5. СОКРАТ
.5. СОКРАТ
Сократ, сын скульптора Софрониска и повивальной бабки
Фенареты (по словам Платона в "Феэтете"
"Фригийцы" – имя драме Еврипидовой, Сократовыми фигами откормленной. И в другом месте: Гвоздем Сократа Еврипид сколоченный. Каллий пишет в "Пленниках": – Скажи, с какой ты стати так заважничал? – Причина есть; Сократ – ее название! И Аристофан в "Облаках" : – Для Евриипда пишет он трагедии, В которых столько болтовни и мудрости
По сведениям некоторых, он был слушателем Анаксагора, а по
сведениям Александра в "Преемствах" – также и Дамона. После осуждения
Анаксагора он слушал Архелая-физика и даже (по словам Аристоксена) был его
наложником. Дурид уверяет, что он также был рабом и работал по камню: одетые
Хариты на Акрополе, по мнению некоторых, принадлежат ему. Оттого и Тимон
говорит в "Силлах": Но отклонился от них камнедел и законоположник, Всей чарователь Эллады, искуснейший в доводах тонких, С полуаттической солью всех риторов перешутивший. В самом деле, он был силен и в риторике (так пишет
Идоменей), а Тридцать тиранов даже запретили ему обучать словесному искусству
(так пишет Ксенофонт
Он первым стал рассуждать об образе жизни и первым из
философов был казнен по суду. Аристоксен, сын Спинфара, уверяет, что он даже
наживался на перекупках: вкладывал деньги, собирал прибыль, тратил ее и начинал
сначала. Освободил его из мастерской и дал ему образование Критон,
привлеченный его душевной красотой (так пишет Деметрий Византийский). Поняв,
что философия физическая нам безразлична, он стал рассуждать о нравственной
философии по рынкам и мастерским, исследуя, по его словам, Что у тебя и худого и доброго в доме случилось
Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и
таскали за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили; но он принимал все
это, не противясь. Однажды, даже получив пинок, он и это стерпел, а когда
кто-то подивился, он ответил: "Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я
подавать на него в суд?" Все это сообщает Деметрий Византийский. В противоположность большинству философов он не стремился в
чужие края – разве что если нужно было идти в поход
Еврипид дал ему сочинение Гераклита и спросил его мнение; он
ответил: "Что я понял – прекрасно; чего не понял, наверное, тоже: только,
право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком"
Он занимался телесными упражнениями и отличался добрым
здоровьем. Во всяком случае он участвовал в походе под Амфиполь, а в битве при
Делии спас жизнь Ксенофонту, подхватив его, когда тот упал с коня. Среди
повального бегства афинян он отступал, не смешиваясь с ними, и спокойно
оборачивался, готовый отразить любое нападение
Он отличался твердостью убеждений и приверженностью к
демократии. Это видно из того, что он ослушался Крития с товарищами, когда они
велели привести к ним на казнь Леонта Саламинского, богатого человека
Он отличался также достоинством и независимостью. Однажды
Алкивиад (по словам Памфилы в VII книге "Записок") предложил ему
большой участок земли, чтобы выстроить дом; Сократ ответил: "Если бы мне
нужны были сандалии, а ты предложил бы мне для них целую бычью кожу, разве не
смешон бы я стал с таким подарком?" Часто он говаривал, глядя на множество
рыночных товаров: "Сколько же есть вещей, без которых можно жить!" И
никогда не уставал напоминать такие ямбы: И серебро и пурпурная мантия На сцене хороши, а и жизни не к чему
К Архелаю Македонскому, к Скопасу Краннонскому, к Еврилоху
Ларисейскому он относился с презрением, не принял от них подарков и не поехал к
ним. И он держался настолько здорового образа жизни, что, когда Афины охватила
чума, он один остался невредим. По словам Аристотеля, женат он был дважды: первый раз на
Ксантяппе, от которой у него был сын Лампрокл, и во второй раз – на Мирто,
дочери Аристида Справедливого, которую он взял без приданого и имел от нее
сыновей Софрониска и Менексена. Другие говорят, что Мирто была его первой
женой, а некоторые (в том числе Сатир и Иероним Родосский) – что он был женат
на обеих сразу: по их словам, афиняне, желая возместить убыль населения,
постановили, чтобы каждый гражданин мог жениться на одной женщине, а иметь
детей также и от другой
Он умел не обращать внимания на насмешников. Своим простым
житьем он гордился, платы ни с кого не спрашивал. Он говорил, что лучше всего
ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь
другого питья: чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. Это можно
заключить и по стихам комедиографов, которые сами не замечают, как их насмешки
оборачиваются ему в похвалу. Так, Аристофан пишет: Человек! Пожелал ты достигнуть у нас озарения мудрости
высшей, – О, как счастлив, как славен ты станешь тогда среди эллинов
всех и афинян, Если памятлив будешь, прилежен умом, если есть в тебе сила
терпенья, И, не зная усталости, знанья в себя ты вбирать будешь, стоя
и лежа, Холодая, не будешь стонать и дрожать, голодая, еды не
попросишь, От попоек уйдешь, от обжорства бежишь, не пойдешь но пути
безрассудства...
И Амипсий выводит его на сцену в грубом плаще с такими
словами: – Вот и ты, о Сократ, меж немногих мужей самый лучший и
самый пустейший! Ты отменно силен! Но скажи, но открой: как добыть тебе плащ
поприличней? – По кожевничьей злобе на плечи мои я надел это горькое
горе. – Ах, какой человек! Голодает, чуть жив, но польстить ни за
что не захочет! Тот же гордый и возвышенный дух его показан и у Аристофана в
следующих словах: Ты же тем нам приятен, что бродишь босой, озираясь направо,
налево, Что тебе нипочем никакая беда, – лишь на нас ты глядишь,
обожая
Впрочем, иногда, применительно к обстоятельствам, он
одевался и в лучшее платье – например, в Платоновом "Пире" по дороге
к Агафону
Он одинаково умел как убедить, так и разубедить своего
собеседника. Так, рассуждая с Феэтетом о науке, он, по словам Платона, оставил
собеседника божественно одухотворенным
Он говорил, что это удивительно: всякий человек без труда
скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет
друзей, – настолько они не в цене. Посмотрев, как Евклид навострился в
словопрениях, он сказал ему: "С софистами, Евклид, ты сумеешь обойтись, а
вот с людьми – навряд ли". В подобном пустословии он не видел никакой
пользы, что подтверждает и Платон в "Евфидеме"
Он говорил, что есть одно только благо – знание и одно
только зло – невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства
– напротив, приносят лишь дурное. Когда кто-то сообщил ему, что Антпсфен
родился от фракиянки, он ответил: "А ты думал, что такой благородный человек
мог родиться только от полноправных граждан?
Он говорил, что его демоний
...Не лучше ль Пустить ее на произвол судьбы...
то он встал и вышел вон: не смешно ли, сказал он, что
пропавшего раба мы не ленимся искать, а добродетель пускаем гибнуть на произвол
судьбы? Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он ответил:
"Делай, что хочешь, – все равно раскаешься". Удивительно, говорил он,
что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие
человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня
Однажды он позвал к обеду богатых гостей, и Ксантиппе было
стыдно за свой обед. "Не бойся, – сказал он, – если они люди порядочные,
то останутся довольны, а если пустые, то нам до них дела нет". Он
говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
Нестоящую чернь он сравнивал с человеком, который одну поддельную монету
отвергнет, а груду их примет за настоящие. Когда Эсхин сказал: "Я беден,
ничего другого у меня нет, так возьми же меня самого", он воскликнул:
"Разве ты не понимаешь, что нет подарка дороже?!" Кто-то жаловался,
что на него не обратили внимания, когда Тридцать тиранов пришли к власти; "Ты
ведь не жалеешь об этом?" – сказал Сократ. Когда ему сказали: "Афиняне тебя осудили на
смерть", он ответил: "А природа осудила их самих". (Впрочем,
другие приписывают эти слова Анаксагору
В третий день, без сомнения, Фтии достигнешь холмистой
"На третий день я умру", – сказал он Эсхину. Он
уже собирался нить цикуту, когда Аполлодор предложил ему прекрасный плащ, чтобы
в нем умереть. "Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и
не годится, чтобы в нем умереть?" – сказал Сократ. Ему сообщили, что кто-то говорит о нем дурно. "Это
потому, что его не научили говорить хорошо", – сказал он в ответ. Когда
Антисфен повернулся так, чтобы выставить напоказ дыры в плаще, он сказал
Антисфену: "Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие". Его спросили
о ком-то: "Разве этот человек тебя не задевает?" – "Конечно,
нет, ответил Сократ, – ведь то, что он говорит, меня не касается". Он
утверждал, что надо принимать даже насмешки комиков: если они поделом, то это
нас исправит, если нет, то это нас не касается. Однажды Ксантиппа сперва разругала его, а потом окатила
водой. "Так я и говорил, – промолвил он, – у Ксантиппы сперва гром, а
потом дождь". Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима; он
ответил: "А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь
ты гусиный гогот?" – "Но от гусей я получаю яйца и птенцов к
столу", – сказал Алкивиад. "А Ксантиппа рожает мне детей", –
отвечал Сократ. Однажды среди рынка она стала рвать на нем плащ; друзья
советовали ему защищаться кулаками, но он ответил: "Зачем? чтобы мы лупили
друг друга, а вы покрикивали: "Так ее, Сократ! так его,
Ксантиппа!"?" Он говорил, что сварливая жена для него – то же, что
норовистые кони для наездников: "Как они, одолев норовистых, легко
справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими
людьми"
За такие и иные подобные слова и поступки удостоился он
похвалы от пифии, которая на вопрос Херефонта ответила знаменитым
свидетельством
Сократ превыше всех своею мудростью. За это ему до крайности завидовали, – тем более, что он часто
обличал в неразумии тех, кто много думал о себе. Так обошелся он и с Анитом, о
чем свидетельствует Платон в "Меноие"
Клятвенное заявление перед судом было такое (Фаворин
говорит, что оно и посейчас сохраняется в Метрооне
Во время суда (об этом пишет Юст Тивериадский в
"Венке") Платон взобрался на помост и начал говорить: "Граждане
афиняне, я – самый молодой из всех, кто сюда всходил...", но судьи
закричали: "Долой! долой!"
Его приговорили к смерти, и теперь за осуждение было подано
еще па 80 голосов больше. И через несколько дней в тюрьме он выпил цикуту.
Перед этим он произнес много прекрасных и благородных рассуждений (которые
Платон приводит в "Федоне"), а по мнению некоторых, сочинил и пеан,
который начинается так: Слава тебе, Аполлон Делиец с сестрой Артемидой! (Впрочем, Дионисодор утверждает, что пеан принадлежит не
ему.) Сочинил он и эзоповскую басню, не очень складную, которая начинается так:
Некогда молвил Эзоп обитателям града Коринфа; Кто добродетелен, тот выше людского суда
Так расстался он с людьми. Но очень скоро афиняне
раскаялись: они закрыли палестры и гимнасии, Мелета осудили на смерть,
остальных – на изгнание, а в честь Сократа воздвигли бронзовую статую работы
Лисиппа, поместив ее в хранилище утвари для торжественных шествий; а когда Анит
приехал в Гераклею, гераклейцы в тот же день выслали его вон. И не только за
Сократа, но и за многих других приходилось раскаиваться афинянам: с Гомера они
(по словам Гераклида) взяли 50 драхм пени, как с сумасшедшего; Тиртея называли
помешанным; и из всех Эсхиловых товарищей первым воздвигли бронзовую статую
Астидаманту. Недаром Еврипид укоряет их в своем "Паламеде"
...Сгубили, сгубили вы Соловья Аонид, премудрого, не преступного. Вот как об этом пишут; впрочем, Филохор утверждает, что
Еврипид умер раньше Сократа. Родился он (как сообщает Аполлодор в "Хронологии")
при архонте Апсефионе, в четвертый год 77-й олимпиады, шестого Фаргелиона,
когда афиняне совершают очищение города, а делосцы отмечают рождение Артемиды.
Скончался он в первый год 95-й олимпиады в возрасте 70 лет. Так пишет Деметрий
Фалерский; но некоторые считают, что при кончине ему было шестьдесят лет.
Слушателем Анаксагора он был вместе с Еврипидом, который родился в первый год
75-й олимпиады, при архонте Каллиаде. Я полагаю, что Сократ вел беседы и о физике – во всяком
случае даже Ксенофонт хоть и утверждает, будто беседы его были только об этике,
но признает, что он рассуждал и о провидении
По словам Аристотеля, некий маг, пришедший из Сирии в Афины,
заранее предсказал Сократу в числе других бедствий и его насильственную смерть.
Вот и мои о нем стихи: Пей у Зевса в чертоге, Сократ! Ты назван от Бога Мудрым, а мудрость сама разве не истинный Бог? Ты смертоносную принял цикуту от судей афинских – Но не тебе, а себе смерть обрели они в ней
Поносителями Сократа были Антилох Лемиосский и гадатель
Антифонт (так пишет Аристотель в III книге "Поэтики"); так и Пифагора
поносил Килон Кротонский, Гомера – Сиагр Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа