикинн
Чтобы за мною вослед худая молва не летела: Вот из Аттики трус, вот саламинский беглец! И затем: На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный, Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор. Он же убедил афинян захватить и Фракийский Херсонес. А чтобы
стало ясно, что Саламин приобретен не только силою, но и по праву, он раскопал
там несколько могил и показал, что мертвые лежат в них головою на восток, по
афинскому обычаю, и сами гробницы обращены на восток, и надписи на них высечены
с упоминанием демов
Вывел Аянт Теламонид двенадцать судов саламинских – вставил стих: И с приведенными стал, где стояли афинян фаланги
С этих пор афинский народ шел за ним и с радостью принял бы
даже его тираническую власть. Однако он не только сам от нее отказался, но и
Писистрату, своему родственнику, препятствовал в его замыслах, о которых
догадался (как пишет Сосикрат): ворвавшись в народное собрание с копьем и
щитом, он предостерег о злонамерении Писистрата и провозгласил, что готов
помогать против него. "Граждане афиняне, – сказал он, – иных из вас я
умней, а иных из вас я храбрей: умнее тех, кто не понимает Писистратова обмана,
и храбрее тех, кто понимает его, но боится и молчит". Совет, стоявший за
Писистрата, объявил Солона сумасшедшим; Солон на это ответил: Точно ли я сумасшедший, покажет недолгое время: Выступит правда на свет, сколько ее ни таи. А элегические стихи, в которых он предсказал тиранию
Писистрата, таковы: Из нависающей тучи рождается снежная буря, Яркой молнии блеск гром за собою ведет. Так от сильных мужей погибают целые грады, Так ослепленный народ стал властелину рабом. По приходе Писистрата к власти Солон, не сумев вразумить
народ, сложил свое оружие перед советом военачальников и сказал:
"Отечество мое! я послужил тебе и словом и делом!" – и отплыл в
Египет, на Кипр и к царю Крезу. Здесь-то на вопрос царя: "Кого бы ты
назвал счастливым?" – он сказал: "Афинянина Телла",
"Клеобиса и Битона" и все прочее, что известно каждому. Некоторые
добавляют, что Крез, воссев на трон в пышном наряде, спросил Солона, видел ли
он что-нибудь прекраснее; а Солон ответил: "Видел – и петухов, и фазанов,
и павлинов: их убранство дано им природою и прекрасней в тысячу раз"
Покинув Креза, он явился в Киликию, основал там город и назвал
по своему имени "Солы"; там он поселил и тех немногочисленных афинян,
речь которых с течением времени испортилась и стала называться
"солецизмом". Жители этого города называются "солейцами",
тогда как жители Сол на Кипре – "солийцами"
Если дурные плоды принесло вам злонравие ваше, Не возлагайте вину на промышленье богов. Сами сдались вы беде, несчастья умножили сами. И оттого-то на вас горького рабства ярмо. Порознь каждый из вас – как лис, по пятам за добычей, Вкупе же все и всегда праздны и тупы умом. Только гибкий язык и льстивая речь вам по духу, А на поступки льстеца ваши глаза не глядят. Таков был Солон. Писистрат ему в изгнание послал такое
письмо: Писистрат – Солону. "Я не единственный среди эллинов
посягнул на тираническую власть, и я достоин ее, ибо я из потомков Кодра; я
лишь вернул себе то, что афиняне обещали воздавать Кодру и его роду, но не
сдержали обещания. В остальном же на мне нет греха перед богом или перед
людьми. Афинянам я оставляю тот же государственный уклад, какой установил им
ты, и управляются они лучше, чем при народовластии, ибо я никому не дозволяю
превозноситься. Хоть я и тиран, но не пользуюсь сверх меры ни званием, ни
почестью, а только тем, что издревле причиталось царям. И хотя каждый афинянин
платит десятину со своего надела, но не мне, а на расходы по всенародным
жертвоприношениям и на другие общие траты, или же на случай войны. Тебя я не
виню, что ты обличал мой умысел, – ибо делал ты это, желая добра отечеству, а
не желая зла мне. Ты не знал, какое я установлю здесь правление, а если бы
знал, то, быть может, и примирился бы с ним и не уходил бы в изгнание. Так
воротись домой, поверь мне без клятвы, что ничего дурного Солону не будет от
Писистрата. Знай, что даже из врагов моих никто не потерпел вреда, – если же ты
почтёшь за благо стать одним из моих друзей, то будешь между них первым; ибо
знаю, ты верен и нековарен. Если, наконец, захочешь ты жить в Афинах как-нибудь
по-иному, то и на это будет тебе дозволение. Только не ожесточайся на отечество
из-за нас". Таково письмо Писистрата. Меру человеческой жизни Солон определил в семьдесят лет
Некоторые законы его представляются превосходными: например,
кто не кормит родителей, наказуется бесчестьем; кто растратит отцовское
имущество – также; кто празден, на того всякий желающий вправе за это подать в
суд. Впрочем, Лисий в речи против Никида говорит, что последний закон издан
Драконтом. Солон же запретил говорить в собрании продажным распутникам. Далее, Солон сократил награды за гимнастические состязания,
положив 500 драхм за победу в Олимпии, 700 драхм – на Истме и соответственно в
других местах: нехорошо, говорил он, излишествовать в таких наградах, когда
столько есть граждан, павших в бою, чьих детей надо кормить и воспитывать на
народный счет. Оттого-то и явилось столько прекрасных и благородных воинов, как
Полизел, как Кинегир, как Каллимах, как все марафонские бойцы, как Гармодий, и
Аристогитон, и Мильтиад, и тысячи других. Гимнастические же борцы и в учении
недешевы, и в успехе небезопасны, и венцы принимают за победу не столько над
неприятелем, сколько над отечеством; в старости же они, по Еврипидову слову, Изношены, как плащ, рядном сквозящий
это и имел в виду Солон, когда поощрял их столь сдержанно. Превосходен и такой его закон: опекуну над сиротами на
матери их не жениться; ближайшему после сирот наследнику опекуном не быть. И
такие: камнерезу не оставлять у себя отпечатков резанных им печатей; кто
выколет глаз одноглазому, тому за это выколоть оба глаза; чего не клал, того не
бери
Песни Гомера он предписал читать перед народом по порядку:
где остановится один чтец, там начинать другому: и этим Солон больше прояснил
Гомера, чем Писистрат
Солон впервые назвал тридцатый день месяца старым и новым
Он говорил, что слово есть образ дела; что царь лишь тот,
кто всех сильней; что законы подобны паутине: если в них попадается бессильный
и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется. Он говорил,
что молчание скрепляет речи, а своевременность скрепляет молчание. Те, кто в
силе у тиранов, говорил он, подобны камешкам при счете: как камешек означает то
большее число, то меньшее, так они при тиранах оказываются то в величии и
блеске, то в презрении. На вопрос, почему он не установил закона против
отцеубийц, он ответил: "Чтобы он не понадобился". На вопрос, как изжить
преступления среди людей, он ответил: "Нужно, чтобы пострадавшим и
непострадавшим было одинаково тяжело" – и добавил: "От богатства
родится пресыщение, от пресыщения – спесь". Афинянам он присоветовал считать дни по лунным месяцам.
Феспиду он воспретил представлять трагедии, полагая, что притворство пагубно; и
когда Писистрат сам себя изранил
Заветы его людям Аполлодор в книге "О философских
школах" передает так: "Прекрасным и добрым верь больше, чем
поклявшимся. Не лги. Пекись о важном. Заводить друзей не спеши, а заведши не
бросай. Прежде чем приказывать, научись повиноваться. Не советуй угодное,
советуй лучшее. Ум твой вожатый. С дурными не общайся. Богам – почет, родителям
– честь". Говорят, когда Мимнерм написал: Если бы на земле без тяжких забот и страданий Лет шестьдесят прожить, чтобы потом умереть! – то Солон побранил его так: Если готов ты послушать меня, переделай все это И не сердись, если я лучше придумал, чем ты. Лигиастад! Измени свою песню и пой теперь вот как: "Восемь десятков прожить – и лишь потом умереть!"
Из песен ему принадлежит такая: Со всеми людьми осторожен будь – Не таят ли злобу в сердце своем За светлым лицом, И из черной души Не двойной ли язык лукавит? Бесспорные его писания – это законы, речи к народу,
наставления самому себе, элегические стихи о Саламине и об Афинском правлении,
в которых 5000 строк, ямбы и эподы. На изваянии его надпись такая: Здесь, в Саламинской земле, сокрушившей мидийскую дерзость. Законодатель рожден – богохранимый Солон
Расцвет его приходится на 46-ю олимпиаду, в 3-й год которой
он был архонтом в Афинах (по словам Сосикрата); тогда он и издал свои законы.
Скончался же он на Кипре, прожив восемьдесят лет, и завещал ближним отвезти его
останки на Саламин и пеплом развеять по всему краю. Оттого и Кратин в
"Хиронах" говорит от его лица: Гласит молва, что я живу на острове, Развеянный по всей земле Аянтовой. Есть и у нас эпиграмма в названной книге "Все
размеры", где я писал о смерти всех знаменитых людей всеми размерами и
ритмами, как в эпиграммах, так и в песенных стихах: Тело Солона огонь на Кипре пожрал отдаленном, Кости приял Саламин, злаки из праха взросли, Дух же его к небесам вознесли скрижальные оси, Ибо афинянам был легок Солонов закон Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа