6. АРКЕСИЛАЙ
.6. АРКЕСИЛАЙ
Аркесилай, сын Севфа (или Скифа, по словам Аполлодора в III
книге "Хронологии"), из Питаны в Эолиде. Он был зачинателем Средней
академии; он первый стал воздерживаться от высказываний при противоречивости
суждений, первый стал рассматривать вопросы с обеих сторон, первый сдвинул с
места учение, завещанное Платоном, вопросами и ответами внеся в него больше
спора
К Крантору он попал вот каким образом. Он был четвертым
среди братьев, а было их двое от одного отца и двое от одной матери; старшего
по матери звали Пилад, а старшего по отцу – Мерей, он-то и был его опекуном. До
отъезда своего в Афины он учился у математика Автолика, своего земляка, и
сопровождал его в Сарды; потом учился у Ксанфа, афинского музыканта; потом
слушал Феофраста и наконец перешел в Академию к Крантору. Упомянутый брат его,
Мерей, побуждал его к риторике, но он остался предан философии. Крантор в него
влюбился и спросил его словами из "Андромеды" Еврипида
– О дева, наградишь ли за спасенье? а он ответил: – Бери меня – рабой или женой! С этих пор они жили вместе; а Феофраст, огорченный, сказал
будто бы так: "Что за пригожий и ретивый мальчик сбежал от моих
разговоров!" В самом деле, Аркесилай не только был несокрушим в доводах и
легок на писательство, но и слагал стихи. Известна такая его эпиграмма в честь
Аттала: Славен оружьем Пергам, но не только он славен оружьем! Славен и бегом коней возле Алфеевых струй, И прореку – если смертным дано провидеть судьбину – Станет еще он славней в песнях грядущих певцов
И такая – о Менодоре, любимце Евгама, Аркесилаева товарища
по занятиям: Как далеко от фригийской земли, от твоей Фиатиры Как далеко ты лежишь, о Каданид Менодор! Но к Ахеронту для нас одинаково меряны тропы, Древнее слово гласит: путь несказанный един, Здесь тебе ставит Евгам сей памятник, издали видный, Ибо любил он тебя более прочих рабов
Выше всех поэтов он ценил Гомера: всякий раз, отходя ко сну,
он читал что-нибудь из него, а если хотелось, читал и поутру, говоря, что
отправляется к своему любимому. Пиндара он также почитал великим в его
полнозвучности и богатстве слов и речений. А в молодости он изучал и описывал
Иона. Слушал он и уроки геометра Гиппоника; это был ленивый зевака,
но в науке своей весьма искушенный, так что Аркесилай шутя говорил, что
геометрия залетает к нему прямо в зевающий рот. А когда тот повредился в уме,
то Аркесилай взял его в свой дом и ходил за ним, пока он не поправился. Школу он принял после кончины Кратета, когда некий Сократил
уступил ему это главенство. Книг он (как утверждают некоторые) в силу своего
воздержания от всяких суждений
Ликом Платон и задом Пиррон, Диодор серединой
а Тимон сказал так: В сердце имея своем тяжелый свинйц Менедема, К туше Пиррона он прянет, помчится бегом к Диодору
и, немного погодя, вывел его с такими словами: Путь к Пиррону держу, к кривому плыву Диодору. В речах он был сжат, сводил все к исходным положениям, любил
четко различать слова, умел говорить колкости и насмешки; поэтому тот же Тимон
говорит о нем так: В мыслях своих замесив попреками льстивые речи...
Например, он воскликнул, когда очень молодой человек стал
рассуждать слишком задорно: "Неужели никто не обставит его в бабки?"
Когда человек, слывший женоподобным, утверждал перед ним, что не видит разницы
между большим и меньшим, он спросил: "И нутром ты не чувствуешь разницы между штукой в
десять пальцев и в шесть пальцев?" Некий Гемон Хиосский, безобразный
лицом, но мнивший себя красавцем и щеголявший в тонких тканях, заявил было, что
истинный мудрец никогда не влюбится. "Даже в такого красавца и щеголя, как
ты?" спросил Аркесилай. А когда развратник, намекая на Аркесилаеву
величавость, сказал ему: – Спросить тебя, царица, иль смолчать? то Аркесилай откликнулся: – О женщина, зачем так непристойно Ты говоришь?..
Докучному болтуну без роду без племени он сказал: – Как тяжек спор с отродьями рабов...
О другом болтуне он сказал: "Нет на него няньки
построже!" А некоторых он вообще не удостаивал ответом. Один любитель
словесности, ссужавший деньги в рост, признался ему, что в чем-то заблуждался;
Аркесилай ответил стихами из Софоклова "Эномая"
– Заблудится и птица меж ветров, Коль не стремится к милому приплоду. Один диалектик Алексиновой школы не смог повторить как
следует какой-то довод Алексина; Аркесилай рассказал ему историю про Филоксена
и кирпичников. Филоксен услышал, как они поют, коверкая что-то из его напевов,
и стал за это топтать их кирпичи, приговаривая: "Вы портите мое, а я
ваше". Не любил он тех, кто принимается за науки не в должную пору.
В разговоре он обычно, сказав "Я утверждаю", добавлял: "А
такой-то с этим не согласится" – и называл имя; от него это переняли
многие его ученики, как и весь его облик и образ речи. Был он очень находчив в метких ответах, умел оборачивать
рассуждение, возвращая его к исходному месту, умел применяться к любому случаю.
Силою убеждения он превосходил всякого; потому и стекались к нему в школу столь
многие, хоть и страшась его острого языка. Но они смиренно это переносили, так
как был он добр и умел обнадеживать слушателей. С товарищами он был всегда готов поделиться и оказать
услугу, но по скромности своей скрывал эту доброту. Так, навестив однажды
больного Ктесибия и приметив, в какой он бедности, он потихоньку подложил ему
под изголовье кошелек; и тот, обнаружив его, воскликнул: "Это шутки
Аркесилая!" А в другой раз Аркесилай послал ему тысячу драхм. Это он свел аркадянина Архия с Евменом и тем дал ему случай
достичь высокого достоинства. По широте души и щедрости он был первейшим
посетителем платных зрелищ
У него было имение в Питане, с которого высылал ему доходы
брат его Пилад; кроме того, немалыми деньгами опекал его Евмен, сын Филетера, –
оттого-то ему одному из всех царей посвящал Аркесилай свои книги. И хотя много
народу услужало Антигону и встречало его при наездах в Афины, но Аркесилай
оставался в стороне, не желая напрашиваться на знакомство. Другом ему был
Гиерокл, начальник Мунихия
Все свое время он проводил в Академии, отстраняясь от
общественных дел. Лишь иногда, выходя в город, он по дружбе к Гиероклу
задерживался в Пирее, обсуждая разные положения, и за это иные о нем
злословили. Роскоши он был предан безмерно – чем не второй Аристипп?
Любил званые обеды, но только с гостями тех же вкусов, что и он. Жил открыто с
Феодотой и Филой, гетерами из Элиды, а кто его бранил, тем он отвечал Аристипповыми
изречениями. Любил мальчиков и совсем терял из-за них голову; за это Аристон
Хиосский со своими стоиками поносил его, обзывая растлителем отроков,
мужеложцем и наглецом. Особенно, говорят, был он влюблен в Деметрия, с которым
плавал в Кирену, а еще в Клеохара Мирлейского; это о Клеохаре он крикнул из-за
двери пьяным гулякам, что он и отворил бы им, да мальчик не хочет. Этого же
мальчика любили и Демохар, сын Лахета, и Пифокл, сын Бугела; и Аркесилай застал
его с ними, но по кротости своей сказал, что уступает им место. За все это и нападали на него вышеназванные недруги,
высмеивая его тщеславие и потакание черни. В особенности набрасывались на него
Иероним-перипатетик с товарищами, когда он приглашал друзей ко дню рождения
Алкионея, сына Антигона, и Антигон присылал большие деньги им на угощение. Но
от застольных рассуждений он там уклонялся всякий раз; и когда Аридик предложил
вопрос для рассмотрения и потребовал высказаться, он сказал: "Разве первая
забота философа не о том, чтобы всему знать свое время?" А что до
обвинения в потакании черни, то и Тимон среди многого другого говорит о нем
так: Так он вещал и сокрылся в толпе обставшего люда; Все на него, как на филина зяблики, глядя, дивились, Вот, – указуя, – сколь суетен тот, кто ласкается к черни! Невелика твоя честь – так чем же тщеславишься, глупый? И все-таки тщеславия в нем было так мало, что он сам
побуждал своих учеников слушать и других философов. А когда один юноша с Хиоса,
недовольный его школой, предпочел вышеназванного Иеронима, он сам отвел и
представил его этому философу, наказав хорошо вести себя. Передают и такую его шутку: на вопрос, почему из других школ
к эпикурейцам ученики перебегают, а от эпикурейцев к другим никогда, он
ответил: "Потому что из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной
нельзя". Почувствовав близость кончины, он завещал все свое добро
своему брату Пиладу за то, что он тайно от Мерея взял его с собою на Хиос, а
потом отвез в Афины. Ни жены, ни детей он не завел за всю свою жизнь. Завещаний
он написал три: одно положил в Эретрии у Амфикрита, другое – в Афинах у
каких-то друзей, а третье послал на родину одному из своих родственников, по
имени Фавмасий, с просьбой его сохранить. Писал он ему так: "Аркесилай Фавмасию шлет привет. Я дал Диогену мое завещание,
чтобы отвезти его тебе. Так как болею я часто, а телом я слаб, то я и решил,
что пора составить завещание, чтобы, если что случится, не оставить тебя в
обиде за все твое доброе отношение ко мне. По твоим годам и по нашему родству
ты достойнее всех в нашем краю хранить вверенное тебе завещание. Помни же, в
сколь важном деле я тебе оказываю доверие, и постарайся ответить мне тем же,
чтобы все мои распоряжения, сколько это зависит от тебя, были выполнены с
подобающей пристойностью. Такие же завещания положены мною в Афинах у некоторых
друзей и в Эретрии у Амфикрита". Скончался он, говорит Гермипп, оттого, что выпил слишком
много неразбавленного вина и повредился в рассудке; было ему уже семьдесят пять
лет, и в Афинах он пользовался таким уважением, как никто другой. Есть у нас
стихц и о нем: Аркесилай, ужели ты мог настолько не в меру Цельным вином опьянеть, чтобы лишиться ума? Твой неумеренный хмель принес тебе грустную гибель И, что гораздо грустней, стал оскорбленьем для Муз
Было также три других Аркесилая: один – поэт древней
комедии, другой – элегик, третий – ваятель, о котором Симонид сочинил такую
надпись: Вот Артемиды кумир, за немалую сделанный цену- Двести паросских монет с изображеньем козла; А изготовил его искусный в ремеслах Паллады Славный Аркесилай, Аристодикова кровь
Расцвет названного философа, по утверждению Аполлодора в
"Хронологии", приходился на 120-ю олимпиаду Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа