17. МЕНЕДЕМ
.17. МЕНЕДЕМ
Он был из школы Федона, сын Клисфена из рода, именовавшегося Феопропидами, человек знатный, но бедный занимался он зодчеством, а по мнению некоторых, театральною живописью или же и тем и другим. Оттого-то, когда он выступил с законопредложением в народном собрании, некий Алексиний, нападая на него, говорил, что ему-де одинаково не с руки писать ни законопредложения, ни театральные задники.
Назначенный эретрийцами в охранный отряд в Мегары, он
посетил по дороге Платона в Академии
По-видимому, он отличался важностью – оттого и Кратет
насмехается над ним так: Асклепиад, флиасийский мудрец и бык эретрийский... А Тимон так: Праздноглаголатель встал, величавые брови насупив... Важности в нем было столько, что, когда Антигон позвал к
себе Еврилоха Кассандрийского с Клеиппидом, мальчиком из Кизика, Еврилох
отказался от страха, что об этом узнает Менедем, ибо Менедем был резок и остер
на язык. Один юнец стал с ним вольничать; Менедем ничего не сказал, но взял
прут и у всех на глазах начертил на песке изображение мальчика под мужчиной;
юнец понял этот урок и скрылся. Гиерокл, начальник Пирея, прогуливаясь с ним в
храме Амфиарая, долго говорил ему о взятии Эретрии; Менедем ничего не ответил,
а только спросил его: зачем было Антигону с ним спать? Одному слишком наглому
развратнику он сказал: "Ты забыл, что не только капуста вкусна, но и
редька?"
Антигон спрашивал его, не пойти ли ему на пьяную гулянку; он
ничего не ответил и только велел напомнить Антигону, что тот – сын царя. Один человек докучал ему праздными разглагольствованиями.
"Есть у тебя имение?" – спросил его Менедем. Тот ответил, что есть и
там много добра. "Ступай же туда, – сказал Менедем, – и присмотри за этим
добром, а то как бы и добру не погибнуть, и тонкому человеку не остаться ни с
чем"
Кто-то его спрашивал, должен ли человек мыслящий жениться.
"Как по-твоему, – переспросил Менедем, – мыслящий я человек или нет?"
И услышав, что мыслящий, ответил: "Ну так я женат". Человека, утверждавшего, что благо не едино, он спросил:
сколько же точным счетом имеется благ, сто или больше? Он не мог унять роскоши одного хлебосола; поэтому,
оказавшись у него на обеде, он не сказал ни слова, но стал учить его молча: ел
за столом одни только оливки. За свои вольные речи он едва не попал в беду у Никокреонта
на Кипре – а с ним и его друг Асклепиад. Царь устраивал ежемесячное празднество
и вместе с другими философами пригласил и их; но Менедем сказал: "Если
такие сборища – благо, то праздновать надо ежедневно; если нет то не надо и
сегодня". Тиран ответил, что только этот день у него и свободен, чтобы
слушать философов; на это Менедем во время жертвоприношения еще суровее
возразил, что философов надо слушать во всякий день. Они погибли бы, если бы
какой-то флейтист не дал им возможности уйти; и потом, на корабле среди бури,
Асклепиад сказал, что искусство флейтиста их спасло, а искусство Менедема
погубило. Обычаев он не придерживался и о школе своей заботился мало:
ни порядка при нем не было заметно, ни сиденья не располагались в круг, но
каждый во время занятий сидел или прохаживался где попало, и Менедем тоже.
Несмотря на это, он был щепетилен и тщеславен: когда в ранние годы он с
Асклепиадом помогали строителю возводить дом, то Асклепиад, таская известку,
показывался на крыше голый, а Менедем прятался всякий раз, как видел
кого-нибудь поблизости. А когда он занялся делами государственными, то
волновался так, что, воскуряя ладан, положил его мимо кадильницы; и когда
Кратет из толпы стал издеваться, что он так хлопочет о государстве, то он велел
бросить Кратета в тюрьму. Однако и в тюрьме, видя проходящего Менедема, Кратет
высовывался и обзывал его Агамемнончиком и градоначальничком. Был он отчасти замкнут и суеверен. Однажды с Асклепиадом он
по недосмотру отведал в харчевне от брошенного мяса; узнав об этом, он
побледнел и занемог, пока Асклепиад не вразумил его, что страдает он не от
мяса, а от собственной мнительности. В остальном был он человек великодушный и благородный. Даже
телом своим он до старости оставался крепок и загорел не хуже любого атлета,
был плотен и закален; и сложения он был соразмерного, как можно видеть по
статуе в Эретрии на старом стадионе, где он представлен, словно с умыслом,
почти нагим и тело его хорошо видно. Был он и гостеприимен, и так как Эретрия – место нездоровое,
то часто устраивал попойки – порою и для поэтов, и для музыкантов. Он любил и
Арата, и трагика Ликофрона, и Антагора Родосского, но более всего он ценил
Гомера, потом лириков, потом Софокла и даже Ахея, который, по его суждению,
уступал в сатировских драмах одному Эсхилу. Оттого, говорят, он даже своим
противникам в государстве отвечал стихами: Опережает быстроту бессилье, Орел влачится вслед за черепахой стихи эти Ахея, из сатировской драмы "Омфала".
Поэтому не правы те, кто уверяют, будто он не читал ничего, кроме
"Медеи" Еврипида (которую к тому же некоторые приписывают Неофрону
Сикионскому). К учителям из Платоновой и Ксенократовой школы, равно как и
к Паребату Киренскому, он относился с презрением, зато восхищался Стильпоном;
когда у него спросили мнение о Стильпоне, он только и ответил, что это –
истинно свободный человек. Вообще же он был скрытен, и вести с ним дела было
трудно – на все он отвечал уклончиво и находчиво. Спорщик он был отменный
(пишет Антисфен в "Преемствах"); особенно он любил допрос такого
рода: "То-то и то-то – вещи разные?" – "Так". –
"Польза и благо – вещи разные?" "Так". – "Стало быть,
польза не есть благо". Говорят, он не признавал отрицательных аксиом и обращал их в
положительные; а из положительных он признавал лишь простые и отвергал
непростые, то есть составные и сложные. Гераклид пишет, что хотя по учению он и
был платоником, однако диалектику он только вышучивал. Так, Алексин однажды
задал ему вопрос: "Ты перестал бить своего отца?"
Биону, который усердствовал, опровергая гадателей, он
сказал: "Ты бьешь лежачих!"
Антигон Каристский утверждает, что он ничего не писал и не
сочинял и поэтому не придерживался ничьих доводов. В разбирательствах был он,
говорят, таким воинственным, что подчас уходил с подбитым глазом. Таков он был
в речах, а в поведении, напротив, необычайно мягок. Над Алексином он много
потешался и жестоко его вышучивал – и в то же время услужил ему, дав охрану его
жене, когда она ехала от Дельфов до Халкиды и опасалась по дороге разбойников и
грабителей. Другом он был настоящим – это видно из того, как жил он душа
в душу с Асклепиадом, которого любил не меньше, чем Пилад – своего друга.
Асклепиад был старшим, и люди говорили, что это поэт, а Менедем – актер.
Говорят, однажды Архиполид выписал им три тысячи драхм, но они так упрямо
спорили за право взять свою долю вторым, что оба так и остались без денег. Еще
говорят, что когда они женились, то на дочери женился Асклепиад, а на матери –
Менедем; жена Асклепиада умерла раньше, и тогда он взял от Менедема его жену; а
Менедем потом, став во главе города, нашел себе другую жену, богатую, однако
хозяйство в их общем доме продолжал поручать своей первой жене. Впрочем,
Асклепиад с Менедемом жили неприхотливо, пользуясь от большого малым.
Впоследствии мальчик, которого любил Асклепиад, пришел однажды на пирушку, и
молодые люди его не хотели принимать, а Менедем велел впустить: Асклепиад, сказал
он, даже из могилы открывает ему эти двери. Деньги на житье давали им Гиппоник Македонский и Агетор
Ламийский: Агетор подарил по тридцать мин каждому, а Гиппоник дал Менедему две
тысячи драхм на приданое дочерям: дочерей было трое (пишет Гераклид), а мать их
была родом из Оропа. Пирушки его обычно устраивались так. С двумя или тремя
друзьями он завтракал не спеша, пока день не начинал клониться к закату, а
затем кто-нибудь принимался созывать знакомых, которые приходили к нему уже
пообедавши. Кто являлся слишком рано, прохаживался возле его дома, расспрашивал
входящих, который час и что на столе; если на столе были овощи да соленая рыба,
они расходились, если мясо – шли в гости. В летнее время на ложе стелили
циновки, в зимнее – овчины; подушки нужно было приносить с собой. Круговая чаша
была не более кружки; на закуску были стручки или бобы, иной раз груша или
гранат, из свежих плодов, а иной раз горох или даже сухие смоквы. Обо всем этом
сообщает Ликофрон в сатировской драме под заглавием "Менедем",
сочиненной в похвалу философу. Вот несколько строк из нее: За скромным пиром чаша невеликая Ходила вкруговую без излишества, И был разумный разговор закускою. В первое время эретрийцы смотрели на него с презрением и
обзывали пустозвоном и псом; а потом стали им восхищаться и даже вверили ему
город. Он ездил послом к Птолемею и Лисимаху, всюду встречая почет; мало того,
он был и у Деметрия и умерил ежегодную подать от своего города с двухсот
талантов до пятидесяти. А оклеветанный перед Деметрием, будто он хотел предать
город Птолемею, он оправдывался в письме, которое начинается так: "Менедем
желает здравствовать царю Деметрию. Я слышал, что тебе донесли на меня..."
Клеветником, по некоторому известию, был один его политический противник, по
имени Эсхил. В посольстве к Деметрию об Оропе
За эти и за иные проявления дружбы он был заподозрен, что
хочет предать город Антигону, и по клевете Аристодема ушел в изгнание. Жил он в
Оропе при храме Амфиарая. Но Гермипп рассказывает, что там пропали золотые
сосуды, и тогда постановлением всех беотийцев ему было ведено уйти; глубоко
огорченный, он тайно пробрался в родной город, захватил жену с дочерьми и уехал
к Антигону, где и умер от огорчения. А Гераклид рассказывает совсем противоположное:
Менедем был у эретрийцев советником и не раз вызволял их от тиранов
Умер он, по словам Гераклида, на 74-м году жизни. О нем
также есть у нас стихи следующего содержания: Мы о тебе, Менедем, проведали: сам по доброй воле Жизнь угасил ты семидневным голодом. В этом – великая честь Эретрии, но не Менедему: Отчаянье – дурной вожатый мудрому Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа