1. АРИСТОТЕЛЬ
.1. АРИСТОТЕЛЬ
Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, из Стагира. Никомах этот
был потомок Никомаха, сына Махаона и внука Асклепия (так пишет Гермипп в книге
"Об Аристотеле"); жил он при Аминте, македонском царе, как врач и
друг
От Платона он отошел еще при его жизни; Платон, говорят, на
это сказал: "Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою
мать". Гермипп в "Жизнеописаниях" рассказывает, будто он
находился в афинском посольстве к Филиппу, когда главенство в академической
школе перешло к Ксенократу
Позор молчать, коль Ксенократ болтает!
Учеников своих он упражнял в рассуждениях на заданные
положения, упражнял и в красноречии. Тем не менее отсюда он уехал к евнуху Гермию, тирану
Атарнея; говорят даже, что тот был его любовником, а другие говорят, будто
Гермий породнился с ним, выдав за него дочь или племянницу. Так пишет Деметрий
Магнесийский в книге "Об одноименных писателях и поэтах"; он же
уверяет, что Гермий был рабом Евбула, вифинянином, и убил своего хозяина. Аристипп
в I книге "О роскоши древних" пишет, будто Аристотель влюбился в
наложницу Гермия, женился на ней с его согласия и от радости стал приносить
смертной женщине такие жертвы, какие афиняне приносят элевсинской Деметре, а в
честь Гермия сочинил пеан, приводимый ниже. Оттуда он явился в Македонию к
Филиппу; здесь он взял в обучение его сына Александра; попросил восстановить
свой родной город, разрушенный Филиппом
Скоро умрешь ты, о сын мой, судя по тому, что вещаешь!
Так и случилось: его заподозрили в соучастии с Гермолаем,
злоумышлявшим против Александра
Стало быть, Аристотель уехал в Афины, и там он тринадцать
лет возглавлял школу, пока ему не пришлось бежать в Халкиду, оттого что его
привлек к суду за бесчестие иерофант
Сей человек вопреки священным уставам бессмертных Был беззаконно убит лучников-персов царем. Не от копья он погиб, побежденный в открытом сраженье, А от того, кто попрал верность коварством своим
В Халкиде он и скончался, выпив аконит, и было ему семьдесят
лет, а к Платону он пришел в тридцать. Так утверждает Евмел в V книге
"Истории"; но это ошибка, ибо жизни его было шестьдесят три года, а с
Платоном он встретился в семнадцать. Гимн его имеет такой вид: Добродетель, Многотруднейшая для смертного рода, Краснейшая добыча жизни людской, За девственную твою красоту И умереть, И труды принять мощные и неутомимые – Завиднейший жребий в Элладе: Такою силой Наполняешь ты наши души, Силой бессмертной, Властнее злата, Властнее предков, Властнее сна, умягчающего взор. Во имя твое Геракл, сын Зевса, и двое близнецов Леды Великие претерпели заботы, Преследуя силу твою. Взыскуя тебя, Низошли в обитель Аида Ахилл и Аянт. И о твоей ревнуя красе, Вскормленник Атарнея не видит более полдневных лучей. Не за это ли ждет его песнь И бессмертье От Муз, дочерей Мнемосины, Которые во имя Зевса Гостеприимца Возвеличат дар незыблемой его дружбы. Есть у нас и о нем стихи, вот какого вида: Евримедонт, богини Део служитель и чтитель, За нечестивую речь в суд Аристотеля звал. Но аконита глоток избавил того гоненья: В нем одоленье дано несправедливых обид
По словам Фаворина в "Разнообразном
повествовании", он первый написал речь в свою защиту для этого самого
труда и сказал при этом, что в Афинах Груша зреет на груше, на ябеде ябеда зреет
По "Хронологии" Аполлодора, родился он в 1-м году
99-й олимпиады, а примкнул к Платону и находился при нем двадцать лет, начиная
с семнадцатилетнего возраста; в Митилены поехал в архонтство Евбула на 4-м году
108-й олимпиады, а перед тем, после кончины Платона в архонтство Феофила, на
1-м году той же олимпиады, удалился к Гермию и жил у него три года; к Филиппу
поехал в архонтство Пифодота, на 2-м году 109-й олимпиады, когда Александру
исполнилось 15 лет; в Афины вернулся на 2-м году 111-й олимпиады и в Ликее
преподавал тринадцать лет; затем удалился в Халки-ду на 3-м году 114-й
олимпиады и умер там от болезни шестидесяти трех лет, в архонтство Филокла,
когда и Демосфен погиб в Калаврии. Полагают, будто царскую немилость он навлек
тем, что привел когда-то к Александру Каллисфена, и будто царь возвеличивал
Анаксимена
Феокрит Хиосский написал на него такую насмешливую
эпиграмму, приводимую Амбрионом в книге "О Феокрите": Пуст Аристотеля ум, и пустую он ставит гробницу, Евнух Гермий, тебе, бывший Евбуловский раб! От ненасытного брюха покинул он сад Академа, Чтобы найти свой приют там, где мутится Борбор
А Тимон задел его в таком стихе: Ни Аристотель с его пустословьем, не знающим сдержки... Такова жизнь этого философа. Нам известно и его завещание
Когда дочь придет в возраст, то выдать ее за Никанора; если
же с нею случится что-нибудь до брака (от чего да сохранят нас боги!) или же в
браке до рождения детей, то Никанору быть хозяином и распоряжаться о сыне и обо
всем остальном достойно себя и нас. Пусть Никанор заботится и о девочке и о
мальчике Никомахе, как сочтет за благо, словно отец и брат. Если же что
случится с Никанором (да не будет этого!) или до брака, или же в браке до
рождения детей, то всем распоряжениям оставаться в силе. Если Феофраст пожелает
взять девочку за себя, то быть ему за Никанора; если же нет, то
душеприказчикам, посоветовавшись с Антипатром, распоряжаться о дочери и о сыне,
как они почтут за лучшее. Далее, в память обо мне и о Герпиллиде, как она была ко мне
хороша, пусть душеприказчики и Никанор позаботятся о ней во всем, и если она
захочет выйти замуж, то пусть выдадут ее за человека, достойного нас. В
добавление к полученному ею ранее выдать ей из наследства талант серебра и
троих прислужниц, каких выберет, а рабыню и раба Пиррея оставить за ней. Если
она предпочтет жить в Халкиде, то предоставить ей гостиное помещение возле
сада; если в Стагире, то отцовский дом; и какой бы дом она ни выбрала,
душеприказчикам обставить его утварью, какою они сочтут за лучшее и для
Герпиллиды удобнейшее. Никанору же позаботиться и о мальчике Мирмеке, чтобы его
достойным нас образом доставили к его родным вместе со всем, что мы ему подарили.
Амбракиду отпустить на волю и дать ей при замужестве девочки 500 драхм и ту
рабыню, что при ней. Фале вдобавок к той купленной рабыне, что при ней, дать
1000 драхм и еще одну рабыню. Симону сверх тех денег, что выданы ему на другого
раба, или купить раба, или додать денег. Тихона, Филона и Олимпию с ребенком
отпустить на волю при замужестве дочери. Никого из мальчиков, мне служивших, не
продавать, но всех содержать, а как придут в возраст, то отпустить на волю,
если заслужат. Позаботиться о статуях, заказанных Гриллиону, чтобы они были
закончены и поставлены; а заказать мы рассудили статуи Никанора, Проксена и
Никаноровой матери. Поставить надобно и статую Аримнеста, уже изготовленную,
чтобы она была о нем памятью, ибо он умер бездетным; а статую моей матери
посвятить Деметре в Немее или где покажется лучше. Где бы меня ни похоронили,
там же положить и кости Пифиады, как она сама распорядилась. А за благополучный
возврат Никанора посвятить в Стагире по обету моему каменные изваяния в четыре
локтя Зевсу Спасителю и Афине Спасительнице". Таков был вид его завещания. Говорят, будто после него
осталось очень много посуды и будто Ликон сообщает, что он купался в теплом
масле и потом это масло распродавал. Некоторые говорят также, будто пузырь с
теплым маслом он прикладывал к животу и будто когда он спал, то держал в руке
медный шарик, а под него подставлял лохань, – чтобы шарик падал в лохань и
будил его своим звуком. Известны весьма удачные его изречения. Так, на вопрос, какой
прок людям лгать, он ответил: "Тот, что им не поверят, даже когда они
скажут правду". Его попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного
нрава; он ответил: "Я подаю не нраву, а человеку"
Часто он говорил друзьям и питомцам, когда бы и где бы ни
случалась какая беседа, что как зрение впитывает свет из окружающего [воздуха],
так и душа – из наук. Не раз и подолгу говорил он о том, что афиняне открыли
людям пшеницу и законы, но пшеницею жить научились, а законами нет. Об учении он говорил: "Корни его горьки, но плоды
сладки". На вопрос, что быстро стареет, он ответил:
"Благодарность". На вопрос, что такое надежда, он ответил: "Сон
наяву". Диоген предложил ему сушеных смокв; но он догадался, что
если он их не возьмет, то у Диогена уже заготовлено острое словцо, и взял их, а
Диогену сказал: "И словцо ты потерял, и смоквы!" А в другой раз, взяв
у Диогена смоквы, он воздел их к небесам, как младенца, и воскликнул: "О,
Диоген богородный!"
Воспитание, говорил он, нуждается в трех вещах: в даровании,
науке, упражнении. Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, он сказал:
"Заочно пусть он хоть бьет меня!" Красоту он называл лучшим из верительных писем. Впрочем,
другие утверждают, что это сказал Диоген, Аристотель же о красоте сказал:
"Это дар божий"; Сократ: "Недолговечное царство"; Платон:
"Природное преимущество"; Феофраст: "Молчаливый обман";
Феокрит: "Пагуба под слоновой костью"; Карнеад: "Владычество без
охраны". На вопрос, какая разница между человеком образованным и
необразованным, он ответил: "Как между живым и мертвым"
Один человек хвалился, что он родом из большого города.
"Не это важно, – сказал Аристотель, – а важно, достоин ли ты большого
города". На вопрос, что есть друг, он ответил: "Одна душа в двух
телах". Среди людей, говорил он, одни копят, словно должны жить вечно, а
другие тратят, словно тотчас умрут. На вопрос, почему нам приятно водиться с
красивыми людьми, он сказал: "Кто спрашивает такое, тот слеп". На
вопрос, какую он получил пользу от философии, он ответил: "Стал делать
добровольно то, что другие делают в страхе перед законом". На вопрос, как
ученикам преуспеть, он ответил: "Догонять тех, кто впереди, и не ждать
тех, кто позади". Один болтун, сильно докучавший ему своим пустословием,
спросил его: "Я тебя не утомил?" Аристотель ответил: "Нет, я не
слушал". Его попрекали за то, что он собрал складчину для нехорошего
человека; он ответил (передают и так): "Я собирал не для человека, а для
человечности". На вопрос, как вести себя с друзьями, он сказал: "Так,
как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами". Справедливость, говорил он, – это душевная добродетель,
состоящая в том, чтобы всем воздавать по заслугам. Воспитание называл он лучшим
припасом к старости. Часто он говорил: "У кого есть друзья, у того нет
друга" – так сообщает Фаворин во II книге "Записок", но это есть
и в VII книге "Этики"
Таковы известные его изречения. Он написал очень много книг, и так как был он отличнейшим во
всех науках, то я почел за нужное перечислить их все:
"О справедливости" 4 книги, "О поэтах" 3 книги,
"О философии" 3 книги, "О государственном деятеле"
2 книги, "О риторике, или Грилл", "Неринф",
"Софист", "Менексен", "О любви",
"Пир", "О богатстве", "Поощрение",
"О душе", "О молитве",
"О знатности", "О наслаждении", "Александр,
или В защиту поселенцев", "О царской власти",
"О воспитании", "О благе" 3 книги,
"Извлечения из "Законов" Платона" – 3 книги, "Извлечения
из "Государства"" – 2 книги, "О домоводстве",
"О дружбе", "О том, что значит страдать или
пострадать", "О науках", "О спорных
вопросах" 2 книги, "Разрешения спорных вопросов" – 4 книги,
"Софистические разделения" – 4 книги,
"О противоречиях", "О родах и видах",
"О присущем", "Записки об умозаключениях" 3 книги,
"Предпосылки о добродетели" – 2 книги, "Возражения"
"О различных выражениях, или О приложении",
"О страстях, или О гневе", "Этика" – 5 книг,
"О началах" 3 книги, "О науке",
"О первоначале", "Разделения" – 17 книг, "К
разделениям", "О вопросах и ответах" 2 книги,
"О движении", "Предпосылки", "Спорные
предпосылки", "Силлогизмы", "Первая аналитика" – 8
книг, "Большая вторая аналитика" – 2 книги,
"О задачах", "Методика" – 8 книг,
"О лучшем", "Об идее", "Определения к
топике" – 7 книг, "Силлогизмы" – 2 книги, "К силлогизмам
определения", "О предпочтительном и случайном", "К
топике", "Топика к определениям" – 2 книги, "Страсти",
"К разделениям", "О математике",
"Определения" – 13 книг, "Умозаключения" – 2 книги,
"О наслаждении", "Предпосылки",
"О добровольном", "О прекрасном", "Положения
к умозаключениям" – 25 книг, "Положения о любви" – 4 книги,
"Положения о дружбе" – 2 книги, "Положения о душе",
"Политика" – 2 книги, "Политические беседы наподобие Феофрастовых"
– 8 книг, "О справедливом" 2 книги, "Сборник
руководств" – 2 книги, "Руководство по риторике" – 2 книги,
"Руководство", "Другой сборник руководств" – 2 книги,
"О методе", "Сокращение Феодектова руководства",
"Разработка руководства по поэтике" – 2 книги, "Риторические
энтимемы", "О большом", "Разделения энтимем",
"О слоге" 2 книги, "О советовании",
"Сборник" – 2 книги, "О природе" 3 книги, "К
природе", "Об Архитовой философии" 3 книги,
"О Спевсипповой и Ксенократовой философии", "Извлечения из "Тимея"
и из "Архита"", "Возражение на Мелисса",
"Возражение на Алкмеона", "Возражение на пифагорейцев",
"Возражение на Горгия", "Возражение на Ксенофана",
"Возражение на Зенона", "О пифагорейцах",
"О животных" 9 книг, "Анатомия" – 8 книг,
"Выборка из Анатомии", "О сложных животных",
"О баснословных животных", "О бесплодии",
"О растениях" 2 книги, "Физиогномика",
"Врачевание" – 2 книги, "О единице", "Признаки
бури", "К астрономии", "К оптике",
"О движении", "О музыке", "К
мнемонике", "Гомеровские вопросы" – б книг, "Поэтика",
"Физика в азбучном порядке" – 28 книг, "Рассмотренные
вопросы" – 2 книги, "Круг знаний" – 2 книги, "К
механике", "Демокритовы вопросы" – 2 книги,
"О магните", "Примеры", "Смесь" – 12 книг,
"Исследования по родам" – 14 книг, "Притязания",
"Олимпийские победители", "Пифийские победители",
"О музыке", "К Пифийским играм", "Опровержения о
пифийских победителях", "Дионисийские победители",
"О трагедиях", "Театральные списки",
"Пословицы", "Застольные порядки", "Законы" – 4
книги, "Категории", "Об истолковании",
"Государственные устройства" 158 городов, общие и частные,
демократические, олигархические, аристократические и тиранические, "Письма
к Филиппу", "Сёлимбрийские письма", "Письма к Александру"
– 4 книги, "К Антипатру" – 9 книг, "К Ментору", "К
Аристону", "К Олимпиаде", "К Гефестиону", "К
Фемистагору", "К Филоксену", "К Демокриту";
гекзаметры, начинающиеся "Старший богов, святой дальновержец...";
элегические стихи, начинающиеся "Матери дочь благодетной...". Всего в этих сочинениях 445 270 строк. Вот сколько написано им книг. А изложить в них он хотел вот
что. В философии есть две части: практическая и теоретическая.
Практическая включает этику и политику (причем к политике относятся как дела
государственные, так и дела домоводственные), теоретическая – физику и логику
(причем логику не как самостоятельную часть, а как отточенное орудие). У всего этого он с отчетливостью предполагал две цели:
вероятность и истину. Для каждой цели употреблял два средства: диалектику и
риторику для вероятности, аналитику и философию для истины. Из того, что служит нахождению, суждению, использованию, он
не упустил ничего. Для нахождения он предложил в "Топике" и
"Методике"
Критерием истины объявлял он для являющихся впечатлений –
ощущение, а для предметов нравственности, относящихся к государству, дому и
законам, – разум. Конечную цель он полагал одну – пользование добродетелью в
совершенной жизни
Приязнь определял он как равенство взаиморасположения:
бывает она родственная, любовная и гостеприимственная. Любовь служит не только
совокуплению, но и философии; мудрец будет и предаваться любви, и заниматься
государственными делами, и вступать в брак, и жить с царями. Жизнь бывает
троякая: созерцательная, деятельная и усладительная; созерцательная
предпочтительнее всего. Вся совокупность наук весьма способствует достижению
добродетели. В физике он особенно превзошел всех изысканиями о причинах
вещей: даже для самых малых вещей он открывал причины. Поэтому им и написано
так много книг физического содержания. Бога он вслед за Платоном объявлял
бестелесным. Провидение бога простирается на небесные тела, сам же он
неподвижен; а все наземное устрояется по взаимострастию небесными телами.
Стихий существует четыре, а кроме них пятая, из которой состоят эфирные тела; и
движение у нее особенное, а именно кругообразное. Душу он также считал бестелесной: это – первая предельность
(entelecheia) тела природного, имеющего строй и – посильно – живого
Он высказывал и много других суждений о многих предметах,
которые было бы долго перечислять, ибо всюду он был в высшей степени трудолюбив
и изобретателен, как видно и из вышеназванных его сочинений, число которых близко
к четыремстам, считая только несомненные; а ему приписывается и много других
сочинений, равно как и изречений, метких, но незаписанных. Всего было восемь Аристотелей: первый – вышеназванный;
второй – афинский государственный деятель, от которого известны изящные
судебные речи Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа