1. АНТИСФЕН
.1. АНТИСФЕН
Антисфен, сын Антисфена, был афинянин, но, по слухам,
нечистокровный. Впрочем, когда его этим попрекнули, он сказал: "Матерь
богов – тоже фригиянка"
Сперва он учился у ритора Горгия
Потом он примкнул к Сократу и, по его мнению, столько
выиграл от этого, что даже своих собственных учеников стал убеждать вместе с
ним учиться у Сократа. Жил он в Пирее и каждый день ходил за сорок стадиев
Часто он говорил: "Я предпочел бы безумие
наслаждению", а также: "Сходиться нужно с теми женщинами, которые
сами за это будут благодарны". Один мальчик с Понта собирался слушать его
и спросил, что для этого нужно приготовить; Антисфен ответил: "Приготовить
книжку, да с умом, и перо, да с умом, и дощечки, да с умом"
Когда он принимал посвящение в орфические таинства и жрец
говорил, что посвященные приобщатся в Аиде несчетным благам, он спросил жреца:
"Почему же ты не умираешь?" Однажды его попрекали тем, что он
происходит не от свободнорожденных родителей. "Но ведь и атлетами мои
родители не были, – возразил Антисфен, – а я тем не менее атлет"
Увидев прелюбодея, спасавшегося от погони, он сказал ему:
"Несчастный! От какой опасности мог бы ты избавиться за какой-нибудь
обол!"
Он говорил, что, как ржавчина съедает железо, так
завистников пожирает их собственный нрав. Те, кто хочет обрести бессмертие,
говорил он, должны жить благочестиво и справедливо. По его словам, государства
погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных. Когда
его однажды хвалили дурные люди, он сказал: "Боюсь, не сделал ли я чего
дурного?"
На вопрос, что дала ему философия, он ответил: "Умение
беседовать с самим собой"
Сдержанность, говорил он, нужнее тем, кто слышит о себе дурное,
нежели тем, в кого бросают камнями. Над Платоном он издевался за его гордость.
Увидев однажды в процессии норовистого коня, он сказал Платону: "По-моему,
и из тебя вышел бы знатный конь!" – дело в том, что Платон постоянно
нахваливал коней. Однажды, когда Платон был болен, Антисфен, зайдя к нему,
заметил лохань с его рвотой и сказал: "Желчь я в ней вижу, а гордыни не
вижу". Он советовал афинянам принять постановление: "Считать
ослов конями"
К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, он
обратился так: "Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему,
стала она похваляться?" – "Красотою", сказал тот. "И тебе
не стыдно гордиться тем же, что и бездушный истукан?" Юноша, приехавший с Понта, обещал наградить Антисфена, как
только прибудет его корабль с соленой рыбой
Он же, говорят, был причиною изгнания Анита и смерти Мелета:
повстречав однажды юношей с Понта, привлеченных в Афины славою Сократа, он
отвел их к Аниту, заявив, что тот превзошел Сократа и мудростью и
нравственностью; это вызвало такое возмущение присутствующих, что они изгнали
Анита. Если он встречал женщину в пышном наряде, то отправлялся к
ней домой и требовал, чтобы ее муж показал ему свои доспехи и коня: если они у
него есть, он может позволить ей наряжаться, всегда имея против нее оружие,
если нет, он должен снять с нее дорогой наряд. Мнения его были вот какие. Человека можно научить
добродетели. Благородство и добродетель – одно и то же. Достаточно быть
добродетельным, чтобы быть счастливым: для этого ничего не нужно, кроме
Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии
слов, ни в обилии знаний. Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается, ибо все, что
принадлежит другим, принадлежит ему. Безвестность есть благо, равно как и труд.
В общественной жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а законами
добродетели. Он женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он
не будет избегать и любовных связей – ибо только мудрец знает, кого стоит
любить. Диокл приписывает ему также и следующие мнения. Для мудреца
нет ничего чуждого или недоступного. Хороший человек достоин любви. Все, кто
стремится к добродетели, друзья между собой. Своими соратниками надо делать
людей мужественных и справедливых. Добродетель – орудие, которого никто не
может отнять. Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества
дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших. Не пренебрегай
врагами: они первыми замечают твои погрешности. Справедливого человека цени
больше, чем родного. Добродетель и для мужчины, и для женщины одна. Добро
прекрасно, зло безобразно. Все дурное считай себе чуждым. Разумение –
незыблемая твердыня: ее не сокрушить силой и не одолеть изменой. Стены ее
должны быть сложены из неопровержимых суждений. Свои беседы он вел в гимнасии Киносарге
Из всех учеников Сократа только один Антисфен заслужил
похвалу Феопомпа, который говорит, что он был искусный оратор и сладостью своей
речи мог приворожить кого угодно. Это видно и по его сочинениям, и по
"Пиру" Ксенофонта
О знатоки стоических правд! О вы, что храните В ваших священных столбцах лучший завет мудрецов! Вы говорите: единое благо души – добродетель, Ею сильны города, ею живет человек. А услаждение плоти, для многих – предельная радость, Есть лишь малый удел только единой из Муз
Он был образцом бесстрастия для Диогена, самообладания для
Кратета, непоколебимости для Зенона: это он заложил основание для их строений
Известны десять томов его сочинений
Умер он от чахотки, как раз тогда, когда к нему пришел
Диоген и спросил: "Не нужен ли тебе друг?" А однажды Диоген принес с
собою кинжал, и, когда Антисфен воскликнул: "Ах, кто избавит меня от
страданий!", он показал ему кинжал и произнес: "Вот кто". –
"Я сказал: от страданий, а не от жизни!" – возразил Антисфен.
По-видимому, он и в самом деле слишком малодушно переносил свою болезнь, не в
меру любя жизнь. Вот наши стихи о нем: В жизни своей, Антисфен, ты псом был недоброго нрава, Речью ты сердце кусать лучше, чем пастью, умел. Умер в чахотке ты злой. Ну что же? Мы скажем, пожалуй: И по дороге в Аид нужен для нас проводник Заполнить форму заказа)
© 2010 Референт -fan-5.ru | Design by:
www.fan-5.ru | Скачать
Реферат |
Библиотека
Домой |
Карта сайта |
Форма заказа